ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ОТВЕТОВ ВЫЗОВАМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ

На модерации Отложенный

В рамках нораванковских чтений, предусмотренных учебной программой «Армения и армянство в глобальных развитиях: современное положение и вызовы», в ереванском НОФ «Нораванк» с докладом на тему «Армянский консерватизм в контексте международной консервативной мысли» выступил директор Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян.

Консерватизм возник в определенной исторической ситуации, как противодействие революционным процессам в странах Западной Европы. В условиях быстрых и радикальных изменений, происходящих в разных сферах жизни, свойственное человеку стремление сохранить неизменным существующее положение вещей стало основой для формирования определенной идеологической системы некоторыми слоями традиционного общества. Вначале эта идеология проявилась в виде отрицания нового и восстановления старого: консерватизм этого периода отождествлялся с традиционализмом. Однако когда стало ясно, что прогресс необратим, проявились тенденции приспособления к нему, поиски своего места в меняющемся мире. Эти тенденции стали основой классического консерватизма. Современному консерватизму свойственны не отвержение или приспособление к изменениям, происходящим в обществе, но стремление соразмерить их с конкретными ситуационными требованиями.

Согласно Р.Сафрастяну, именно в этом контексте идеологии, связанные с процессами, происходящими в Армении в середине 1990-х годов, не соответствовали ситуации в республике. В те годы в качестве основной идеологии построения независимой государственности представлялся либерализм, к тому же выступавший в извращенном своем обличие. Это имело отрицательные последствия.

Консервативное мировосприятие в мире в наши дни базируется на четырех основных положениях: а) вера в Бога и в его заповеди; б)верность национальным традициям, предпочтение всего национального; в) конкретика мышления, недоверие к абстракциям; г) предпочтение непреходящего преходящему.

Докладчик подробно остановился на некоторых проявлениях этих положений. Так, в плане реформ консерватор предпочел бы ничего не менять, сохранить status quo, однако, когда нет иного выхода, он выбирает некое застойное явление и сменяет его на другое, более совершенное, и последовательно повторяет это действие, пока не происходит обновление всей системы. Эту концепцию реформ принято называть «улучшением». Оно обеспечивает медленный, но стабильный прогресс. Иначе подходят к этому радикальные либералы, которые с самого начала стремятся обновить всю систему, следуя предварительно созданному абстрактному образу, т.е.

прогресс государства они представляют на пути развития политических моделей, что зачастую кончается катастрофой. Консерватизм полностью отвергает революционерство.

Господин Сафрастян заметил, что в нынешней Армении, с одной стороны, заметно возвращение к вере, рост числа прихожан, однако этот процесс в целом носит формальный характер, и в глубинном смысле вера постепенно ослабевает. В этом плане весьма важно осмыслить лучшие народные традиции, связанные с верой, и всячески усилить их. Консерватизм и национальное мышление очень близки друг к другу, в то же время консерватизм никогда не стремится заменить национальное мышление. В современных условиях мы должны считаться с нашим наследием, если хотим разработать собственную идеологию национального консерватизма. По мнению Р.Сафрастяна, в глобальном плане именно консерватизм, оснояанный на нциональном мировосприятии, дает возможность сохранить наше национальное, одновременно вовлекаясь в мировые процессы.

Трансформация идеологического течения в политическое даст нам возможность вовлечься, интегрироваться в современные мировые процессы еще и на партийном уровне. Здесь нужно учесть и то обстоятельство, что консерватизму в современной Европе присуща христианско-демократическая направленность и как политическое направление он имеет весьма сильные позиции.

Во время последовавших за лекцией обсуждений докладчик отметил, что сегодня в Армении самая высокая социальная поляризация среди стран СНГ, которая, кажется, проявляет тенденцию к углублению, и в этом плане он не исключил, что может создаться взрывоопасная ситуация. В качестве выхода господин Сафрастян предлагает правящей политической партии вооружиться консервативной идеологией.

Во время дискуссии были затронуты также темы, касающиеся роли ислама и форм консерватизма на Ближнем Востоке, роли государства в экономике в ракурсе консерватизма, фактора Диаспоры и Армянского вопроса. В частности, докладчик отметил, что именно вследствие применения либеральной идеологии проблема Армянского вопроса, Геноцида армян были выведены из политического дискурса. Это, фактически, не привело ни к какому результату, т.к. Турция не пошла ни на какие уступки, а в самом обществе породила «блеянизм», посредством которого пытаются нанести удар по нашей идентичности. Тогда как именно вопрос Геноцида продолжает играть сплачивающую, консолидирующую и мобилизующую роль для всего армянства.