Великая иррациональность

На модерации Отложенный

 

Великая иррациональность

 

Доброе утро, Империя.

Если хочешь идти быстро - иди один. Если хочешь идти далеко - иди вместе со всеми.

Сегодня будет несколько странная тема и начну я ее с притчи.

В животе беременной женщины два близнеца рассуждают на тему, есть ли жизнь после родов. Один из близнецов верующий, второй - атеист.

В. - Ну конечно, есть! А иначе зачем мы вообще здесь?
А. - Ты ничего не понимаешь! Оттуда еще никто не возвращался, поэтому хватит говорить глупости! Жизни после родов нет, пойми и прими это - и не пудри другим мозги своими выдумками!
В. - Подожди! Когда стихает шум, мы даже можем услышать, как напевает наша Мама! И даже можем почувствовать, как она гладит рукой наш с тобой мир!
А. - Опять твои выдумки! Где эта твоя Мама, ты хоть раз ее видел?
В. - Да вот же она, вокруг нас! Почему ты ее не чувствуешь?
А. - Потому что никакой Мамы нет и быть не может. Все закончится после родов, а ты продолжаешь цепляться за выдумки, словно от них зависит твоя жизнь. Пойми - там ничего нет!!! Там пустота и мрак!!!

Мы тонем в потоках новостей - и эти потоки бесконечны. Тем не менее, иногда тянет поговорить на темы, которые не зависят от политиков, событий, санкций, противостояния и рынков. Я хочу поговорить о нас с вами и о том, есть ли жизнь после родов.
Наш мир безумно иррационален. Любовь иррациональна, потому что она отвлекает нас от вещей, которые общество считает важными. Патриотизм иррационален - в конце концов, как рассуждают некоторые, немцы были бы далеко не самыми худшими хозяевами для славян. Войны тоже крайне иррациональны, поскольку не решают вопрос противостояния друг с другом - они всего лишь загоняют противостояние как можно глубже, под маски приветливости и пластиковые улыбки наших вчерашних "друзей".

Рационально продолжение рода, потому что это биология - и то, что сейчас творится с рождаемостью, говорит о том, что наличие детей признано "цивилизованным" обществом иррациональным. Дети мешают карьере, заработку, тусовке, нужным связям - дети отвлекают на себя все внимание, требуют любви и понимания.
Нам некогда их любить. Нам некогда их понимать. Замечу - я говорю не обо всех. Далеко не обо всех. Но мы сейчас не о каждом в отдельности, а о "цивилизованном" обществе в целом - а с обществом творится какая-то лютая дичь.

Заметьте - я сейчас не делю мир на "их" и "наш". Просто потому, что это бессмысленно - мы настолько взаимопроницаемы, что часть "их" мира и культуры становится частью и "нашего" мира. И наоборот, как бы кто ни старался насчет "культуры отмены".
Я о сейчас о другом. Смотрите, мы все здесь с какой-то определенной целью - и неважно, верим ли мы в наличие этой цели или нет. Возможно, после "родов" и перехода в иное агрегатное состояние мы столкнемся с мраком и пустотой, но только вот все происходящее вокруг нас с вами говорит об обратном - и если это так, то не является ли очередной переход за грань теми самыми "родами"?

Простой пример. Для зачатия ребенка мужской оргазм просто необходим - без него само зачатие становится невозможным в принципе. Но нужен ли для этого дела женский оргазм? Нет. Достаточно овуляции, созревания яйцеклетки и наличие мужчины, готового для продолжения рода. Так что женский оргазм - это улыбка Природы, вишенка на тортике эволюции. А если это так, то по каким причинам он появился вообще?
Женский оргазм предельно иррационален. Он не несет в себе никакой функции, кроме активации центров удовольствия в мозгу женщины - и он точно никак не влияет на повышение уровня фертильности.

Тогда что это вообще? Для чего? Для того, чтобы мы в конце земного пути могли вспомнить хоть что-то приятное? Слабая версия, откровенно слабая - а тогда для чего именно он нужен обществу?
Заметьте - именно обществу, а не каждому в отдельности.

У меня есть своя гипотеза на этот счет и она частично подтверждается социологами - хотя, честно говоря, я хотел бы видеть более глубокие и целенаправленные исследования на эту тему. Так вот, часть социологов утверждает, что женский оргазм - это ответ на растущий повсеместно феминизм. Ответ на мужские роли, которые все чаще примеряет на себя женщина.
И в это же самое время мужская популяция откровенно слабеет. Опять же - речь не о ком-то конкретно, а в целом об обществе. Говорят, что злую шутку с нами сыграло повышение уровня жизни и умение складировать ресурсы по сусекам и закромам - и с этим можно было бы согласиться, если бы не одно "но": подмена ролей между мужчиной и женщиной тоже крайне иррациональна. Хотя бы потому, что мы биологически вообще разные виды и пересекаемся только в одной точке - в продлении своего генотипа на этой планете.

Прилети завтра на Землю инопланетяне, они бы поразились такому видовому разнообразию - а если еще учесть, что у нас минимум четыре расы и огромное количество производных от них, то это просто отвал башки - и, тем не менее, мы свободно ориентируемся в этом бульоне и даже не думаем об иррациональности всего происходящего.


Еще один простой пример. Сегодня в китайском языке около 50 тысяч иероглифов (вместе с редкими и устаревшими) - и нужно было родиться китайцем, чтобы вообще понимать всю эту систему коммуникации людей друг с другом. "Большой сборник китайских иероглифов" содержит в себе 54678 знаков, а словарь Чжунхуа цзыхай, выпущенный в 1994 году, имеет 85 568 иероглифов.

Китайцы пошли своим суверенным путем - будучи безусловно умной нацией, они не изобрели ничего лучшего, нежели выдумать под каждое понятие свое конкретное обозначение. Японцы и корейцы, к слову, тоже - но там и иероглифов поменьше.
Мы же, вместе со всем "цивилизованным" обществом, нашли другой путь - мы научились обозначать отдельные звуки, из которых состоят слова, понятия и смыслы. Кому-то на этом пути хватило и 12 букв алфавита, а кто-то, как кхмеры, придумал целых 74 буквы - и в каждом языке слова стали обозначать определенными наборами этих букв.

Казалось бы, хватило бы и биологического разнообразия - но нет, мы сумели разделиться и в контекстном смысле. И это при том, что каждое четвертое существо на Земле является мутантом - мы вообще планета мутантов, и животные, и люди. Такое ощущение, что наш мир является неким промежуточным звеном, в котором отсеиваются плохие мутации и развиваются самые жизнеспособные из них - хотя, положа руку на сердце, стоит отметить, что и здесь Природа сыграла с нами очень замысловатую штуку.
Суть в том, что любой мир должен стремиться к унификации. Если ты хищник, у тебя должны быть клыки, когти и умение сидеть в засаде. Если ты травоядный - у тебя должна быть реакция, чтобы вовремя увернуться от клыков и когтей. И еще маскировка, как для хищников, так и для их добычи - в конце концов, всегда выживает только сильнейший.

Иначе говоря, в океане должны быть акулы и скумбрия - все остальные там только для биоразнообразия. Да, есть разные условия - кто-то живет в поверхностных водах, а кто-то в глубочайших впадинах. Примем за основу - следовательно, в океане должно быть не более 20-30 видов животных. А что мы видим на деле?
С сушей точно такая же история - правда, на суше и разница в условиях побольше, от джунглей до тундры. И все равно, хватило бы максимум сто-двести видов, чтобы полностью сформировать всю пищевую цепочку на Земле - но извините, для чего нашей планете только бабочек около 18,5 тысяч видов?

У меня есть гипотеза по этому поводу. Возможно, если наш мир и в самом деле является неким промежуточным звеном, подобное разнообразие можно считать оправданным - ведь, кроме самой биологии, есть и еще нечто, что может пригодиться "по ту сторону".
Я об огромном количестве смыслов, генерируемых обществом, от научных до духовных. Мы привычно недооцениваем их значимость, хотя именно на них все наше общество и выстроено - и есть еще одна важная штука, о которой хотелось бы сказать. Неважно, верите ли вы в Бога. Неважно, верите ли вы в НЛП. Неважно, верите ли вы в PR. Важно, что все это и даже больше отражено вокруг нас, влияет на нас и формирует наши модели поведения.

Речь вообще не о богословии или теософских спорах. Речь о том, что мораль изначально иррациональна, но мы живем в ее рамках. Совесть тоже иррациональна, но мы руководствуемся ее понятиями и совсем не задумываемся, почему делаем именно так. Вера иррациональна, ибо она не опирается ни на что, кроме наших рассуждений - под верой нет даже знаний, чтобы подтвердить или опровергнуть ее.
Тем не менее, это еще одна область, в которой происходят своеобразные мутации - и если процесс идет неконтролируемо (или наоборот, слишком контролируемо и целенаправленно), мы получаем такой набор девиаций, с которым ни одна цивилизация выжить не в состоянии. А мы выживаем - и не просто выживаем, но и делим наш мир на смысловые поля и области, каждую со своим набором норм морали, установок совести и ведущих ценностей.

Поэтому совершенно неважно, верим ли мы в жизнь после родов или смерти - выбирайте, кому что по душе. Куда важнее то, что все вокруг нас просто вопит о том, что Земля - далеко не конечная станция. Наша вечная иррациональность заставляет нас не замечать очевидного, но это тоже не имеет значения. Имеет значение только то, что остается за нами - деньги в гроб не положишь, капиталы на тот свет с собой не возьмешь.
Повторю свои же слова: у Бога нет других рук, кроме наших. У Бога нет других слов, кроме наших. У Бога нет других мыслей и идей, кроме наших.

А если это так, то что есть Бог?

Взгляните еще раз на фотографию в самом начале. Внимательно взгляните. Это снимок 1946 года. Один учитель и двадцать четыре ребенка, которые остались в живых в одной из крупнейших школ Хиросимы.
В течение года учитель и более половины детей умрут от острой лейкемии, вызванной радиацией - и, тем не менее, учитель продолжает учить своих детей.

Это безумно иррационально. И это то, что и делает нас в итоге настоящими людьми - даже зная о приближающейся смерти, спокойный и мудрый взрослый человек успевает донести свои знания до горстки выживших учеников.
Вот теперь вы сможете ответить, что есть Бог.

Если у вас хватит на это смелости, конечно.