Первые христиане не поклонялись идолам, и крест не был исключением из этого правила... Однако поскольку некоторым языческим культам символ креста был известен, им было бы гораздо проще приобщиться к христианству, если бы в нем тоже присутствовал этот символ. Введение в христианство креста, наряду с другими языческими атрибутами, служило целям более легкого приобщения к христианству язычников… Крест, который мы почитаем и которому поклоняемся, является ничем иным, как символом языческого бога Таммуза (Henry Dana Word, History of the Cross: the Pagan Origin and Idolatrous Adoption and Worship of the Image).
В I веке нашей эры крестного знамения вообще не было, и лишь со II века крест становится символом веры (Яков Кротов, «Аргументы и факты», №27, 1996 г.)
Почти на всей территории Старого Света археологи находили предметы, отмеченные крестами различных форм. Находки датируются временем задолго до Христа. Можно привести огромное число примеров из Индии, Сирии, Персии и Египта… Крест как религиозный символ почти повсеместно использовался до Христа и до сих пор используется среди нехристианских народов. Во многих случаях это связано с поклонением силам природы (Encyclopaedia Britannica, 1946, том VI).
Как это ни странно, но приходится признать бесспорный факт: крест как священный символ использовался задолго до рождения Христа и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние Церкви… Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский Один — символы всех этих божеств имели крестообразную форму (Tyack G. S., The Cross in Ritual, Architecture and Art, Лондон, 1900).
Крест, называемый crux ansata [крест с петлей или ушком наверху]... держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти как представителей бога солнца и назывался «знаком жизни» (Colonel J.
Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса [изображения мужского полового органа], либо совокупления… В египетских гробницах crux ansata соседствует с фаллосом (Cutner H. A., Short History of Sex-Worship, Лондон, 1940).
В первые годы христианства приверженцы Иисуса испытывали глубокое, непреодолимое отвращение к крестному знамению… крест долго оставался в их восприятии воплощением чудовищного унижения и смерти. Им трудно было привыкнуть к нему, как к символу спасения и новой жизни, поскольку в повседневной жизни он был знаком им как жуткое орудие пытки, как символ смерти, а не торжества. Об этом свидетельствуют, в частности, фрески в римских катакомбах, где Иисус изображался как добрый пастырь, жертвенный агнец (в соответствии с пророчеством Исаии 3:7 и Иеремии 11:19), чаще же всего – таинственный знак рыбы; креста же нет нигде. Крест как символ христианства получает распространение только в V или VI веке, т.е. спустя сто с лишним лет после отмены Константином смертной казни через распятие. Культ распятого Иисуса родился в странах Ближнего Востока… Крест как религиозный символ появился еще на заре цивилизации. Знак креста был неразрывно связан с культом природы. И не исключено, что эта древнейшая традиция, глубоко укоренившаяся в сознании поколений, сыграла определенную роль в превращении креста в эмблему христианства (Зенон Косидовский, «Библейские сказания»).
Крест почитался задолго до христианства у разных народов: В Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Иране, Н. Зеландии, Ю. Америке. Изображение креста обнаружено на многих памятниках древности, на монетах, вазах и т.п. …Ранние христиане не почитали крест. Они относились к нему с презрением, как к языческому символу. Только с IV века крест становится «христианским» символом. …Утверждая, что крест почитается в христианстве в память того, что на нем был распят Христос, служители религии искажают историческую правду… Современные богословы заявляют, что «крест всякой формы есть истинный крест», пытаясь тем самым снять вопрос, почему католики признают кресты четырехконечные, а православные – шестиконечные и восьмиконечные, почему существуют 11- и даже 18-конечные. Делаются и попытки объяснить смысл каждого вида креста… Все эти объяснения лишний раз доказывают, что почитаемые христианами кресты не имеют ничего общего с тем орудием казни, которое применялось тогда («Настольная книга атеиста», М., 83 г.).
Комментарии