В выгоревшем полностью селе Верхняя Верея Нижегородской области во вторник были возведены стены первого нового дома для людей, потерявших в огне жилье. Весь день новостройку изучали местные жители - ведь им достанутся такие же коттеджи. Увиденным люди остались не очень довольны.
Первый новый дом построили на том конце деревни, с которого в Верхнюю Верею пришел пожар.
- Это участок тети Дуси Рубашкиной, - рассказали соседи, приехавшие на свое пепелище.
Сама 80-летняя бабушка до новостройки пока не добралась, говорят, что живет сейчас где-то у родственников. Тете Дусе и ее сыну, которые были прописаны в доме, возводят новый коттедж площадью 65 квадратных метров (всего в Нижегородской области утверждены три проекта - дома площадью 45, 65 и 90 квадратных метров). На деревянном каркасе уже выросли стены из утеплителя и гипсокартона, одновременно дом подводят под крышу, снаружи он будет обшит сайдингом.
Министр строительства Нижегородской области Владимир Челомин говорит, что дома строятся по самой новой энергосберегающей технологии и будут выдерживать как серьезный зимний мороз, так и аномальную жару. По словам министра, проекты были опробованы в области в ходе строительства домов для молодых сельских специалистов. Технология позволит строить со скоростью один дом в три-четыре дня.
- Но если учесть, что на строительстве будет работать несколько бригад, то и скорость будет выше, - объясняет Владимир Челомин.
К 1 ноября региональные власти рассчитывают полностью сдать поселок со всеми коммуникациями, включая центральный водопровод, канализацию и газ, которого в Верхней Верее не было. Жители говорят, что из-за того, что село не было газифицировано, оно и сгорело - его не поехали тушить 29 июля, потому что приоритет отдавался газифицированным населенным пунктам.
Газу и водопроводу местные жители рады. Но вот сами новые дома вызывают сомнения.
- Смотри-смотри, какие тут комнаты! Клетушки! В наших на велосипеде можно было кататься, - несется из окон первого дома.
- Бревно оно и есть бревно.
А тут чего - опилки какие-то, - щелкает по стене кто-то из погорельцев. - Это дачный дом, а не деревенский.
Руководитель проекта компании "Алтэкс-строй", которая ведет работы в Верхней Верее, Саит Зинятуллин считает, что скепсис людей не оправдан и они просто пока не могут оценить по достоинству новые технологии. Однако назвать себестоимость такого дома он отказывается, ссылаясь на возможные изменения в проекте.
Не до конца утрясен и вопрос с квадратными метрами - сколько кому причитается.
- Жизнь у нас в последние годы налаживалась, шла стройка, дети отделялись, новые жители приезжали, - рассказывают местные. - Но оформить дома многие не успели.
Рабочие едва ли не на каждом участке сейчас находят записки: "не трогать", "не разгребать". Их оставляют погорельцы, которые собираются через суды добиваться большей площади. Судиться, кажется, готовится каждый второй.
- У нас был дом 150 квадратных метров, мы семь лет его строили, но не успели оформить. Думали, доделаем последний пристрой - и тогда оформлять, - рассказывают Стариковы из Борковки, соседнего с Верхней Вереей села, выгоревшего наполовину.
- Мы судиться не будем, чего уж там, старики, жизнь прожили, да и после всего пережитого уже нет никаких сил на суды. А вот дети идут в суд в четверг, - рассказывает Лидия Рязанова из Верхней Вереи. - Они молодые, им еще жить и детей растить.
Потерявшие жилье Славновы еще раздумывают, как быть.
- У нас сгорел 7-комнатный дом в 100 квадратных метров, прописаны в нем были две семьи, но мы соглашаемся на дом в 65 квадратов. Если честно, боимся на улице остаться, если в суд пойдем, - признаются они.
И такая история почти у каждого. По сведениям, которые привел нижегородский губернатор Валерий Шанцев, суды предстоят по 186 домам. Но при этом пообещал, что все судебные тяжбы пройдут за неделю.
Завтра в райцентре Выксе погорельцы ждут представителей Генеральной прокуратуры и неких "юристов из Москвы", которые, как надеются люди, помогут им отстоять свои права в спорах с местными властями за квадратные метры
Комментарии