Россияне выбирают зарплату в конверте, а не увольнение

На модерации Отложенный

Мужчины-американцы предпочитают уволиться, но не работать в случае низкой зарплаты. В США признаваться, что ты согласился работать за низкую оплату, считается чем-то неприличным. У россиян немного другая реакция на снижение зарплат. Они пытаются найти подработку. Или согласны на оплату в конверте.

Эксперты из Федерального резервного банка Бостона обращают внимание на новый тренд: вероятное снижение уровня дохода мужчины-работника приводит к тому, что он просто уходит с рынка труда. «Ощущение мужчинами своего статуса на рынке труда сильно зависит от того, сколько они зарабатывают по сравнению со сверстниками-мужчинами того же возраста. В результате молодые мужчины более склонны уходить с рынка труда, когда их ожидаемая заработная плата падает в относительном выражении», – цитирует агентство Bloomberg выводы исследователей.

Эксперты, в частности, указали, что примерно каждый девятый мужчина в наиболее трудоспособном возрасте – от 25 до 54 лет – сегодня не работает на рынке труда по сравнению с одним из 50 в середине 1950-х годов.

Частично они связывают эту проблему с растущим неравенством доходов. «Если увеличивающийся разрыв в заработной плате между высокооплачиваемыми и малооплачиваемыми людьми прямо или косвенно влияет на совокупное предложение труда мужчин, неравенство в оплате труда может иметь более серьезные последствия для экономики, чем считалось ранее», – делают вывод экономисты.

При этом именно мужчины без высшего образования с большей вероятностью покидают рынок труда. В том числе и потому, что их заработки в отличие от их более образованных сверстников упали. Так, указывается, что средний недельный заработок мужчин в трудоспособном возрасте с поправкой на инфляцию за последние 40 лет упал на 17%, в то время как у мужчин с высшим образованием доходы выросли на 20%. Отмечается, что у женщин вне зависимости от уровня образования за тот же период заработки увеличились на 32%. Однако и начинали они с гораздо более низкой базы, подчеркивают исследователи.

В числе возможных причин такого явления называется в том числе и сокращение числа рабочих мест на производстве, традиционно занимаемых мужчинами, а также увеличение общих доходов домохозяйств по мере выхода на рынок труда большего числа женщин. Как считают эксперты, уход с рынка труда связан также и с ростом государственной помощи и проблемами с наркоманией. Кроме того, в настоящее время рекордное количество молодых людей продолжают жить в доме с родителями, чем раньше, подчеркивает Bloomberg.

До определенной степени такие тенденции характерны и для российского рынка труда. К примеру, в Высшей школе экономики (ВШЭ), анализируя российский рынок труда, пришли к выводу, что россияне, работающие не по специальности, в среднем недополучают около 7–14% денег по сравнению с людьми с тем же образованием, которые нашли работу по профилю.

«В России удовлетворенность работой одинаково важна как для мужчин, так и для женщин. И чем выше уровень дохода, чем больше карьерных достижений, чем лучше высшее образование – тем важнее для человека быть удовлетворенным размером заработка, быть «в рынке» и стремиться к лучшим показателям», – добавляет омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей Дмитрий Порочкин.

В другом исследовании ВШЭ говорилось, что в России, так же как и во многих других странах, главную роль в удовлетворенности зарплатой играет не ее уровень, а разница между фактическим доходом и средним по отрасли. Указывалось, что при прочих равных у женщин зарплата чаще оказывается ниже, чем у мужчины. Однако в России в отличие от других стран нет принципиальной разницы в восприятии ожидаемой зарплаты или отклонения фактической зарплаты от ожидаемой между женщинами и мужчинами. То есть оба пола в целом одинаково сравнивают свои фактические заработки со средними по отрасли.

Последние данные Росстата также говорят скорее о превалирующем положении мужчины-работника. К примеру, по итогам октября безработица среди мужчин была ниже, чем среди женщин, – 3,7 против 4,1% соответственно. Неработающий мужчина также находит новое место в среднем быстрее, чем женщина. Так, мужчина выходит на работу спустя 5,6 месяца поиска, а женщина – 5,7.

Кроме того, за последнее время уровень занятости как мужчин, так и женщин растет. Так, по итогам октября в целом трудится почти 60% населения в трудоспособном возрасте. При этом уровень занятости мужчин составил 67,8%, а женщин – 53,4%. Для сравнения: в январе 2021 года работали 66,5% мужчин и 51,9% женщин.

События этого года кардинально меняют ситуацию на российском рынке труда. Так, портал Superjob, проанализировав свыше 300 тыс. активных резюме, сообщает, что в течение этого года – с марта по декабрь – в РФ уменьшилось число соискателей-мужчин до 45 лет. В то же время количество возрастных соискателей стало больше. Эксперты сервиса изучили резюме по 15 профессиям, среди которых были грузчик, охранник, программист, фрезеровщик, инженер, плотник, тестировщик.

Отмечается, что увеличения количества возрастных соискателей не произошло только по позиции тестировщика. Число соискателей «за 45» на должность инженера-механика выросло на 17%, плотника – на 15%, охранника – на 14%. Больше всего увеличился возраст соискателей на позиции системных администраторов, инженеров КИПиА.

«Доля соискателей-женщин за девять месяцев выросла на 5–6 процентных пунктов среди курьеров и комплектовщиков. На столько же изменилось гендерное соотношение среди специалистов по тестированию ПО и менеджеров по продажам. Среди специалистов отделов сбыта численный перевес, пусть и минимальный, сейчас также на стороне женщин: соискательницы составляют 51% от общего числа разместивших резюме (в марте женщин было 45%)», – продолжают исследователи.

Эксперты подчеркивают: поведение американских мужчин-работников не может быть полностью переложено на российский рынок. «Российский рынок труда сильно отличается от рынка труда в США. Он сильнее зарегулирован в отношении прав работников, менее гибкий и менее развитый. И, конечно, уровень трудовых доходов в США существенно выше. Поэтому и тенденции на российском рынке труда преимущество совсем другие», – отмечает руководитель экспертного центра «Деловой России» Виталий Федин. Он считает, что средний российский работник не имеет возможности уйти с рынка труда в силу отсутствия у него значительных накоплений, позволяющих жить без заработной платы годы и месяцы. 

 

 

«В России нет гендерной взаимосвязи между размером заработной платы и принятием решения покинуть рынок труда. В тоже время есть прямая зависимость между уровнем оплаты труда в пределах МРОТ и нежеланием занимать подобные вакансии», – отмечает профессор Финансового университета Александр Сафонов. Он приводит в пример вакансии в службах занятости. «Их количество превышает в два с лишним раза число зарегистрированных безработных, но граждане, как правило, отказываются их замещать из-за низкой заработной платы. Кроме того, для России характерен высокий оборот рабочей силы (прием и увольнение). И в среднем около 27% от общей численности занятых увольняется в течение года. Причины в основном связаны с неудовлетворением условиями труда», – полагает он.

Уровень занятости среди мужчин средних возрастов в России один из самых высоких в мире, замечает старший научный сотрудник РАНХиГС Виктор Ляшок. «Уровень безработицы также невысок. Мужчины вынуждены соглашаться даже на низкооплачиваемую работу, так как у большинства нет других источников доходов, а пособие по безработице относительно небольшое и имеет временные ограничения по выплате (полгода)», – поясняет он. Демографические изменения также оказывают эффект на заработные платы. «Сейчас на рынок труда приходят малочисленные поколения граждан, родившихся во второй половине 90-х и начале 2000-х годов, конкуренция за них между работодателями усиливается, что приводит к росту заработных плат в тех отраслях, где высока доля молодежи (например, в IT-сфере)», – подчеркивает эксперт.

Главный тренд на российском рынке труда сегодня – дефицит линейного персонала, синих воротничков, то есть как раз трудоспособных мужчин от 18 до 40 лет, сообщает управляющий партнер Ventra и Ventra Go Екатерина Карабанова. Причем речь идет о массовых вакансиях с невысокой заработной платой – на эти роли работодателям сегодня очень сложно привлечь необходимое количество кандидатов, продолжает она. «Особенно тяжелой ситуация выглядит на производстве. Согласно исследованию Ventra «Рынок труда производственного персонала», 45% работодателей признают, что изменения 2022 года, включая частичную мобилизацию, негативно повлияли на доступность производственного персонала и увеличили текучку. Четверть компаний отмечают, что качество кандидатов на производстве снизилось», – рассказывает эксперт.
Попытка работодателей экономить на работниках приводит к тому, что последним, и это особенно характерно для мужчин, в итоге выгоднее оставаться дома либо брать временные подработки для обеспечения себя и своих семей.

«И эта категория мужчин-работников действительно выпадает из официального рынка труда. Однако это не означает, что они не работают. Просто эти люди переходят в категорию самозанятых и выбирают, например, работу через платформы. Согласно последним исследованиям, уже около 14% линейного персонала в ретейле – это самозанятые», – говорит Карабанова.

«Российские пособия по безработице не позволяют прокормиться взрослому мужчине, особенно если у него есть дети. Поэтому при невозможности устроиться на работу со средним доходом по отрасли россияне чаще соглашаются и на серые зарплаты, реальный размер которых статистика не фиксирует. Также нередки варианты полностью неофициальных подработок, которые не фиксируются налоговыми органами», – соглашается эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.