Почему встреча Бастрыкина и Гребенщикова не сделала события

Чистый Хармс

Вот уж скоро неделя пройдет, а тишина. Никакого волнения сфер. Ни восторгов, ни проклятий. По нулям.

А подавалось совсем как горячее: внимание, внимание, новость всероссийского масштаба! Бастрыкин встретился с Гребенщиковым — пресс-служба Следственного комитета России разместила помимо информации еще и фото на сайте. Вещдок. А следом Интерфакс, подробно так, как будто и правда нечто, достойное Интерфакса, имело место.

Но не вышло новости, и события не вышло. Они поговорили, вспомнили молодость, уточнили, что в свое время Бастрыкин БГ из комсомола не исключал. Бастрыкин предложил БГ поучаствовать в благотворительных начинаниях Следственного комитета. (Прямо вижу эту строчку в пиаровских прописях СКР: «Силовики помогают сиротам с участием звезд» — опять, опять с помощью бедных детей поправляют себе имидж, оскомина уже). БГ честно признался, что давно занимается сиротами и без Следственного комитета, никуда вливаться не хочет, сам перечисляет гонорары от концертов, к примеру, в фонд Доктора Лизы и др. Покивали, разошлись.

Ох, должна была пойти волна. Вполне можно было предположить сговор сил из противоположных лагерей, можно было попенять БГ, порадоваться за прогрессивные методы работы Бастрыкина с оппозицией. Но провалилось. Бастрыкину самый безыдейный в хорошем смысле музыкант, буддист, которого на хлеб не намажешь, который никогда ни на кого наигрывать не будет не из даже идейных соображений, а по существу своего мировоззрения, совершенно бесполезен, для БГ бог разлит по всему миру, везде благодать и свет небесный, какой уж тут СКР, и никак его к имиджевой или идеологической работе не пришьешь, да и поклонников не мобилизуешь, про другое эти люди, ну почти что «Хари Кришна». Это ведь не мятущийся Шевчук, «Юра-музыкант», который «пил вчера у генерала ФСБ», не острая и разящая Земфира, это даже не «враг народа», весь пропитанный публицистичностью Макаревич. Это БГ, образ которого с образом самого Бастрыкина и СКР никак не монтируется. Как не монтировался он с образом другого силовика — Бориса Грызлова, который в октябре 2003-го тоже решил попить кофе со своим земляком-рокером.

Правда, через пару месяцев после того кофе-брейка Грызлов ушел из МВД в Госдуму, возглавив не только фракцию «Единой России», но и саму нижнюю палату парламента. Не туда засобирался Бастрыкин?

Конечно, предвыборный контекст в этой встрече присутствовал. Именно он добавил остроты недавней колонке Бастрыкина в «Коммерсанте» — про информационную войну с Америкой, терроризм и опасность от соцсетей, с призывом бороться с крамолой и происками китайским путем, то есть запретительным. Интеллигенция брезгливо поморщилась и недоуменно всплеснула руками: а зачем он в колумнисты-то подался, так бы сказал в кулуарах и разнеслось бы.

Что за жанровые такие вышивания про «лжедемократию» и «псевдолиберальные ценности»?

И сразу вслед за колонкой, вызвавшей бурю негодования, эта встреча с БГ. Голубь мира, посланный интеллигенции? Белая голубка Пикассо с веточкой в клюве? Перемирие? Волк и овца, хищник и травоядное на водопое, объединенные общим делом борьбы с сиротством?

Да нет. Просто плохой пиаровский план, хоть и с трехходовочкой и возрастающим кавериджем, как говорят пиарщики.

21 апреля Бастрыкин и Гребенщиков встретились в Следственном комитете. Поговорили про благотворительность. Но на вечерний концерт БГ в театре «Практика», как раз организованный для сбора средств на помощь детям с болезнью Дюшенна, шеф СКР не попал. Зато 22-го Бастрыкин присутствовал на концерте БГ в «Известия Hall», где он, конечно, замечен, сфотографирован и размещен в соцсетях аплодирующим стоя.

Это при том, что, как он сам заявил в ходе встречи с музыкантом, поклонником такого рока он не является. БГ, надо полагать, о высоком госте, присутствующем на концерте в «Известиях», знал, но программу под него естественно не менял, спел и «Теперь меня не остановить», и «Рухнул», и «Нам всем будет лучше, когда ты уйдешь», и «Собачий вальс», и «Песни нелюбимых», и «Поколение дворников». Ну в общем не то, чему начальство может прямо рукоплескать. Разве что «Губернатору», ведь «приказ скормить волкам» обычно СКР и выполняет.

Потом Бастрыкин разместил фотографию в «Инстаграме», мол, чтобы все видели: вот Бастрыкин, вот гитара, а вот БГ. Надо по плану? Пожалуйста. Снялись. Поставили. В отличие от Саакашвили, ляпнувшего фото без разрешения, Бастрыкин проявил политес, спросил, можно ли публиковать. Здесь сработано хорошо.

Но никакого «вместе» не наметилось. Абсурдная парочка. Не сложишь в ключевое сообщение эту встречу. Ну, может быть, когда-нибудь какая-нибудь совместная точечная акция, договорились они. «Может быть» тут главное. Для нас русский родной и мы знаем, что означает это выражение. Неловко, думаю, было обоим. Ни любви, ни дружбы, ни даже любви по расчету.

Чего бы ни хотел Бастрыкин, он ничего не достиг. Ноль смысла. Странную просто вещь сделал и все. И БГ ничего не приобрел и не потерял, ну, поговорил с Бастрыкиным. Хармс — плохой пиарщик. Логика должна быть в имиджевом строительстве, а не абсурд. БГ как пел «Серебро господа моего», так и будет петь, и ни о каком Бастрыкине в эту минуту его поклонники даже и не вспомнят. Да и Бастрыкин, будем надеяться, быстро забудет о БГ, ему нужна другая пара для своих задач, и мир искусства, рока и ролла полон таких персонажей, он найдет себе пару, пожелаем ему этого, и наконец-то кто-то споет с ним хором. Вот тогда-то и будет волна, вот тогда-то и произойдет нечто, чего так ждали в этот раз: планчик нужно подправить, кастинг поточнее провести. Земля-то наша богата подходящими талантами.

Мария Голованивская