Почему нельзя верить словам, что деньги в стране есть?
В. Путин: «Резервы Центрального банка, или так называемые международные резервы государства, вернулись на уровень начала 2014 года, сейчас стали даже чуть больше: были 385,5 миллиарда долларов, а стали 387 миллиардов долларов. И резервные фонды Правительства (напомню, что у нас их два: Резервный фонд, так он называется, и Фонд национального благосостояния) - они уменьшились, но на очень незначительную величину, и сегодня составляют соответственно в долларовом эквиваленте 50 и 71 миллиард долларов. Что это значит? Это значит, что если тратить их в том режиме, в котором мы тратили, скажем, в прошлом году, то нам резервных фондов, если не пополнять и ничего не делать, как минимум мы их сохраним ещё в течение четырёх лет».
Так кому же верить и что происходит на самом деле?
Для начала посмотрим как изменялся объем международных резервов (по данным Центробанка):
01.01.2013 - 537 млрд. долларов;
01.01. 2014 — 509 млрд. долларов;
01.01. 2015 — 385 млрд. долларов;
01.01.2016 — 368 млрд. долларов.
То есть президент явно слукавил, сравнил с удобной ему цифрой. И, кстати, назвал ее неправильно! 385 млрд. долларов — это объем резервов на начало 2015 года. И объем международных резервов за 2014-15 годы сократился очень значительно! Небольшой прирост резервов за начало 2016 года произошел из-за того, что золото и евро, которые занимают значительную часть резервов, выросли относительно доллара США. А также за счет того, что коммерческие банки вернули Центробанку свои долги. То есть небольшое увеличение международных резервов - чисто формальное, это абсолютно не показатель того, что кризис мы преодолели и началось укрепление экономики. А ведь именно так и представил это президент, успокоив граждан, что «с фондами у нас все в порядке».
Еще один интересный момент — из чего состоят международные резервы и сможем ли мы ими воспользоваться в случае нужды?
58,1 млрд. долларов - это монетарное золото. Его быстро не продашь;
3,2 млрд. долларов лежат в МВФ;
6,8 млрд. это СДР — специальные права заимствования (деньги, которые могут быть использованы только для целей МВФ);
66,5 млрд. — гособлигации США. Это - весьма рискованные и низкодоходные бумаги. Доход по ним — ничтожные 0,2 - 0,4% годовых. И США никогда не давали письменных, юридически оформленных гарантий возврата средств по этим бумагам! Весь риск по бумагам ложится на нас. При этом вынуть деньги из облигаций просто так мы не можем. Мы можем потратить лишь их небольшую часть на финансовых рынках США.
Из оставшегося часть денег отдана ЦБ на кредитование коммерческих банков, часть Минфину, часть является Правительственными фондами ( Резервный фонд и ФНБ).
И тратить в случае нужды мы можем только Резервный фонд. Об этом и говорил Силуанов.
Кстати, если посмотреть на объем резервного фонда в долларах — сократился он за последний год довольно прилично. В апреле 2015 года в Резервном фонде было 75 млрд. долларов, сейчас - 50 млрд. долларов. Мы потратили 25 млрд. долларов за год, 1/3 фонда. Это называется «фонды уменьшились незначительно»? И если будем продолжать тратить в таком же темпе, по 25 млрд.
долларов в год — то фонда реально хватит на 2 года!
На самом деле ситуация с бюджетом у нас плачевная. В бюджете дефицит и покрывать его нечем. Нефтегазовые доходы сильно уменьшились и вообще не соответствуют запланированным! Дефицит бюджета только за 1 квартал 2016 года составил 614 млрд. рублей. Чтобы заткнуть дыры, Минфин уже потратил всю имеющуюся у него наличность. А резервные фонды удалось сохранить за счет… финансовой махинации? Как сообщает finanz.ru:
Минфин продает Центробанку валюту из Резервного фонда, а Центробанк, чтобы купить ее, просто печатает нужное количество рублей. При этом проданная валюта все так же числится в международных резервах государства. Ведь международные резервы государства - это валюта Центрального банка и валюта резервных фондов. То есть просто переложили из одного кармана одного хозяина — в другой. И на прямой линии президент сможет с гордостью озвучить внушительную цифру мало что понимающим гражданам.
Такой способ сохранения фондов и поддержки бюджета Центробанк взял на вооружение в прошлом году, когда разразился кризис. Минфин как будто продает ЦБ валюту, а ЦБ в ответ подпечатывает наличность. В прошлом году ЦБ напечатал для бюджета 2,2 трлн. рублей. А в этом году планирует напечатать как минимум 2,4 трлн. рублей. А возможно, и больше. Все это, конечно, подстегивает инфляцию, а не решает проблему. Как несложно догадаться — этот метод сродни финансовой махинации, ни о каком развитии экономики, поиске других источников дохода, кроме нефти и газа, - речи не идет.
А Путин на прямой линии отметил работу Центробанка как профессиональную...
Есть еще один важный момент. Путин озвучил, сколько денег у нас есть, но не сказал о том, сколько мы должны!
На 1 января 2016 года в общей сложности внешний долг составляет 516,1 млрд. долл. Для сравнения, в 1998 году, на пике дефолта, наш долг был 150 млрд. дол., большую часть из которой мы были должны бывшим республикам СССР, которые не требовали срочного возврата денег.
Кто должен эти деньги:
- 30,8 млрд. долл. - минфин и субъекты РФ;
- 9,8 млрд. долл. - ЦБ;
- 129 млрд. долл. - коммерческие банки;
- 346 млрд. долл. - другие компании, причем в основном те, в которых государство является акционером. То есть если кредиторы будут требовать возвращать этот долг, требовать будут с государства.
И вполне может случиться так, что все кредиторы начнут требовать срочного возврата долгов. Такое уже случилось с Внешэкономбанком. Ему пришлось срочно платить по долгам, а средства взять было неоткуда. Что сделало правительство? Направило на погашение долгов Внешэкономбанка средства накопительной части пенсий! Потому что деньги эти можно было изъять безнаказанно, без сложных расчетов и согласований. Получается, государство, которое ввело население в кризис, решает это кризис за счет пенсионеров?
Нужно понимать, что при нынешнем дефиците бюджета мы вообще не можем выделять средства на погашение долгов! Поэтому спокойно рассуждать о том, сколько денег мы имеем в наличии, можно лишь будучи уверенным, что кредиторы не потребуют срочной оплаты всех долгов.
Комментарии