Общее и частное

Коллективистам есть дело до всего. Они считают, что всё касается всех. Нет частных дел, все дела общие. Нет чужих проблем, все проблемы нужно решать сообща на государственном уровне.

Индивидуалисты, наоборот, считают, что общих дел нет, все проблемы – частные. А государство – разбойник, который ловко выдаёт себя за организатора несуществующих общих дел. Даже для охранных услуг не нужно государство. Эти услуги в виде частной полиции, частной армии, частных тюрем и частных судов можно купить на рынке.

Имеем два похода к социальным проблемам:
1. Все социальные проблемы общие. Частного не бывает. Поэтому никто не вправе уклониться от решения социальной проблемы под предлогом, что это чужая, частная проблема, которая его не касается.
2. Все социальные проблемы частные. Общего не бывает. Поэтому никто не вправе мобилизовать кого бы то ни было на решение того, чего не бывает – общих социальных проблем.

Когда я критикую коммунистов за готовность решать все проблемы, в том числе семейные, они мне возражают. Причём возражают так, будто для меня нет общих дел. Ниже мой короткий диалог с коммунистом:

Коммунист (с сарказмом). А почему бы, и в самом деле, не отстать от семьи, пусть каждая семья решает свои проблемы! Убрать материнский капитал. Малолетних бандитов затолкать в квартиру родителей и не выпускать, Мужик бьёт жену - это их семейное дело. Квартира сгорела, так это их проблема. Просто отстать от них вообще. Ну, выскочит оттуда бандит, тут можно его прихлопнуть.
А борьбу с преступниками отдать в частные руки. Поймали вора, его сворованные деньги пойдут частной организации. Пусть сидит на самоокупаемости. Такой бизнес – разводить воров, а когда наворуются, отлавливать.



Я. Где я предлагаю бороться с преступниками исключительно частным образом?

Коммунист. Нет, Вы этого не предлагали, это я предлагаю в рамках Вашей концепции. –
"У коммунистов почти любое дело – общее. Они не любят ничего частного". Вы же не коммунист, значит, любите частное. Вот и надо быть смелее. Почему не двигаться дальше в этом направлении, чтоб меньше походить на коммунистов.

Я. Плохо, когда частное принимают за общее и вламываются в частное без приглашения. Плохо, когда общее принимают за частное и не дают должного и дружного отпора преступникам, полагая такой отпор частным делом.

Когда я критикую индивидуалистов за то, что они не видят общих социальных проблем, только частные, они меня обвиняют в пособничестве насильнику – государству. Но насилие бывает правым и преступным. Правое защищает добровольное общение. Преступное – мешает ему. Я за то, чтобы государство занималось только правым насилием, только насилием над преступниками и ничем иным.

Частное построено на доброй воле, и этим оно замечательно. Но там, где кончается добрая воля, где начинается принуждение и обман, там кончается частное и начинается общее. И если это общее ошибочно принять за частное, то мы не вмешаемся в преступление и не защитим добровольное общение от принуждения и обмана.

Защита частного не может быть исключительно частным делом. Защита частного – общее дело, требующее солидарности. Отрицание общего в защите частного разрушает частное.