Рабовладение в России

На модерации Отложенный

Рабовладельческое хозяйство в московском районе Гольяново существует уже почти двадцать лет. Правоохранители знают о нем.

Жанара Мирзахметова приехала в Москву вызволять сына Нурсултана из рабства. Несколько дней она провела под стенами магазина, где удерживали ее сына, пока наконец волонтеры из движения «Альтернатива» вместе с журналистами не предприняли попытку освобождения.

О том, что сын Жанары, Нурсултан Мирзахметов, в Москве попал в беду, матери сообщил младший сын. Нурсултан позвонил брату и сказал: «Меня сильно избили. Я не могу встать. Пускай мама приедет и заберет меня. Если хозяева узнают, что звонил, убьют». Жанара сразу же отправилась за сыном в Москву, в продуктовый магазин на Уральской, в окраинном районе Гольяново.

В магазине Жанару встретил хозяин, Рашид М., мужчина лет сорока пяти в футболке. Он поинтересовался, зачем она приехала и кто ей дал этот адрес. Сообщил, что у Нурсултана все нормально, и он работает. Нурсултан тоже присутствовал при разговоре, но был как чужой — просто стоял рядом с Рашидом и молчал, затем ушел внутрь магазина.

Жанара позвала сына, даже силой пыталась вытащить его. Но он отказался с ней идти, был, по словам матери, сильно напуган. Она уверена, что ее сына удерживают насильно. Более того, по словам женщины, хозяева магазина угрожали расправой и ей. Она ранее два раза обращалась в полицию, в 140-е отделение, но там ее заявление не приняли: сотрудники сказали, что ее сын совершеннолетний и может написать сам.

Тогда-то в дело и вступило движение «Альтернатива», которое больше шести лет занимается освобождением людей, попавших в рабство.

Туда позвонил кто-то из прохожих, несколько дней наблюдавший, как Жанара плачет под стенами магазина. «Время ограничено. Надо спасать. Местная полиция нас очень сильно не любит, потому что из-за нас у них потом будут проверки», — говорит Олег Мельников, лидер «Альтернативы».

 

О рабовладельцах в Гольянове известно еще с конца девяностых: кто-то из жертв тогда сбежал из застенков, в прессе было много шума, но потом все стихло.

В 2002 году в центр по работе с несовершеннолетними попала 17-летняя девочка с жуткими побоями. Сотрудники центра насчитали у девочки около десятка ран на голове, а руки были изрыты шрамами.

Девочка рассказала, что в подвале магазина на Уральской улице живут еще восемь ее сверстниц, которых заставляют бесплатно работать и периодически избивают. Было возбуждено дело, хозяйке магазина Шолпан Истанбековой предъявили обвинение в побоях и истязаниях, совершенных по отношению к несовершеннолетним и осудили на пять лет лишения свободы. Статьи о рабском труде тогда еще не было в Уголовном кодексе, но и статью «незаконное лишение свободы», более суровую, чем «побои», ей вменять не стали.

Уже в сентябре 2003 года Шолпан Истанбекову помиловали президентским указом. Эта уголовная история ничему, похоже, ее не научила. 30 октября 2012 года группа гражданских активистов освободили из подсобки магазина «Продукты» на Новосибирской улице 11 человек — женщин и мужчин, граждан Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Этот магазин принадлежал все той же Шолпан Истанбековой.