Письмо в прошлое...
Здравствуй, папа!
Вот уже на протяжении многих десятилетий я с печалью думаю, что ни разу не могла обратиться к тебе так вживе. Потому что,когда началась та Великая война, мне было всего восемь месяцев, а ты почти сразу ушёл воевать- добровольцем, презрев положенную тебе броню. Потом ( очень-очень потом, после ХХ съезда партии) мама говорила, что так ты постарался уберечь нас, свою семью. "Лучше, - передавала она твои слова,- вы будете семьёй погибшего воина, чем родственниками врага народа"...Ты оказался прав: твоя война закончилась в 1943, а мама, бабушка с дедушкой получили и извещение о гибели мужа, и сообщение о том, что сын пропал без вести.
Странное это было время, объявлявшее врагами самых преданных людей,патриотов, и не думавших затевать ничего плохого против своей страны!
Мама частенько вспоминала, как вы с ней познакомились: оба комсомольцы - она из-под Курска, ты - с Украины, - вы прибыли на Дальний Восток по комсомольским путёвкам, чтобы строить город.И построили.И город,светлый, уютный, необыкновенно красивый. И семью,дружную,любящую, такую, о какой мечтает всякий человек.
Мне было не очень одиноко среди сверстников, потому что у многих война отняла отцов.То, что называют неполными семьями, было в те годы почти правилом.Немногих имевшихся в наличии отцов мы толком и не знали: они были для нас таинственными, непонятными, чужими. И дети,у которых были не только мамы, но и папы, подсознательно не акцентировали внимание на разнице в нашем статусе.
Твой брат,разведчик, переживший войну,много лет и сил посвятил тому, чтобы отыскать хоть кого-то из твоих однополчан. Нашёлся один, и в письме рассказал, как, подняв в атаку бойцов, "политрук бросился вперёд и упал, сражённый вражеской пулей." Это было под Ленинградом.
Дядя Миша прислал мне и фотографию братской могилы, на которой есть твоё имя.
Мама говорила, что я очень похожа на тебя. Ну,что сутулюсь или что ложку держу, как ты - понятно: строение кисти, микро-моторика, схожесть фигуры и прочая чепуха... Но мама говорила: "Ты начинаешь фразу, а я знаю, как ты её закончишь, потому что скажешь именно то и именно так, как отец. И в любом случае поступишь тоже по-отцовски."
Удивительно! Прямо-таки практическая генетика! Конечно, я по книжкам всё это знаю, но испытать на себе! Я ведь тебя и не помню...
Правда, в детстве я как-то рассказала маме о том, как ты подбрасывал меня под самый потолок. Но она сказала, что такого быть не может: да, отец приезжал на побывку,но полуторагодовалый ребёнок не может помнить подобные подробности. Так и осталось у меня в памяти: я помню, что когда-то помнила твои руки, подбрасывающие меня высоко- высоко...
Ещё - это уже я от бабушки слышала - у меня память, как у тебя, и способности к языкам. И поэтому я должна заниматься языкознанием. Отец, твердила мне и она, и дед, знал шесть языков. Выходит, и тут всё правда: я в Китае была чуть дольше двух недель и к концу этого срока говорила по-китайски - с южным акцентом." Точно как в моей деревне," - умилялась сопровождавшая нас дама из райкома китайской компартии.
Дорогой мой папа! Через несколько дней мы будем отмечать 71 годовщину Победы. И по улицам пройдёт Бессмертный полк: родственники понесут портреты погибших отцов, дедов.У меня тоже есть несколько твоих фотографий. Но по Невскому я вряд ли понесу твой портрет: боюсь, сердце не выдержит...
Комментарии
Раздолбай был ещё тот!
Войну начал старшим лейтенантом авиации летом 1942-го года на Кубани, а закончил в 1945-м весной в Вене. Старшиной-морпехом Дунайской речной флотилии.
Вот такой карьер сделал: из старших лейтенантов авиации в старшины морской пехоты!
Правда, через штрафбат!
Я сам по натуре аккуратист, видимо, от матушки передалось.
А Долик - тот точно такой же раздолбай, как и его дед!
Рассказ Виктора Константиновича:
«— Заходим вчетвером в румынскую корчму. Естественно, с автоматами. А один и с "дегтярём". В корчме полно народу. Заказываем бутылку цуйки. Народ смотрит на этот заказ несколько косо. Выпили.
Заказываем вторую. Народ начинает медленно покидать корчму. Выпили.
Заказываем третью. Народ повалил валом.
Когда заказывали четвёртую, в корчме кроме нас никого не было. Хозяин спрятался под стойку. Выпили и четвёртую»
На мой вопрос о том, что было после, батя ответил:
«— А ничего! Расплатились и ушли!»
Ответ был неконвенциональным, сказал, что лучше нашей водки ничего нет!
Кстати, ему ничего не стоило в июле, при температуре плюс тридцать пять, пойти в дукен за куревом или за водкой в одних трусах.
Ну, разве не раздолбай?
Вот такие нДравы были в моём Богохранимом и Благословенном кибуце в середине 50-х!
Пробрало по-настоящему.
Спасибо вам, Галина. Спасибо и за рассказ, и за память, и за проникновенные слова.
Комментарий удален модератором
Дядя, Грибушин Андрей, 1.01.42., Пулково.
Двоюродный брат - Борис Измаильский, 1943, Корсунь (Украина). Дедушка Грибушин Сергей Андреевич, умер от тифа в январе 1942, возвращаясь из эвакуации в Тихвин...
Папа, Грибушин Игорь Сергеевич, всю войну - с 42-го по 44-й, - Пулково, освобождал Лен.область, Эстония, Прибалтику. Последний бой на Куршской косе. но, Бог велик - остался жив.
...и дослужился до полковника, ушел в отставку в 1971-м, служил в Эстонии, Забайкалье, Египте, Карелии.
Но уже его нет...
Всем - родным и не-роственникам, бойцам и офицерам воевавшим - вечная слава! И - ПАМЯТЬ!!!
****
Вперёд, Бессмертный полк! ...вы ещё нас спасете, - если надо будет...
Скоро День Победы и рассказ этот как раз вовремя.
В каждой семье есть те, кто воевал в этой войне и мы всегда будем помнить о них!
Грустью отдалось: "... я помню, что когда-то помнила... " Захотелось возразить - нет, Вы помните, по-настоящему помните и любите этого большого и сильного, замечательного человека - Папу, Воина, Защитника, Человека! Эта Память, эта Любовь - они струной звенят в Вашем письме... доходят до самого сердца...
Спасибо!
Спасибо за приглашение.
Но, практически, детские годы прошли мои без папы, только бабушка и мама. Да и мама бывал только в воскресенье и то не каждое. Так что моим воспитателем была бабушка... Умер папа в 54 года, я его пережил уже на двадцать лет... Светлая им память всем и воевавшим на фронте, и работающим в тылу. Время всех прибрало, остались единицы... Косяками потянулись их дети, дети войны....
Спасибо за повествование!
Как нам не хватает наших родителей! Всегда не хватает.
А идти. Наверное, это не так важно, главное, что ты помнишь и знаешь
Здоровья!
;-I
Спасибо тебе за этот рассказ, за душевую и честную исповедь.
Вот и 9-го мая будем, скорее всего, на огороде картошку сажать.
В кругу семьи помянем...