Акты злодеяний Документы о зверствах фашистских захватчиков на Сталинградской земле Акты 35, 44
Документы о зверствах фашистских захватчиков на Сталинградской земле
Акты злодеяний
Борис Алексеевич Осадин, наш давний автор, лауреат газеты, ученый-физик, профессор, ветеран из поколения «детей войны» и, что главное, сталинградских детей. Он не раз выступал на наших страницах как поборник науки и с заступническим словом как сталинградский первоклассник победного 45-го года. На днях он прислал электронный «пакет» документов с просьбой довести до общественности, до сведения современного читателя, что творилось в Сталинграде и многочисленных станицах, хуторах и селах области в 1942–1943 гг. Это – сборник документов, «составленный по горячим следам Сталинградской битвы», который профессор не может переиздать.
Величайшее сражение нам известно по эпическим картинам, исключительным оценкам, историческим именам, масштабам пленений. А вот документы, присланные Б.А. Осадиным, позволяют вглядеться в лицо фашизма, проявившего здесь свою чудовищную натуру. Имена и портреты тысяч и тысяч погубленных не назовут, не явят нам колонны «Бессмертных полков»…
Документы так и обозначены:
ЗВЕРСТВА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
В РАЙОНАХ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПОДВЕРГШИХСЯ НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ
Документы под общей редакцией А.С. ЧУЯНОВА, председателя Сталинградской Областной Комиссии cодействия работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинению ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР.
Приведем только несколько типичных Актов.
ЗАЯВЛЕНИЕ (35)
Елисеевой А.А., 1914 г. рождения
До вторжения немецких убийц в город Сталинград наша семья состояла из пяти человек: меня, мужа, работавшего на заводе «Красный Октябрь» грузчиком в транспортном цехе, сына Виктора 14-ти лет и двух семимесячных близнецов. В день, когда немцы ворвались в город, муж был на заводе, и я не смогла уехать с ребятами за Волгу. Оставив свою квартиру, я перебралась к знакомым Гончаровым (ул. Демократическая, д. 20), где немцы нас и захватили.
13 ноября, несмотря на мороз, немецкие солдаты погнали раздетых и разутых людей на станцию Белая Калитва. Дорогой я заболела. У Вити от непосильного, 35-километрового, перехода опухли ноги. Двигаться дальше мы не могли. Нас оставили в селе Мариновка.
В первых числах декабря раздался стук в дверь. Это были немецкие солдаты. Они требовали картошки. Я ответила: «Мы сталинградцы, у нас у самих ничего нет, а что и было – давно отобрано». Сынишка Витя добавил: «У нас был дедушка Ленин, он кормил нас хлебом, а у немцев даже картошки нет». Немцы тут же схватили сынишку и выбросили из дома на улицу. Потом они оторвали от груди младшего младенца, которого я кормила, и со всей силой ударили о косяк двери. «Это советский выродок», – сказал один из детоубийц.
Через три дня нас погнали рыть траншеи. И вот здесь, когда я стала кормить второго своего малютку Петю, подошел еще один изверг. Он выхватил у меня ребенка и бросил его в снег. От горя я потеряла сознание. А когда пришла в себя, ребенок уже замерз. Похоронить его мне не разрешили.
В январе 1943 г. при своем отступлении немецкие звери еще раз избили меня прикладом. У них были раненые. Немецкие солдаты заставили наших женщин перевязывать немецких раненых. Я отказалась оказывать помощь убийцам моих детей, за что и была зверски избита. На несколько дней я потеряла сознание, из носа и горла у меня шла кровь.
Красная Армия освободила меня от фашистской неволи, избавила
от страшной и кошмарной жизни у немцев.
От побоев через каждые 2-3 дня у меня идет горлом кровь, а у сына Вити по ночам бывают припадки, и он кричит: «Мама, немцы!»
Подпись: Елисеева
АКТ (44)
14 июля 1943 г., х. Боровский-2 Серафимовичского района
Мы, нижеподписавшиеся, уполномоченный районной комиссии Петров М.И., граждане хутора Боровского-2 Лосев К.В., Миронова Р.И., Якунин Т.В. и Зрянина К.И. составили настоящий акт о нижеследующем.
2 августа 1942 г. немецко-итальянские войска, заняв х. Боровский-2, всех мужчин и стариков в количестве не менее 60-ти человек, в том числе троих красноармейцев, из которых один был тяжело ранен, обвинили в связи с партизанами и загнали в Глуховский овраг, над рекой Дон на горе Шпиль, оставив под усиленной охраной итальянских автоматчиков.
Под угрозой расстрела было запрещено выходить из колонны по любым надобностям.
В Глуховском овраге их продержали до вечера, а в ночь раздетых и разутых, голодных погнали в глубокий немецкий тыл.
По пути следования всех мужчин заставили везти мотоциклы, груженные ранеными итальянскими солдатами.
Колхозники везли мотоциклы своими руками на гору от хутора в степь на расстоянии более 2-х километров.
В пути следования конвоиры не разрешали выходить из строя колонны, а тех, кто отставал от колонны вследствие усталости, конвоиры безжалостно избивали прикладами винтовок и кулаками и топтали ногами.
Так были избиты Гончаров Ф.Я., 66 лет (после побоев заболел и через две недели умер),
Познеев С.И., 73 года,
Лосев К.В., 65 лет, Зерщиков И.С., Лащенов С.М. и Рудаковский А.К., инвалид 1-ой группы.
В этом же хуторе 8 августа 1942 г. итальянцы собрали всех женщин и детей и загнали около 300 человек в дом Рябова и примерно 200 человек в Глуховской овраг над рекой Дон.
Первую партию, в 300 человек, в ту же ночь отправили, без одежды, хлеба и воды, в степь и голодных пригнали в балку у хут. Верх. Осинок, где велели подконвойным лечь на землю и не разрешали вставать никому под угрозой расстрела.
В пути следования в немецкий тыл конвоиры из итальянских автоматчиков не давали гражданам в летней духоте ни отдыха, ни воды.
9 августа ночью немецко-итальянские войска выгнали вторую партию из хутора Боровского-2 и погнали в глубокий тыл под охраной солдат.
По пути следования гражданам не давали ни воды, ни хлеба и не разрешали выходить из колонны, чтобы передохнуть, несмотря на просьбы и мольбы женщин с грудными детьми.
Дети плакали, просили есть – хлеба не было, просили пить – воды не было.
В пути следования итальянцы производили обыски граждан, хорошие вещи отбирали.
Во время пребывания на хуторе немецко-итальянские войска проводили грабеж и издевались над мирными жителями.
Когда собрали всех женщин в дом Рябова и в Глуховской овраг, итальянские солдаты уводили молодых женщин и девушек из толпы и под угрозой расстрела насиловали их.
Согнав всех мужчин в Глуховской овраг, итальянцы пошли по дворам и выгоняли стариков, которые от разрывов снарядов укрывались в щелях.
Котов А.В. вылез из окопа, но встать не смог, поскольку был инвалидом (не имел одной ноги).
И за то, что не встал перед итальянским солдатом, был застрелен из автомата.
Был расстрелян и гражданин Коротков Василий Семенович, 1924 г. рождения, больной и находившийся вместе с семьей, отцом и матерью, на своем дворе в укрытии.
Так расправлялись немецкие и итальянские захватчики во время оккупации с мирными жителями х. Боровского-2 Серафимовичского района Сталинградской области.
Подписи: Петров, Лосев, Зрянина, Якунин, Миронова
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ (23)
злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и ущерба, причиненного ими государственным учреждениям, промышленности областного подчинения, сельскому хозяйству и имуществу граждан Сталинградской области
На основании сводных ведомостей, составленных представителями государственных предприятий, учреждений и общественных организаций, а также на основании произведенного членом Чрезвычайной Государственной Комиссии академиком И.И. Трайниным расследования фактов разрушений и злодеяний, учиненных в г. Сталинграде немецко-фашистскими захватчиками, установлено следующее.
В 1942 г. фашистские захватчики в течение четырех месяцев занимали четырнадцать районов Сталинградской области и часть районов г. Сталинграда.
Свое пребывание на указанной выше оккупированной территории гитлеровская армия отметила чудовищными преступлениями.
Осуществляя кровавую программу истребления советского народа, немецко-фашистские захватчики за период оккупации, по неполным данным,
расстреляли 1744 человека, казнили через повешение 108 человек,
подвергли избиению, диким издевательствам и пыткам 1598 человек.
Погибло в Сталинграде(по неполным данным) от бомбардировок вражеской авиации, артиллерийских и минных обстрелов 42 754 человека мирного населения.
На подневольный каторжный труд в немецкий тыл оккупанты угнали из области 28 425 человек населения.
Немецко-фашистскими захватчиками до основания сожжен, разрушен, превращен в руины Сталинград, уничтожены его мощные заводы Тракторный, «Красный Октябрь», «Баррикады» и другие.
Немецкие варвары полностью разрушили на оккупированной ими территории 137 зданий промышленного значения, 2505 складов, торговых баз и других промышленных и торговых объектов.
Разрушен Сталинградский железнодорожный узел, связывающий город на Волге с другими промышленными и экономическими центрами страны, приведено в негодность паровозное и вагонное хозяйство, депо, мастерские и все имущество.
В полную негодность были приведены трамвайный парк, воздушные и наземные линии, уничтожены здания телефонной станции, почтамта, радиостанции, их хозяйственный инвентарь, материалы, имущество.
Немцами разрушено 52 км шоссейных дорог,
70 мостов, 66 плотин и дамб,
127 км водопроводной и 25 км канализационной линий.
Погибло в огне и разрушено 53 332 жилых здания полностью и 1388 частично.
А всего уничтожено 54 720 зданий,
из которых 4397 принадлежали учреждениям и местной промышленности,
2498 – колхозам и 47 825 домов – частным гражданам.
С особым ожесточением немецко-фашистские варвары разрушали школы, больницы и культурно-просветительные учреждения.
Сожжено и уничтожено полностью 253 школы и частично 308,
детских учреждений (детдома, детсады, ясли) 114 полностью и 25 частично,
театров и клубов полностью 62 и частично 58,
библиотек полностью 13 и частично 5,
других культурно-просветительных учреждений полностью 133 и частично 29.
Разрушено больниц и амбулаторий полностью 90 и частично 77.
Общий материальный ущерб, причиненный хозяйству учреждений и промышленности областного подчинения, включая стоимость всего погибшего оборудования, сырья, топлива и готовой продукции, а также стоимость сельскохозяйственной продукции и сырья, выражается в сумме 978 350 500 руб.
Громадный ущерб нанесен немецко-фашистскими захватчиками колхозному хозяйству области.
Погибло посевов и урожая сельскохозяйственных культур на площади 1 260 393 га,
истреблено крупного рогатого скота 99 149 голов,
лошадей – 24 896 голов,
овец и коз – 294 606 голов,
разной домашней птицы – 549 024 головы.
Оккупанты сожгли и уничтожили полностью и частично колхозные постройки:
жилые здания,
здания общественных организаций,
зернохранилища, зерносушилки,
скотные дворы,
мастерские по ремонту сельскохозяйственных машин,
кузницы, маслобойки, мельницы,
птицефермы, крупорушки,
теплицы, мосты, пруды и т.п.
Общая сумма ущерба, причиненного немцами колхозному хозяйству, выражается в сумме 2 693 360 руб.
Гитлеровские разбойники в оккупированных ими районах области и в Сталинграде производили систематическое ограбление сельского и городского населения, отбирая скот, домашнюю птицу, вещи, продукты и одежду.
Ущерб, нанесенный мирному населению, выражается в сумме 5 298 843 473 руб.
За четырехмесячное пребывание во временно занятых районах Сталинградской области немецко-фашистские оккупанты уничтожили, как минимум, 44 651 мирных советских людей и
28 425 человек угнали в немецкое рабство.
И на 178 815 847 тыс. рублей причинили материальный ущерб.
Таков неполный счет трудящихся Сталинграда и Сталинградской области к гитлеровской клике и ее разбойничьей армии.
Советский народ никогда не забудет и не простит злодеяний немецко-фашисткских захватчиков.
Комментарии