Точка опоры

На модерации Отложенный

 

Александру Яровому: спасибо за понимание.

Горгий из Сицилии (483 – 376 гг до н.э.) высказал утверждение, что с одинаковым успехом можно доказать, как непознаваемость мира, так и отсутствие его. Человеческое мировоззрение сугубо индивидуально и поэтому не существует никакой объективной реальности. Современник Горгия – Протагор вообще отрицает существование истины, независимой от человеческого познания. По его мнению, именно человек есть мера всех вещей, как существующих, так и не существующих. Если основой познания является чувственное восприятие, то истин столько же, сколько и людей, а в практике общественных отношений истинным является мнение большинства.

Нравственность тоже является мерилом общественных взглядов и не имеет отношения к религии как связи с представлением о высшем бытии, отличающемся от земного существования. Философия сама по себе тогда тоже лишена содержания, поскольку не существует никакой «премудрости», отличающейся от устойчивого общественного сознания. «Естественные» науки - единственный источник знания как такового.

На этой почве (в противовес ей) возникло новое философское направление, пытавшееся разрешить проблему познания с позиций последовательного идеализма. Сократ (469 – 399 гг до н.э.) сосредоточил своё внимание на проблемах этического характера. Источником истинного знания он провозгласил внутреннее самосознание, которое и есть родник добродетели. Детерминизму материалистов он противопоставил телеологическое мировоззрение, учение о цели и смысле бытия, которые и определяют существование любой вещи. Сократ и его ученики отрицательно относились к демократии и общественному строю, основанному на ней.

Последователь Сократа – Платон (429 – 347 гг до н.э.) организовал Академию – философскую школу – наиболее яркий образец объективного идеализма. Бытие материального мира, познаваемое чувствами, он считал лишь «тенью» действительного мира. Истинное бытие заключено в существовании общих идей - вечных и неизменных. Познание этих объективно существующих идей и есть истинное предназначение человека, поскольку его собственная бессмертная душа до рождения в материальном мире находилась в мире идей и может путём воспоминания постигать их.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг до н.э.) критически пересмотрел систему взглядов Платона. Отрицая сам мир сверхчувственного, он не видел смысла в существовании идей, поскольку они не могут объяснить, ни причин возникновения, ни причин изменения самих себя. А поскольку нет «Платоновских идей», то невозможно и утверждать, что именно из них вещи как таковые «заимствуют» своё бытие.

Поэтому говорить о том, что идеи – это первичные образы материального мира и что само их бытие причастно миру идеальному – пустые слова, лишённые всякого смысла. Материализм Аристотеля направлен против идеализма Платона как философского учения. Чувственное познание материального мира, по его мнению, является источником правильных о нём представлений. Это было главное, что высоко оценил Ленин.

Однако Аристотель не в состоянии был решить вопрос об отношении непосредственных ощущений к самому процессу мышления. Активным началом в процессе познания он считал независимую от тела разумную душу, материю он считает пассивной и бесформенной, активное же начало – суть нематериально. Оно воздействует на материю и преобразует её. В итоге Аристотель приходит к понятию «перводвигателя природы» - форме всех форм – как основной (и конечной) причине всеобщего развития, т. е. к богу.

Под руководством Аристотеля возникла школа учёных, которые во всех своих работах по философии, логике и естествознанию оказывались гораздо ближе к материализму, чем к идеалистическим философским построениям. «Знания – сила» — вот лозунг, дошедший до нас, смысл которого в том, что преобразующая роль познания позволяет переустроить внешний мир, перевернуть его … хотя внутренняя сущность самого познающего при этом так и остаётся неразгаданной.

Существует ли вообще та идеальная точка опоры, на которой «подвешен» весь наш мир и человек в нём? Точка, которая не имеет координат во времени и пространстве, и самой площади, но которую способен «измерить» человек, раз уж он и есть мера всех вещей. Понятно, что материальному миру принадлежать она не может и «вычислить» её человек способен только с помощью сверхчувственного восприятия, которое вводит его в мир идеального и к которому имеет отношение его душа (сознание) свободная от связи с тварным миром.

Поскольку такая идеальная точка есть продукт разумного сознания, способного к абстрагированию и пониманию субъективности своих выводов, помещена она (точка) может быть лишь в близкое по образу мыслей сознание, озабоченное поиском цели и смысла собственного бытия. Наличие этой точки в сознании определяется не только способностью понять её, но и обуславливает саму ЖИЗНЬ, как способ бытия сообщества разумных существ, так и всего так или иначе существующего.

Эта точка и есть ИСТИНА.

Она субъективна и наполнена тем содержанием, которое мы сами в неё вкладываем. Для меня эта Истина звучит так: Бог есть Любовь. Любовь Бога есть желание блага жизни вечной душе человеческой, способной понять Её и принять в качестве той точки опоры, на которой и выстраивается мир – Царство Божие.