Вячеслав Ковтун: «Церковь всегда была подпоркой для власти в России»

Накануне празднования дня Победы мы встретились с Вячеславом Ковтуном, и невольно наш с ним разговор принял ставшее уже традиционным направление – российско-украинское противостояние. Тут мы обошли стороной Минский процесс, и сепаратистов, и даже на время забыли о нашумевших офшорах, мы говорили о главном – о душе.
Во время нашей беседы господин Ковтун пытался убедить меня в том, что проект под названием «американская мечта» остается привлекательным и актуальным для всех времен и народов. Именно в этом и заключается мощь США.
По его мнению, Россия на всех ее исторических этапах, не сумела предложить альтернативный этому тренду проект, Москва в этой цивилизационной конкурентной борьбе проигрывает Западу, точнее англосаксонскому проекту.

Я пытался ему возразить тем, что «секрет» этой привлекательности заключается в том, что Запад делал ставку на меркантильную составляющую человека, в то время, как Восток, включая и Третий Рим, - духовную составляющую. В этом бренном материальном мире, конечно, преимущество будет на стороне материализма, то есть, капиталистический тренд будет лидировать. Поэтому марксистско-ленинская диалектика потерпела поражение, и Россия и ее идеологические сателлиты не оправились до сих пор, да к тому же Глобализация работает против Кремля.
Мы предлагаем нашей аудитории ту часть беседы, касающуюся положения Польши как образца, к которому Украина должна равняться:

Идеологи и стратеги так называемой европейской цивилизации Украину и Россию воспринимают одинаково, как постсоветские страны?

Вячеслав Ковтун: В жизни и текущей политической ситуации в современном мире, хоть есть то, что не меняется, но на самом деле изменения происходят в тех зонах, которые до недавнего времени были безоговорочным протекторатом бывшей империи, то есть Советского Союза. Поскольку этой империи больше нет, то эта зона начинает сегментироваться, и сегменты переходят к новым центрам влияния. Это касается не только Европы и в том числе Польши, но и Средней Азии, где это еще более очевидно, и где Россия не может или не готова противостоять влиянию Китая. Китай постепенно распространяет свое влияние на Туркменистан, Таджикистан. Очень сильно влияние Китая в Киргизии, где я сам был и видел, как китайцы поставляют туда дешевые товары и людям это нравится, они готовы это принимать, а это момент, который усиливает влияние.

Я уже не говорю о Таджикистане, где китайскими рабочими строятся дороги, инфраструктура. Туркменистан вообще – отдельная «песня», там все газовые потоки переориентированы с Европы на Китай и это партнерство на века.

Вернемся к Польше?

Вячеслав Ковтун: По этой логике Польша была безраздельной колонией Советского Союза. Она иногда «рыпалась», мы помним военное положение, Войцех Ярузельский, но она оставалась в прежней орбите. После того, как изменилась ситуация, Польша начала усиливаться и сейчас Польша имеет эксклюзивные права в Евросоюзе. Бывший премьер Туск говорил, что без учета мнения Польши в Евросоюзе не могут приниматься решения, нравится это кому-то или нет. Безусловно, Польша – это отдельная страна. Проиграли и не получили такого влияния Венгрия, Чехия, Словакия, они не пользуются таким влиянием, как Польша. Но, тем ни менее, пример Польши должен быть путеводным для Украины.

Польша, в первую очередь, это католическая страна. Для них важно усиливать позиции католицизма в противовес Православию?

Вячеслав Ковтун: Я думаю, что влияние религиозного фактора сильно преувеличено. Оно не отражает реальной ситуации. Люди и страны строят свою жизнь, опираясь на материальные и реальные факторы. Они не лежат дома на диване и ждут, когда господь принесет им хлеба, вина и благополучия. Они работают, они ищут выход. При этом, для каждого человека, для страны и народа, важно иметь тотемы, что-то, во что ты веришь, что оно где-то там, высоко на тебя смотрит, о тебе заботится и помогает тебе. Но это совершенно не имеет отношения к реалиям. В христианской истории были религиозные войны, реформации, но это был очень короткий период. Происходили ужасные вещи, в том числе инквизиция, сжигание ведьм, благодаря чему женскому генофонду был нанесен такой урон, от которого Европа до сих пор не оправилась.



В Исламе мы наблюдаем жесткое противостояние на межконфессиональной основе. Мы видим возникновение … (Продолжение чтения)