Взгляд из диаспоры: что впереди? Время покажет...

На модерации Отложенный

Исполнилась 9 лет известным событиям в Эстонии вокруг «Бронзового солдата» в апреле 2007 года, всколыхнувших полусонное болото российского общества, озабоченного тогда дальнейшей судьбой Путина и проблемой его наследника, и вызвавших неоднозначную реакцию российского элетората от осуждения эстонских властей и дикого восторга «ура-патриотов» от, по их мнению, «русского восстания» в Эстонии до поддержки действий эстонских властей и порицания протестующих русских, как в Эстонии, так и в России, либералами и демократами. Но дело не в реакции российского электората на действия эстонских властей,  дело в реакции русских в Эстонии на посягательство властей на «Бронзового солдата», ведь ликвидация воинского захоронения и памятника советским воинам в Таллине далеко не первый случай уничтожения еще с 1990 годов и советских памятников, и братских могил, и воинских мемориалов, и не только воинских, в Прибалтике, что, однако, тогда не вызывало подобной реакции русских ни в самой Прибалтике, ни в России.

Как совершенно справедливо отмечала газета «Завтра» по следам событий вокруг «Бронзового солдата»: «В Прибалтике русские вообще оказались «негражданами», людьми «второго сорта» без многих политических и гражданских прав. Поражает, что до поры до времени «новое русское зарубежье» в большинстве своём безропотно воспринимало свою незавидную участь» (газета «Завтра» №19 – 2007 г.).

К сожалению, среди русских в Прибалтике достаточно много таких, причем, вне зависимости от имеющегося гражданства, которых униженное положение нисколько не оскорбляет. Они его принимают как должное, как естественную данность, вполне законную, поскольку не обладают чувством человеческого и национального достоинства, и считают вполне справедливым свое второсортное положение в Латвии для латышей, в Литве для литовцев, в Эстонии для эстонцев. Они всегда говорят о всех в общем - латыши, литовцы, эстонцы. У них население делится только по национальному признаку. Им даже не приходит в голову мысль, что латыши, литовцы, эстонцы разные, как разные и русские. И разные у них взгляды и на нашу общую историю, и на современные режимы в Прибалтике. Главный отличительный признак многих из таких русских – антисоветизм, вернее будет сказать, бытовой антисоветизм, как я бы назвал его. Они антисоветчики по разным обстоятельствам: одни под воздействием антисоветской, антикоммунистической пропаганды, другие - вспомнили свои кулацкие корни, третьи - обиды, которые им якобы нанесла советская власть.

Еще стоит отметить один момент, определяющий во многом позицию таких людей. Все они, как правило, в возрасте, пенсионеры, которых многие проблемы русских просто не касаются - ни работа, ни школа, ни образование, ни язык... Детей нет или они живут своей жизнью, часто в других странах. Ходить куда-либо, общаться с чиновниками в различных конторах не надо или очень редко, стабильный доход в виде пенсии есть - вот и живут, забившись в теплую щель и не высовываются, а если и высунутся, то только затем, чтобы продемонстрировать  свою  лояльность  местным властям.  Забота  только  одна – подбросят прибавку к пенсии или нет.

Должен заметить, что в отличие от многих русских, оперирующей словами «латыши», «литовцы», «эстонцы» без социальных различий, для меня, как имеющего определенное отношение к Прибалтике, есть прибалты и прибалты, есть эстонцы и эстонцы, есть латыши и латыши, есть литовцы и литовцы. Разные они прибалты, как разные и русские. О русских в Прибалтике я еще скажу пару слов, а теперь несколько слов в развитии прибалтийской темы.

Много лет назад волею судьбы я оказался в Прибалтике, причем, не в столицах, хотя, конечно, приходилось бывать во всех трех столицах, а в глубинке, в провинции, в среде разнообразной местной публики. В результате сложилось определенное мнение о состоянии умов и поведении не всех, но многих людей. Что просматривалось - определенная ограниченность, замкнутость в узком мирке местной жизни, отсутствие ощущения себя гражданином великой страны, отсутствие кругозора и вследствие этого несколько преувеличенное представление о своем подлинном месте в жизни страны. Следствие национальной ограниченности - национальное чванство, преувеличение своих качеств и заслуг перед другими народами и, в первую очередь, перед русским народом. Такое чванство, в разной степени, было присуще достаточно широкому кругу лиц из различных слоев общества, причем не без помощи приезжих из России и других республик Союза, восхищенных Ригой, Вильнюсом или Таллином. Но нельзя судить о людях и странах по столицам из окна туристического автобуса или в результате кратковременного пребывания, тем более делать выводы о каких-то особых отличиях их. Подобные поверхностные рассуждения об особом прибалтийском порядке и уюте я неоднократно слышал и это не столько в плюс прибалтам, сколько в минус так рассуждающим, которые сами себя выставляют какими-то лапотниками из лапотной глухомани, впервые увидевшими город, причем город столичный. Хотя в большинстве случаев так и есть: человек родом из деревни или маленького провинциального городка (отнюдь не из западной Европы) вдруг оказывается не в таком же провинциальном городке в Прибалтике, а сразу в Риге или Таллине, с их колоритом старины, и он очарован ими, и свое очарование он обобщает и распространяет на все в Прибалтике, умаляя себя, свой народ, свою Родину, подпитывая чувство превосходства прибалтов над другими народами нашей страны. Это чувство превосходства было настолько глубоким, что если кому-либо из местных жителей приходилось попасть в нормальный русский город или курорты России и Украины, то возвращались они часто в состоянии близком к шоковому от того, что оказывается в России тоже живут не хуже, а часто и лучше. Ну, а от национального чванства прямая дорога к национализму и русофобии, что и произошло, когда иудушка Горбачев открыл дорогу русофобам. Семена ненависти упали на подготовленную почву и расцвели пышным цветом и вдруг оказалось, что соседи, с которыми ты прожил 20 лет в мире и дружбе или сотрудники на заводе, с которыми ты работал вместе и выпил не одну бутылку водки, ненавидят тебя и твою Родину, компенсируя тем самым свой скрытый комплекс неполноценности.

Но, как я уже сказал, есть прибалты и прибалты. В простой народной среде не все заражены национализмом. Это в большей степени относится к так называемой интеллигенции или, точнее будет сказать, к людям, получившим образование, но не приобретшим подлинной культуры, одним словом, «образованцам». Что касается творческой, научной среды, политической элиты, то там национализм, вернее будет сказать, русофобия на уровне расизма распространена достаточно широко. Все это и националистическая истерия, особенно в конце 80 и начале 90 гг., нисколько не повлияли на мою позицию - я был и остаюсь убежденным интернационалистам, поэтому абсолютно беспристрастно и объективно сужу не только о прибалтах, но и о русском народе и вижу степень его деградации, но ради объективности добавлю, что русским склонно умалять свои человеческие качества в силу нашего великодушия и преувеличивать хорошее в других людях. У нас заниженное самомнение, что свойственно великому народу, в отличии от тех же прибалтов, у которых оно незаслуженно завышено, хотя никаких оснований для этого нет.

«...со стороны самих русских, оставшихся жить на территориях бывших республик СССР, за почти пятнадцать лет «новейшей истории», фактически не было сколько-нибудь значимых проявлений протеста!...» (газета «Завтра» №19 – 2007 г.).

И это не случайно, как ни прискорбно говорить об этом. Приближается еще один «День России», натужно представляемый российским режимом и продажными буржуазными СМИ главным праздником России, всенародно отмечаемым радостными «россиянами», что само по себе представляется абсурдным, потому что это день траура и беды, день величайшей трагедии России. Это праздник ненавистников России, осуществивших планы Гитлера по расчленению России, это праздник независимости от миллионов русских людей, брошенных на произвол русофобских режимов, это черный день нашей истории, положивший начало уничтожения Советского Союза и приведший к преступлению в Беловежской пуще.

Казалось бы, что после всего произошедшего со страной этот день для миллионов русских людей, оказавшихся брошенными в бывших республиках Союза, должен быть днем протеста против разрушения Родины, днем ненависти к разрушителям Родины, в конце концов, днем скорби по униженной и потерянной Родине, но никак не праздником. Однако, как  и в прошлом, и позапрошлом годах, в Прибалтике он был отмечен массовыми мероприятиями с песнями и плясками, организованными российскими посольствами и различного рода русскими общественными организациями, лояльными местным режимам. Не сомневаюсь, что и в этом  году будет то же самое.

Я до сих пор не могу отделаться от горечи, негодования и обиды - русские люди с песнями и плясками отмечают день позора и предательства свой Родины. Что может испытывать после всего этого нормальный русский человек, независимо от того, где он находится - в Российской ли Федерации или в бывших республиках Союза? В левых, патриотических и даже в либеральных СМИ периодически появляются публикации в защиту русских в Прибалтике и осуждением тамошних русофобских режимов,  но  зададимся  вопросом:  а нуждаются ли в защите и надо ли защищать всех русских в Прибалтике?

Разные мы люди в русских диаспорах, причем непримиримо разные. И не все нуждаются в защите. Одни сами не желают, чтобы их защищали, а другие не стоят того, чтобы их защищали. Условно говоря, бывших советских русских людей, оказавшихся вдруг за рубежом, можно разделить на четыре группы, независимо от имеющегося гражданства.

Первая - ассимилированных или стремящихся ассимилироваться с местным населением. Россию не считают Родиной.

Вторая - антисоветски настроенной русской интеллигенции (в основном), принимающей настоящие реалии жизни и в России, и здесь, стремящейся интегрироваться в местную жизнь. При наличии российского гражданства, голосующих за «Единую Россию» и другие буржуазные партии.

Третья - не имеющих особых политических убеждений, типичное российское болото, оказавшееся за границей, легко манипулируемое СМИ, сюда же можно отнести всякого рода маргиналов и асоциальных элементов.

Четвертая - русских советских патриотов, как правило, граждан России. Ни с первой, ни со второй, ни с третьей группами - не по пути. Тех, кто считает себя не русскоязычными, а русскими, и кто не желает ни ассимилироваться, ни интегрироваться в русофобском обществе, считая вполне достаточным чтить Уголовный кодекс и соблюдать Правила дорожного движения страны пребывания.

Вторая группа и составляет основу различных русских общественных организаций, отмечающих День России совместно с российскими посольствами и при поддержке местных властей. Группу эту представляет часть русской антисоветски настроенной интеллигенции, полностью принявшей современные реалии, но чувствующей себя не очень уютно из-за общей антирусской политики правящих режимов. Политика властей - выталкивание или, в лучшем случае, ассимиляция, т.е. растворение. А так как ассимилироваться они не могут в силу возраста, языка, общественного положения и т.д., они демонстрируют свою лояльность режимам, просят власти не отторгать их в обмен на помощь в сохранении стабильности и суверенитета. Цель - равноправие в обмен на лояльность и поддержку властей.

Надо сказать, что среди русской антисоветски настроенной интеллигенции есть люди, которые считают себя русскими патриотами и даже борцами за права русских в Прибалтике, хотя на деле они типичные представители второй группы, но из обиженных на местные режимы, которые, по их мнению, не оценили должным образом антисоветизм таких, как они, и равноправия не предоставили. Поэтому пришлось переквалифицироваться из «демократов» в «патриоты».

Поведение и позиция русских нам, живущим в Прибалтике, очень хорошо знакома, причем она одинакова, что в Литве, что в Латвии, что в Эстонии. Русские сами выбрали свой путь, когда поддерживали местных националистов при голосовании о независимости. В массе своей настроенные антисоветски, они рассчитывали, что отколовшись от Советского Союза, вольются в Европу и окажутся в капиталистическом раю. Оболваненные антикоммунистической трескотней и в силу полной политической и национальной деградации они не могли уразуметь, что им места в этом раю нет, что они враги только потому, что они русские, независимо от их политических убеждений. Сами отказались от национального достоинства. А гражданского равноправия не получили и не получат никогда. А получили по носу. Оказалось, что победителям они не нужны и гражданства им не видать, как это случилось в Латвии. Логично было бы предположить, что не получив гражданства Латвии, надо получить гражданство России, благо препятствий к тому тогда не было, то есть определиться, кто ты и с кем ( что, кстати, и произошло в Литве, где проблемы неграждан нет). Но Россия для них отрезанный ломоть, они ее не ощущают своей исторической Родиной, а себя русскими, поэтому, оставшись без латвийского гражданства, они не принимают и российского, предпочитая стать «неграми» - негражданами, людьми второго сорта, надеясь, что латыши оценят их лояльность. Пока не оценили, хотя они и стараются продемонстрировать свою лояльность и преданность Латвии песнями и плясками в День позора России.

Сотни тысяч «негров» - этот феномен заслуживает психологического и политического анализа. Кстати, почему-то ни разу за все эти годы после развала Советского Союза, говоря о проблемах русских в Прибалтике, никто из политиков и политологов в России ни на страницах газет, ни с экранов телевизоров не заинтересовался естественным вопросом: почему «неграждане» в Латвии в свое время, не став гражданами Латвии, не приняли гражданство России?

В Литве «нулевой» вариант без проблем позволил всем желающим стать гражданами Литвы, что большинство русских и сделало, смирившись с действительностью, остальные, кто не собирался ассимилироваться или интегрироваться, стали гражданами России, но каким для нас, русских людей, унизительным и оскорбительным обернулось оформление российского гражданства, в отличие от принятия гражданства Литвы всеми желающими жителями Литвы без различия национальности и времени проживания. Чтобы стать гражданином Литвы надо было просто устно заявить об этом или на предприятиях и в учреждениях, где составлялись списки, для работающих, или в домоуправлениях для неработающих. После чего через несколько дней каждый получил обычную бумажную справку с отметкой о литовском гражданстве, на основании которой потом, когда началось оформление новых паспортов, получить литовский паспорт. Для России же, вернее для российских «демократических» чиновников, мы были не гражданами СССР, желающими переоформить гражданство СССР на гражданство России, а просто людьми, желающими стать гражданами России, наравне с прочими иностранцами - зулусами, индейцами, аборигенами, папуасами и прочими разными шведами. И вот я, русский советский офицер - гражданин СССР, родившийся в Москве, должен был писать прошение о приеме меня в гражданство России, объясняя, как я оказался в Литве и чем здесь занимался, и отчего, и почему вдруг я, русский советский офицер, захотел стать гражданином России, заполнять анкеты, вспоминать всех своих родственников в России. И хотя заграничный российский паспорт для нас единственный документ, удостоверяющий нашу личность, потому что новых внутренних российских паспортов у нас нет, выдавался он только на пять лет, хотя большинство из нас пенсионеры, и, естественно, не бесплатно. Государственная пошлина в 20 долларов при офрмлении в течение месяца и 50 долларов при срочном оформлении за один день. Причем, пока оформлялся новый паспорт, старый в российском консульстве изымался и мы в течение целого месяца оказывались без документа, а значит и без возможности выехать при необходимости из Литвы У наших дипломатов не хватало ума, чтобы изъять старый паспорт при выдачи нового, как это делается в миграционной службе Литвы при оформлении нового вида на жительство после получения нового заграничного российского паспорта. Так было. Сейчас ситуация поменялась и не в лучшую сторону, хотя теперь старый паспорт отбирается при получении нового. Но сейчас загранпаспорт оформляется не в течение одного месяца, а в течение трех месяцев, а срочное оформление – в течение одной неделе. Появились, наряду с обычными загранпаспортами на 5 лет, биометрические паспорта, срок действия которых 10 лет. Правда, теперь он стоит не 20 долларов, а 80. Но это еще не все. Компьютерный прогресс не обошел стороной и работу консульских учреждений России за границей. Если раньше граждане России могли прибыть в консульство для оформления паспорта, а граждане Литвы для оформления визы для посещения России в любой рабочий день недели и в порядке живой очереди решать свои проблемы с работниками консульства (замечу, что никаких проблем с очередями в консульствах России в Литве в Вильнюсе и Клайпеде не было), то сейчас требуется обязательная регистрация для посещения консульства с предварительным представлением необходимых документов ТОЛЬКО ПО ИНТЕРНЕТУ. Никакие разумные доводы о том, что большинство людей, обращающихся в консульства по паспортным или визовым вопросам, люди очень пожилые и у многих из них просто нет компьютеров не действуют.

К сожалению, среди граждан России в Литве  такой же разброс взглядов, что и в самой России - от КПРФ до Единой России, Яблока, СР и ЛДПР. И такое же политическое болото, не имеющее четких политических убеждений и подверженное манипуляциям СМИ, а так как никаких оппозиционных средств информации здесь нет, то в итоге все решает телевизор, поэтому и голосуют здесь так же, как в России.

Так было до сих пор. Понятно, что ни о каком серьезном сопротивлении при таком раскладе русских не может быть и речи. Четвертая группа русских в меньшинстве и в массе своей в солидном возрасте. События в Эстонии в 2007 году в защиту "Бронзового солдата" показали, что в русском раскладе появляется НОВАЯ ГРУППА, которой не было раньше и на которую не обращали внимание. Вырастает новое поколение русских, не страдающих комплексами и страхами. Поколение, для которого республики Прибалтики такая же родина, как для нас Россия. Поколение, которое, в отличие от своих родителей, свободно от навязанного их родителям местными националистами комплекса вины и клейма «оккупантов» и не желает чувствовать себя второсортным у себя на родине, а желает быть самим собой, то есть РУССКИМ. Поколение, для которого зримым символом своей «русскости» в Эстонии стал «Бронзовый солдат».

В России надеются, что крайняя точка исторического отката пройдена, что массовые акции протеста русских в Эстонии против обидчиков «Бронзового солдата», столкновения с полицией говорят о пробуждении русской пассионарности. Хотелось бы надеяться...

Но не могу согласиться с утверждением, высказываемым в левых и патриотических кругах России,  что акция против «Бронзового солдата» была инспирирована извне, если под извне подразумевается Запад. В данном случае такое утверждение, как раз и есть привычная идиологема. Если она и была инспирирована извне, то извне это находится в Москве и инспирирование идет уже почти 20 лет. Но на что хотелось бы обратить внимание. Казалось бы, какие претензии могут быть к современной России и ее режиму? У власти и в России, и в Прибалтике одни и те же антисоветские, антикоммунистические силы, которые вместе свергали Советскую власть, вместе разваливали Советский Союз, вместе идут одним и тем же капиталистическим путем.... Но и сейчас националистические силы в Прибалтике продолжают говорить об угрозе со стороны России, о происках российских спецслужб и т.п. белиберду. Получается какой-то абсурд, недоразумение. Но никакого противоречия в этом нет. Для прибалтийских национал-элит Россия - враг. Была, есть и будет независимо от того какая она - советская или антисоветская. Враг по определению.

К сожалению, должен заметить, что русофобия - отличительный знак не только прибалтийских национал-элит, достаточно широко распространена она среди российской творческой и политической элиты и в этом она мало чем отличается от прибалтов. Российская творческая, научная среда, политическая элита в лице либералов и демократов приняла деятельное участие в разрушении исторической России (Советского Союза) и сейчас отказывают русским и тем, кто тянется к русским, в праве на защиту своей жизни, своей чести и своего человеческого достоинства от националистов, вбрасывая уже давно протухший и ими же выдуманный лживый и подлый образ «старшего брата-оккупанта» в отношении русских, который активно использовали для разжигания национализма и русофобии при развале страны.

Либералам и демократам бесполезно объяснять ту трагическую ситуацию, которая сложилась в республиках Союза из-за разгула национализма. «Чемодан-Вокзал-Россия» - участь русских. Либералов и демократов это не трогает (либералы и демократы позволяют себе иронизировать по поводу якобы одинаковой «нищеты» русских и нерусских в Советском Союзе), потому что для многих из них существует только одна беда и одна трагедия, которые превыше всего и за которые должен каяться весь мир, - антисемитизм и холокост. Но, что удивительно, ни антисемитизм, ни холокост не мешают сотрудничеству либералов и демократов с националистическими силами Прибалтики - потомками и последователями приспешников немецко-фашистских оккупантов, которые в годы войны уничтожали советских людей и практически уничтожили всех евреев. Еще раз убеждаешься в правоте классиков о приоритете классовых интересов над всеми прочими. Общий враг, советская власть, объединяет, несмотря на трагическое прошлое - Холокост.

Вот и бьются либералы и демократы, чтобы не дать русским подняться с колен, не допустить возрождения исторической России, ведь для многих из них их Родина - Земля обетованная где-то там, а Россия только место временного пребывания, которое можно сменить или изменить, или вообще ликвидировать за ненадобностью в интересах «общечеловеческих ценностей».

Люди, которые не испытали на своей шкуре то, что испытывают русские в бывших республиках Союза, нас не понимают и способны только на несправедливые упреки русских в желании лучшей жизни, особенно тогда, когда речь идет о Прибалтике, и пошлые советы вроде «учите язык» или «уезжайте, если не нравится». Они не способны понять, что дело не в языке, что для вскормленных разгулом «демократии» русофобов русский враг по определению, независимо от его политических убеждений - знаешь ли ты язык или не знаешь. Что касается «лучшей жизни» в Прибалтике. Прибалтика не Север и рубль здесь никогда не был длинным, а цены низкими, да и зарплаты ничем не отличались от зарплат в других республиках Союза. Не надо забывать, что мы жили в единой стране и работали, и служили там, куда посылала Родина. Нельзя судить так примитивно о русских, оказавшихся в Прибалтике. Это не сказочное Эльдорадо и не Аляска времен «золотой лихорадки». Те, кто бросает упрек русским в том, что они искали «легкой жизни» в Прибалтике, вольно или невольно подпевают местным националистам и повторяют один к одному их грязные обвинения русским, которые их якобы объедали. Между прочим, русские не помещиками здесь были и не надсмотрщиками над аборигенами, а на хлеб зарабатывали своим трудом, восстанавливая города после войны, строя атомные электростанции и гидроэлектростанции, нефтеперерабатывающие заводы, прокладывая нефте- и газопроводы... Эти стройки, которые длились годами, возводили строительные и монтажные коллективы из многих республик Союза. Строители и монтажники едут туда, куда прикажут, как и военные, - республикам Прибалтики своими силами такие стройки было просто не поднять. Естественно, что часть строителей и монтажников обзаводилась семьями и после окончания строительства оставалась в Прибалтике уже в качестве эксплуатационников. Военные тоже, как известно, место службы не выбирают, служат там, где надо. После службы кто осознанно, опять же в силу разных личных причин, а кто вынужденно оставались в Прибалтике. Да и не стоит преувеличивать качество жизни в Прибалтике. Это московским антисоветчикам можно вешать лапшу на уши про Прибалтику, но только не нам, которые прожили среди простого народа десятки лет, да не в столицах, а в провинции, и имеют родственные связи с аборигенами.

Русских за многое можно обвинить, но глупо и подло упрекать за поиски лучшей жизни. Русские не груши околачивали здесь и не жили за счет других. Это их трудом создано многое здесь, а теперь некоторые доброхоты предлагают им, многие из которых имеют смешанные семьи и для детей которых Прибалтика является Родиной, прожив здесь десятки лет, отдав лучшие годы жизни, состарившись, бросить все и уехать. Куда? Кто их ждет? Или русским, в массе своей квалифицированным специалистам - инженерам, врачам, учителям, научным работникам, военным пенсионерам - горожанам вполне сойдут забытые богом деревни в России? На перевоспитание в деревню? Спасибо!

Для граждан России, живущих за границей, проблем с поездками в Россию нет, проблема в отношении к ним в России. Надо прямо сказать, что режим, установленный в России с помощью русских, вернее даже будет сказать, самими русскими, как бы это было неприятно слышать, не только антинародный, а и АНТИРУССКИЙ, что наглядно демонстрирует действующий Закон о гражданстве и не только закон, а и повсеместное и на всех уровнях государственной власти неприязненное отношение к русскому человеку, и неважно, гражданин он России или не гражданин России из бывших республик Союза, почти как к врагу. Причем такое враждебное поведение проявляется не только чиновниками, но и многими русскими в России, что проявляется и в интернете на различных форумах в обсуждениях.

Те, кто живут в России и не испытали на себе унижения и оскорбление своего человеческого достоинства, которое испытываем в России мы, русские, оказавшиеся в бывших республиках Союза, понять нас, может быть, и могут, но ощутить нашу боль вряд ли. Хотелось бы надеяться не только на пробуждение русской пассионарности за рубежами России, но и у руководства России в деле внимания  к  свои  соотечественникам  в бывших  республиках Союза.   Шаги руководства России по введению безвизового режима для «неграждан» из Прибалтики и действия по принуждению к миру Грузии вселили определенные надежды. События на Украине с воссоединением Крыма с Россией эти надежды усилии, однако ситуация, сложившаяся в Донбассе и какая-то неопределенность в действиях российского руководства вместо надежд усиливают смутное чувство тревоги и ощущения очередного предательства русских. Что впереди? Время покажет.