Калязин: город без таджиков

На модерации Отложенный

Калязин - город аварийного жилья. Когда идёшь по городу, создаётся впечатление, что город сплошь состоит из рушащихся домов. Дороги преимущественно грунтовые, местами переходящие в бетонные. Общественный транспорт - автобусики советского образца, свежевыкрашенные, отремонтированные, и всё же безнадёжно устаревшие. Жилой фонд - это преимущественно частный сектор. Местами хрущёвки и двухэтажные полубарачные домики без санузла, водопровода и отопления. Вода - из колонки. Отопление - железные буржуйки с дровами. Двухэтажки ремонтируют очень «прогрессивными» методами - обшивают поверху пластиковыми панелями, и готово. Вроде вид приличный. А что там внутри - никого не волнует.

Однако есть и такие дома, которые крошатся у основания, которые того и гляди развалятся на глазах. Дома, у которых крыша собирается упасть на голову жильцам.

Во избежание скандала, решили проживающих в таких домах переселить по программе переселения граждан.  С этой целью затеяли строительство четырёх домов. И для постройки четырёх домов - двух трёхэтажных и двух двухэтажных - завезли два вагона таджиков. Точнее два общежития. Одно из общежитий представляет собой самое новенькое здание в городе. Второе попроще. И оба общежития находятся в двух шагах от центральной площади, одно - бок о бок с местной администрацией.

Если вывести весь состав привезённых работников на стройку, получили бы столпотворение не хуже вавилонского. Но далеко не все «строители» были заняты на общественных работах - попутно они подрабатывали «на стороне» - строили хоромы местным воротилам, участвовали в строительстве городского крытого рынка, здания Сбербанка. За всё это платили отдельно.
Местное население поначалу новых поселенцев не замечало. Когда замечали, люди старшего поколения относились сочувственно - все видели по телевизору, что бедные таджики недоедают, недосыпают и вкалывают на тяжёлой работе, и ещё их постоянно обманывают, не дают денег, заработанных кровавым потом, и ещё их злые скинхеды убивают. У молодёжи был другой традиционный противник - детдомовские. Да и таджики поначалу вели себя смирно. Потом обжились, прибавили в числе - настолько, что стало тесно в двух общагах, стали выходить вечером в город на прогулку. А потом попытались влиться в местное «общество».
Город маленький, развлечений не очень много. А какие есть - молодёжь не жалует. Кино в кинотеатре крутят старое, в местный шахматный клуб дорога заросла травой, брусья и турник на спортивных площадках ржавеют. В фаворе другой вид культурно-массового отдыха - сборища по субботам в заведении под названием «Лион». Сложно охарактеризовать, что это за место. Это что-то вроде клуба, но совсем-совсем уж захолустного. Пустой зал и музыкальная аппаратура. И ни одного трезвого человека. К десяти часам - времени открытия, молодёжь в окрестностях принимает «боевые» литры алкоголя и идёт на штурм.

Таджики тоже захотели приобщиться к местным развлечениям. С этого и началась драка в ночь с 21 на 22 августа уже никто. Версий, что послужило отправной точкой, несколько: таджики стали запихивать девушек в машину, а местные ребята заступились, таджики попытались затащить девушку в кусты и её защитили, наконец - таджики наехали толпой на местного парня, и за парня встала горой его компания. Говоря сухим языком милицейских сводок - установлен факт массовой драки. Приехала милиция, разняла. С обеих сторон были пострадавшие, которых увезли в больницу. Таджики ретировались. Местные решили показать, кто в доме хозяин. И пошли в логово врага, местонахождение которого ни для кого не было секретом. Новый дом крушить было жалко, зато старый деревянный раскромсали - побили стёкла, кое-где выломали рамы. Для усмирения вызвали из Твери ОМОН.

На следующий день жажда мщения не пропала. Подоспела и поддержка - когда жители соседнего города Кашина узнали о случившемся, рванули на помощь. В Кашине тоже несколько лет назад  была похожая ситуация, с похожим итогом - город от пришельцев очистили. Однако кашинских на дороге завернул ОМОН - местная милиция хорошо изучила привычки проживающих на охраняемом участке граждан, и предупредила действия, которые могли привести к необратимым в худшем смысле этого слова последствиям.

23 августа таджиков вывезли, о чём сообщили собравшимся для установления закона и порядка гражданам местные власти.

Стройки остались без строителей, но местных жителей это не волнует:

- Да мы сами всё построим! Что, рук что ли нет? Вообще непонятно, почему завезли таджиков, а не набрали строителей из местных. Многие не могут найти работу. И построили бы лучше, поскольку - для себя!

Местные власти очень хвалят милицию, предотвратившую конфликт, а милиция запрещает даже своим между собой обсуждать ситуацию - дабы не плодить слухи. На контакт не идут. Начальник Калязинского ОВД отказался от встречи, пришлось доставать его по телефону. Отвечать на большинство вопросов он не захотел, сказал лишь, что уголовного дела по факту массовых беспорядков не заведено, бытовая драка разрешена мирным путём гражданами при участии милиции. На вопрос, что же, по его мнению, произошло в тот вечер, ответил - читайте пресс-релиз, подготовленный администрацией, там всё написано. Сам он там не был, ничего не знает.

Также ответили и в местной администрации - есть пресс-релиз, там всё изложено, а мы ничего не знаем, не присутствовали, сказать не можем.

В здании администрации расположен ЗАГС - место, где точно могут сказать о том, насколько подружились местные девушки с приезжими вьюношами. Однако заведующая ЗАГСом тоже ничего не захотела рассказывать.

- Мы такую статистику - о количестве браков между гражданами РФ и СНГ - предоставляем только в ФСБ. Это строго конфиденциально. И потом, это надо смотреть, процесс долгий... На моей памяти браков с таджиками не было, разве что с украинцами, белорусами. Также много браков между армянами и русскими.

Но Раиса Михайловна Шипалова лукавит - браки между таджиками и русскими имели место быть. И с сестрой жены гражданина Таджикистана мне удалось поговорить.

- Во-первых, они не такие мямли, как наши парни. Если даже им говоришь нет - они не отстают. («Женщины, как дети, всё время говорят "нет". Мужчины, как дети, им верят» - пришло на ум). Они более настойчивы. Брак с белой девушкой они воспринимают как подарок небес. У них подарки принято дарить, хотя бы шоколадку, но приносят. К тому же они беспомощные - просят помочь им выучить язык, например. Им тяжело живётся, жалко их, - так Юля объяснила свою мотивировку дружбы с таджиками. А её знакомые ребята считают иначе:

- Да это у них семейная карма. У неё сестра гулящая, как эстафетная палочка, прошла через руки всего города - не всего, конечно, а тех, кто не побрезговал. А замуж-то хочется, а никто не берёт. А таджик женился - ему нужно было гражданство, ей муж. На том и сошлись. А Юлька в сестру пошла. Все знали, чья она сестра и относились к ней предвзято, а она вместо того, чтобы достойным поведением реабилитировать фамилию, пошла по стопам сестры. Да и вообще, она просто общаться не умеет. Кому такая нужна. Разве что таджику какому-нибудь. Эти сёстры - им все мужики плохие. Никто же их по рукам не гнал. Это натура такая лядская.

- А много таких случаев?

- Да не. Всё же на виду. Эти уедут, скорее всего, потому что знают, что тут не приживутся, не принято здесь так.

Мне было ужасно интересно - кто же метёт город и метут ли вообще. Оказалось - метут. Но метут перед магазинами, владельцы которых работу и оплачивают. И метут пенсионеры или инвалиды. Или добровольцы - например, возле памятника Ленину по очереди убираются коммунисты, как сказала дежурившая в этот день женщина. Своё лицо она прятала, и фотографировать не разрешала. Хотя и говорит, что считает свой труд подвижническим и ничего зазорного в нём не видит.
И всё же одного МЕТУЩЕГО таджика я наша. Страшно напуганный, в надвинутой на глаза кепке, он не знал куда деваться от моих вопросов: и бежать нельзя и отвечать не хочется. Сказал, что всех очень любит, обещает вернуться на родину, просто у него там семья от голода умирает, поэтому он приехал.
А почему ваш народ не заставит правительство создать вам рабочие места, как-то развивать страну, раз вам так плохо живётся? - Я не знаю, это неуважение к старшим. Я не знаю, что сказать

Всё хорошо, что хорошо кончается - а конец без трупов, переломов, колотых ран и других тяжких телесных вполне можно считать благополучным исходом. Местные жительницы радуются возможности спокойно гулять с детьми по вечерам, без оглядки на гостей из СНГ, надеются, что таджики уехали навсегда. А местные жители готовы, если что, снова дать отпор.