Иероним Уборевич и Георгий Жуков
1937 год оказался переломным в истории Красной армии. Многие из тех, кто совсем недавно олицетворял лицо и мощь вооруженных сил оказались не просто в опале, но проследовали в пыточные подвалы. И солидная часть отечественных военачальников оказалось вынуждена пройти далее – прямо к стенке.
И мало кого интересовало, виновны ли данные лица в предъявленных обвинениях – народ и партия были едины в своем одобрям-с. Путь к сияющим вершинам Олимпа и падение в мрачный Тартар пришлось изучить и учителю маршала Жукова командарму Иерониму Уборевичу.
Жизненный и служебный путь полководца
Рождение в 1896 году в многодетной семье литовского крестьянина Ковенской губернии практически наверняка означало для ребенка пожизненный тяжкий труд в сельском хозяйстве. Действительно, с 8 лет Иероним уже был вынужден помогать родителям по хозяйству, заниматься выпасом скота. Однако реальное училище в Двинске (Даугавпилс) было закончено с золотой медалью, затем последовала учеба на мехфаке Петроградского политеха.
Но в институте удалось проучиться немного по причине Первой мировой войны. Царской армии требовалось много обученных офицеров, студентам открывались серьезные перспективы. Константиновское артиллерийское училище было закончено с отличием, и в 1916 году в чине прапорщика молодой человек попал на фронт.
С 1917 года молодой человек воевал на Румынском фронте, в марте того же года вступил в РСДРП. Уже в январе 1918 года он командир отряда Красной гвардии. Затем был немецкий плен и побег из него. В сражениях Гражданской войны Иероним Петрович поднялся от командира тяжелой гаубичной батареи до командующего армией. При этом имелись и важные победы, и чувствительные поражения. Однако талант 24-летнего командующего армией отмечали практически все.
Иероним Уборевич
Весна 1921 года дала Уборевичу опыт химической войны, он был заместителем Тухачевского при подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине, когда Красная армия применила боевые отравляющие вещества против своего же народа.
В 1922 году Уборевич, включен в состав Генштаба, затем последовали должности замкома и командующего различных военных округов, а также членство в Реввоенсовете до его упразднения. 1927-28 годы больше года стажировки в рейхсвере, перед которой был личный прием у Сталина. По возвращении из Германии командование Московским округом, затем замком по Военморде.
20 ноября 1935 года Уборевич получает звание командарма 1-го ранга, в следующем году руководит крупными ученимия в Белорусском военном округе. Однако сам Уборевич не был доволен полученным званием, хотя оно примерно соответствовало генералу армии. Иероним полагал, что наряду с Блюхером и Буденным вполне достоин маршальских звезд.
Арест и казнь
Совместно с Тухачевским, Гамарником и Якиром Иероним Петрович состоял в группе высокопоставленных командиров отрицательно оценивавших роль Ворошилова на посту наркома. Уборевич имел мощного покровителя в лице Серго Орджоникидзе, однако после смерти последнего стал весьма уязвимым.
Еще в 1936 году были арестованы комкоры Примаков и Путна, после чего начались следственные действия в отношении других высокопоставленных командиров. Наряду с другими был допрошен и Уборевич. Затем 20 мая 1937 года Иеронима Петровича переводят на должность командующего Среднеазиатского военного округа, а еще через 9 дней арестовали.
Дом, где жил Уборевич
За арестом последовало исключение из числа большевиков, обвинение в участии в контрреволюционных организациях. Поначалу Уборевич отрицал предъявленные обвинения, но пытки сломали военачальника и он подписал признание во многих грехах, в том числе планах захвата власти, терактах против правительства и шпионаже в пользу Польши и Германии. Каждое из признанных преступлений было достойно расстрела, его Уборевич и получил.
В 1957 году Уборевич, как и другие «тухачевцы» был реабилитирован.
Как вы полагаете, уважаемый читатель, получил ли Уборевич в 1937 году по заслугам, хотя бы за террор в отношении собственного народа?
Комментарии