НАТО в панике: их секретная база подлодок досталась России!

На модерации Отложенный

Владимир ДЕМЧЕНКО опубликовал статью в Комсомольской правде:

НАТО в панике: их секретная база подлодок досталась России!

Гавань, вырубленную в скалах, использовали в основном американские субмарины, патрулирующие северные моря.

В крупнейшей «подземной» морской базе Североатлантического блока, вырубленной в скалах Норвегии, теперь квартируют российские корабли.

 

В западной прессе и соцсетях стоит натуральный «плач Ярославны». Вероломные русские заняли военно-морскую базу, которую НАТО строило для противостояния СССР и потратило на это в разгар Холодной войны полмиллиарда долларов!

И самое обидное для натовцев — оформлено пребывание российских кораблей в бывшей секретной базе Североатланитческого блока так, что выгнать их оттуда ни по какому суду невозможно.

«Предательство!» - это самое безобидное слово, которое теперь командование НАТО употребляет к произошедшему.

Так что же приключилось?

 

КАК В «КАПИТАНЕ НЕМО»

Суровые норвежские фьорды в укрытых скудной зеленью скалах... Холодные воды, крик чаек и завывание ветра... В северной глуши неподалеку от городкаТромсе укрылась секретная база подводных лодок норвежских ВМС. В горном камне вырублены тоннели с причалами и заправками. Словно в фильм «Капитан Немо» попадаешь. Субмарины скрываются в скалах и ждут своего часа.

Это база Олавсверн, она расположена на севере Норвегии. Выгодное географическое положение базы позволяет...

О чем это я? Никому оно уже ничего не позволяет. Несколько лет назад суперсекретный военный объект НАТО был продан с молотка в прямом смысле слова. И теперь в Брюсселе старательно кусают локти...

 

«ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА»

Базу Олавсверн начали строить в 50-х, сразу после создания НАТО. Никто не скрывал, что проект затеян исключительно для сдерживания Вооруженных сил СССР. Наши армия и флот были как никогда сильны, США и натовская Европа боялись возможной агрессии и «окапывались в полный рост». Бывшая секретная база натовских подлодок расположена в глубоководном фьорде на севере Норвегии.

Бывшая секретная база натовских подлодок расположена в глубоководном фьорде на севере Норвегии. Фото: Olavsvern.no

Базу разместили в устье глубокого фьорда. Она должна была стать одним из опорных пунктов флота альянса в северных широтах.

Выйдя в море, субмарины НАТО могли сравнительно быстро перекрыть нашему Северному флоту путь в Норвежское море и дальше - в Западное полушарие.

Строили подземную гавань всем миром: норвежцы прокладывали тоннели, англичане проектировали фортификационные сооружения, а американцы начиняли бункеры новейшей автоматикой и электроникой. Строительство закончилось в 1967 году и обошлось почти в 500 миллионов долларов - гигантская по тем временам сумма.

Фото:Дмитрий ПОЛУХИН

Общая площадь объекта - 25 тысяч квадратных метров. Половина спрятана в вырубленных в скалах тоннелях. Одновременно туда могут зайти несколько военных кораблей и подлодок - причалы занимают 2,5 тысячи квадратов. Даже при прямом ядерном ударе находящиеся под землей помещения должны были уцелеть и продолжить функционировать. А в наземной части расположились склады, штабные офисы с комнатами для совещаний, казармы на сотни мест.

Следующие десятилетия холодной войны натовские подлодки активно использовали базу. В основном это были американские субмарины, патрулировавшие северные моря и Ледовитый океан. Но с конца 80-х Союз, а потом Россия представляли для НАТО все меньшую угрозу. По крайней мере, так считали в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

А в конце 2000-х тамошние стратеги сочли, видимо, что победили окончательно, что Россия больше не поднимется и что ее флот уже не опасен.

 

ТОЛКНУЛИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

«Секретная норвежская база субмарин досталась русским!» - с таким отдающим паникой заголовком вышел американский журнал Newsweek. Авторы сокрушаются об отсутствии дальновидности у натовского командования, которое позволило передать секретный военный объект в частные руки. Причем за сумму, о которой и говорить-то в таком контексте неудобно.

Толкнуть базу решили еще в 2009 году. Норвежские власти, устав оплачивать ее содержание, обратились к командованию НАТО с просьбой разрешить ее приватизацию. И в Брюсселе быстро согласились. Даже не стали разукомплектовывать объект, то есть снимать с него оборудование.

Но как продать подземную стоянку субмарин? Стоит, наверное, предложить ее какому-нибудь оборонному предприятию. Или провести тендер среди допущенных к гостайне структур...

Ничего подобного - базу выставили на интернет-аукцион finn.no, норвежский аналог eBay. Объявление до сих пор висит на сайте - гордость военно-морских сил рядом с подержанными машинами и чехлами для смартфонов.

База продавалась долго. Поначалу правительство заломило цену в 12 миллионов евро. Но никто не клюнул. Пришлось существенно умерить аппетиты. В итоге в 2012 году Олавсверн купил никому не известный норвежский бизнесмен Гуннар Вильгельмсен всего за 4,4 миллиона евро. По 176 евро за квадратный метр натовской оборонной мощи!

 

«Я ЗАКЛЮЧИЛ КОНТРАКТ С РУССКИМИ»

Примечательно, что эта «сделка века» проходила под непосредственным руководством нынешнего генсека НАТО Йенса Столтенберга - он тогда был премьер-министром Норвегии. Сейчас об этом факте он предпочитает не вспоминать. Потому что похоже, хозяевами базы стали те, против кого день и ночь направлены все столтенберговы помыслы. То есть мы.

Пару лет никто не обращал внимания на то, что происходит в Олавсверне. Но в связи с украинскими событиями и ростом напряженности между НАТО и Россией о бывшем северном форпосте вдруг вспомнили. И вдруг выяснилось, что на базу нередко заходят российские суда. Нет, не военные корабли, а лишь научно-исследовательские - «Академик Немчинов» и «Академик Шатский». Но этого оказалось достаточно, чтобы у натовцев началась истерика. - Начинка этих судов позволяет проводить глубинные исследования в интересах подводного флота русских, - говорили одни. - Эти суда связаны с Газпромом, а значит, с самим Кремлем, - рвали волосы на груди другие.

Власти вызвали Гуннара Вильгельмсена на ковер. Но улыбчивый норвежец не смутился. - Да, - подтвердил он. - Я заключил контракт с русскими, они хорошо заплатили. Разложив по столу натовские же документы, Вильгельмсен убедительно доказал, что ничего незаконного не совершил. В бумагах было четко указано, что ничего секретного и ценного, с точки зрения полководцев Североатлантического альянса, в Олавсверне не осталось. А вот в чем суть контракта, бизнесмен раскрывать отказался. То ли он продал базу целиком, то ли сдал в долгосрочную аренду - это коммерческая тайна. Хотите, дескать, подавайте в суд. С тем Вильгельмсен и откланялся.

А потом перестал выходить на связь и с властями, и с журналистами.

 

У ВОЕННЫХ НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Тут истерика норвежцев даже крик чаек заглушила.

Масла в огонь добавили масштабные учения Северного флота, который провел маневры одновременно с учениями норвежских ВМС. На фоне действий наших моряков натовцы выглядели весьма бледно и явно поменяли мнение о том, кто представляет для них угрозу, а кто нет. - Мы продали единственную достойную базу подлодок, - сказал журналистам вице-адмирал Эйнар Скорген, бывший командующий северными силами Норвегии. - Это чистое безумие. Мы лишили себя важнейшего плацдарма и заставили свои субмарины проделывать сотни дополнительных миль от своих баз. У нас с Россией общая граница в Баренцевом море. Очевидно, что наш военно-морской флот должен быть размещен на морской базе в Арктике. Норвежские власти подумывали даже вернуть базу. Но, изучив документы, поняли, что в суде проиграют вчистую. - Владелец этой собственности может использовать ее, как считает целесообразным, - заявил журналистам агентства Франс Пресс политический советник министра обороны Норвегии Одун Халворсен. - У вооруженных сил нет полномочий, чтобы ввести ограничения или любой мандат, который позволит контролировать гражданские суда, которые находятся в этом доке.

 

ПРЕДСКАЗУЕМАЯ РЕАКЦИЯ

Я нашел координаты Гуннара Вильгельмсена и попытался связаться с ним. Но бизнесмен не отвечал ни на телефонные звонки, ни на электронные послания. Похоже, он действительно считает, что сказал все, и больше не хочет обсуждать судьбу своей собственности. Не удалось найти и его таинственных российских партнеров - кто ж по доброй воле расскажет о такой сделке!

Но, изучив интернет-сайт Вильгельмсена, я склоняюсь к тому, что к секретным службам этот человек вряд ли имеет отношение. Он купил базу, чтобы делать деньги, и предлагает всем снять склад, пришвартоваться в подземной гавани, воспользоваться имеющимся оборудованием и даже отдохнуть в отеле (бывшей казарме). Его не интересует национальная принадлежность клиентов или их членство в военных блоках.

Скорее всего, и россияне, заключая с Вильгельмсеном контракт, не думали о военном использовании базы. Просто ее географическое положение позволяет нашим морякам-ученым экономить те сотни миль, о которых сейчас сокрушаются норвежские военные.

А вот реакция норвежских военных напоминает истерику и в то же время вполне предсказуема. Она диктуется страхом перед новой Россией, перед силой, с которой они надеялись не сталкиваться больше никогда. Однажды сочтя нас побежденными, они никак не могут свыкнуться с мыслью, что с нами все-таки придется считаться и разговаривать не с позиции силы, а только на равных. Наверное, в НАТО еще не скоро поймут, что хорошие отношения с нами и безопаснее, и выгоднее. Вдруг им понадобится продать штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. Так мы купим по сходной цене.

 

КСТАТИ

Российские корабли помогают экономике Норвегии

В отличие от натовских военных местные жители появлению россиян в Олавсверне очень рады. Они признаются, что много лет чувствовали себя брошенными на краю земли. А теперь у них появились перспективы неплохого заработка. - Мы бы хотели, чтобы новые владельцы привели к нам как можно больше судов, - сказал журналу Newsweek мэр муниципалитета Тромсе Йенс Хьорт.

- Это однозначно пойдет на пользу нашей экономике. Кстати, русские составляют самую многочисленную ненорвежскую общину в этом регионе. У них очень гармоничные отношения с коренными жителями. - Я не вижу никаких проблем в заходе к нам российских судов, - говорит управляющий директор местной бизнес-ассоциации Нильс Нильсен. - В связи с ростом активности в нефтяной и газовой сферах нашего района, а также с участием России во множестве проектов такие визиты кажутся мне вполне естественными.

 

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Русские морские волки в «гнезде» натовских подводников

Виктор БАРАНЕЦ, военный обозреватель «КП»

Если смотреть на эту российско-норвежскую сделку с обывательской точки зрения, то все это выглядит сенсационно: старейший член НАТО «продался»Москве! Тут даже попахивает «предательством».

Именно на это намекает отставной командующий ВМС Норвегии Горан Фриск: «Российские научно-исследовательские суда в Олавсверне - это не шутка, поскольку они изучают возможности перемещения атомных подлодок и сами могут спускать на воду небольшие субмарины. Непонятно, как норвежское правительство могло совершить такую оплошность".

Ему вторит и президент норвежской оборонной ассоциации Анн-Маргрете Болльман: «Со временем стало ясно, что продажу этого объекта нельзя назвать хорошим решением".

Только вот странно, – на бывшей секретной военно-морской базе Олавсверн российские научно-исследовательские суда квартируют уже несколько лет, а шум в норвежских верхах почему-то поднялся только сейчас. Тут, оказывается, есть свое объяснение. Олавсверн потерял статус военно-морской базы в 2002-ом году и был закрыт в 2009-м. А в 2011-ом году база была выставлена на продажу правительством Норвегии, которым рулил в то время нынешний глава НАТО Йенс Столтенберг. И, хотя он к радости США добросовестно играет роль «антироссийского бульдога», нынешние власти Норвегии им недовольны - Столтенберг требует, чтобы Осло еще больше раскошеливалось на членство в НАТО и отваливало в его казну не меньше 2,2% ВВП. А чтобы он не «раздевал» и без того отощавшую в кризис норвежскую казну, - тут ему и припомнили продажу Олавсверна.

Но есть и еще одна причина. Во времена холодной войны и вплоть до начала 2000-х годов норвежская база ВМС использовалась в основном американскими подлодками, патрулировавшими Северный Ледовитый океан. А когда в недавние годы Россия развернула грандиозную программу «возвращения в Арктику» (начав там уборку «советского мусора», исследование газовых и нефтяных месторождений, а также строительство военных гарнизонов), Пентагон понял, какую промашку совершил, покинув очень выгодный объект. И стал намекать Осло, - дескать, надо поскорее выдворять Россию из Олавсверна. Эта проблема с американской подачи и была вброшена с норвежское политическое и информационное пространство.

По строгому счету, - это американское намерение вернуть себе еще одно военное «гнездо» поближе к Арктике чтобы противостоять России. Но выгнать российских исследователей из Олавсверна быстро не получится. Ибо есть долгосрочный договор аренды подземной базы, а в случае его досрочного расторжения норвежцам придется отвалить Москве крупную неустойку. Кроме того, за аренду базы Норвегия получает от россиян немалую плату (по неофициальным данным, - до $20 млн в год.

Правда, львиная доля из этой суммы достается бизнесмену Гуннару Вильгельмсену, который, по сути является собственником базы).

Кстати, местные жители не слишком обеспокоены присуствием россиян на базе, потому что Олавсверн приносит пользу местной экономике. Как говорится, меркантильные соображения берут верх над военными.

И это еще не все. Российская фирма «Севморнефтегеофизика» (научно-исследовательские суда «Академик Немчинов» и «Академик Шатский») выполняла работы в Баренцевом море для норвежских заказчиков. Опять-таки – взаимная выгода.

Что же касается панических разговоров некоторых норвежских политиков и военных о том, что расположенная в скале база «оснащена сложнейшей секретной электроникой", то это сильное преувеличение. Уходя, американские подводники выдрали все, что могло представлять военные секреты. Сегодня база – это всего лишь хорошее укрытие для судов, где они могут надежно спрятаться от штормов, ремонтироваться, заправляться и пополнять продзапасы.

Ну а теперь – о заявлениях некоторых норвежских генералов, которые опасаются, что российские научно-исследовательские суда «изучают возможности перемещения атомных подлодок и сами могут спускать на воду небольшие субмарины».

Конечно, было бы большим лукавством утверждать, что выходящие в моря-океаны российские ученые, обладающие уникальной аппаратурой (в том числе и батискафами), строго зациклены только на исследовании сейсмических проблем или поиске нефтяных и газовых месторождений. И совершенно не обращают внимания на шумы проходящих в районе их поисков иностранных подлодок или кораблей. Безусловно, такая информация тоже фиксируется. Абсолютно так же, как делают это все научно-исследовательские суда всего мира, - в том числе норвежские и американские. Разве это открытие?

Однако норвежским властям предстоит самими определить, что важнее их стране – мирные российские научно-исследовательские суда, работающие в том числе и в интересах норвежской экономики, или же американские подлодки, укрывающиеся в известных всему миру скальных пещерах, которые в случае войны и при нынешнем уровне российских вооружений могут быть легко превращены в руины.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Где еще есть подземные военно-морские базы? РОССИЯ Есть в Крыму уникальное сооружение, которое в свое время именовалось как Объект 825 ГТС (или К-825). Оно расположено в Балаклавской бухте.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт). Он включал комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта дизельных подлодок, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м².

В комплекс входила также ремонтно-техническая база, предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась.

В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Украины. В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.


ШВЕЦИЯ

Есть подземная военно-морская база и на шведском острове Мускё (построена 1950—1960-х годах). Один из крупнейших подземных комплексов в мире. Предназначалась для безопасного базирования подводных лодок и небольших надводных кораблей в условиях войны с применением ядерного оружия.

В настоящее время законсервирована, частично используется как гражданская верфь и вспомогательная стоянка флота.

Основная структура базы состоит из трех туннелей-доков, соединенных с акваторией Балтийского моря.

Первый из них — двойной 145-метровый сухой док высотой около 40 метров, рассчитанный на базирование небольших надводных кораблей (ракетных катеров и корветов). Конструкция дока допускает герметизацию и осушение, для проведения осмотра и ремонта подводной части. Док соединен 250-метровым тоннелем с фарватером. Второй подземный тоннель представляет собой 150-метровый сухой док для субмарин, где может осуществляться обслуживание и ремонт подводных лодок. И третий док — 350-метровый неосушаемый тоннель-стоянка для нескольких подводных лодок одновременно. Все три дока крепости закрыты защитными противовзрывными дверями, способными выдержать сверхдавление атомного взрыва. Внутренние помещения базы рассчитаны на постоянное размещение гарнизона из 1000 человек, включая экипажи стоящих в доках кораблей и технические подразделения. Комплекс представляет собой хорошо подготовленный судоремонтный завод, способный выполнять текущий ремонт и восстановление боевых повреждений. Секции базы рассредоточены (во избежание разрушения всего комплекса одним ударом) и соединены между собой системой тоннелей общей протяженностью более 20 километров. С материком базу соединяет проходящий под дном пролива Мускё трехкилометровый тоннель.


ГЕРМАНИЯ

Бункер «Валентин» - чрезвычайно крупное укрытие для подводных лодок, строившийся Кригсмарине в 1943—1945 году. Возведен на реке Везер.

Предназначался для сборки из доставляемых с заводов секций, подводных лодок и защиты строящихся субмарин от воздушных налётов. 27 марта 1945 года был сильно повреждён бомбардировками британской авиации. Сохранился до наших дней.

Огромный бункер имел длину в 426 метров, ширину в наиболее широкой части 97 метров и высоту до 27 метров. Крыша его собиралась из множества огромных железобетонных арок, изготовляемых на месте. Средняя толщина крыши составляла 4,5 метра, но в отдельных частях доходила до 7 метров за счет дополнительных усилений (предпринятых ещё до окончания строительства). На постройку бункера планировалось израсходовать до 500 тысяч кубометров бетона.

Внутри бункера размещались 13 отдельных сборочных блоков, в каждом из которых последовательно выполнялась одна из стадий процесса сборки субмарины. Собираемая лодка переходила из блока в блок. А затем - через открывающиеся ворота наружу, и проплыв по каналу, выходила в Везер.

После войны бункер активно использовался ВВС США и Великобритании для отработки оружия и методик поражения защищенных объектов. Было совершено около 140 вылетов, но бункер не был полностью разрушен. В 2008 году правительство ФРГ выставило бункер на продажу. В настоящее время бункер выкуплен группой частных инвесторов, которые хотят превратить его в музей и мемориал жертвам нацистского режима.