Корни патриотизма

С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму,путая его с нацизмом , как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению. Особенно высокий потенциал патриотизма и чувство любви к своей земле и Отечеству отмечался у русских людей. Вся история войн и военного искусства, мирного строительства жизни и быта на Руси и особенно в Советском Союзе связаны с патриотизмом, преданностью русских людей своему роду, земле, на которой они жили и трудились. Эти их качества, конечно же, не означали того исключительно рабского поклонения холопов перед своими хозяевами, которое отмечалась в странах Азии и средневековой феодальной Европы. Их патриотизм опирался исключительно на сознательное повиновение воле посланника божия – царя, на подчинение себя во имя высшей цели в борьбе с иноземными захватчиками и другой вражьей силой. 

В нынешней России подлинного патриотизма по отношению к эксплуататорскому государству и отечеству существовать не может в силу причин. Однако накопленный за сотни лет российской истории огромный патриотический потенциал народа ещё сохранился и может быть использован в благородных целях, например, в многочисленных протестных акциях против современной буржуазии, феодалов-латифундистов, менеджеров капитала, ущемляющих права людей на достойное человеческое существование. 

Русский человек по своей природе более свободолюбив, анархичен и, как заметили некоторые русские философы, менее раболепен, а в душе не любит закон, поскольку закон применяется не ко всем одинаково: защищает сильных и карает слабых.

Потому наравне с патриотическими чувствами у наиболее образованной части русского общества нередко возникали и многочисленные случаи критического отношения к действительности, также, как у остальных людей, проявлялось бунтарское начало (Пугачев, Разин, Болотников, раскольники, декабристы, Чаадаев, Герцен и Огарёв, разночинцы, демократы, нигилисты, революционеры, Вера Засулич, бомбисты-террористы и т.д.). 

Некоторые теоретики и политические деятели считали несовместимым патриотизм и бунтарское начало в человеке, как и сам бунт против властей. Патриотизм и неповиновение власти, любовь к Родине и ненависть к эксплуататорам, по их мнению, явления взаимоисключающие и невозможные в реальной жизни. Между тем, такое понимание поверхностно и глубоко ошибочно. Вполне возможно ненавидеть власть и быть героем Отечества, защитником Родины, патриотом страны, беззаветно любить свой народ и отдавать жизнь во имя его благополучия и процветания. Ниже будут приведены некоторые примеры из русской истории такого удачного «совместительства» в одном лице. Одновременно с нравственными и духовными  корнями патриотизм имеет и корни, уходящие глубоко в право. А потому он является категорией и правовой, в чём некоторые учёные ему отказывают