Есть будем меньше. Но дороже

По прогнозам некоторых экспертов, цены на продукты питания в России в результате нынешней засухи могут вырасти вдвое. Уже сейчас они повышаются примерно на 10% в неделю, а ведь урожай еще не собран и осень еще не наступила. Реальная картина выявится намного позже.

Предвидя трудности с зерном и, соответственно, нехватку кормов для животных, наши зерноторговцы и животноводы уже договариваются об импорте пшеницы из США. Об этом сегодня сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на представителя американского Зернового союза Александра Холопова. Прибегать к этой мере их заставляют ухудшившиеся прогнозы по урожаю – уже менее 60 миллионов тонн, что на четверть с лишком хуже, чем в прошлом году. Одновременно это наибольший урон, нанесенный засухой нашему сельскому хозяйству за последние полвека.

«Цена на зерно в России идет все выше и выше, и в дальнейшем также ожидается ее рост,— комментирует г-н Холопов.— Большинство российских владельцев скота в панике».

И им есть чего бояться: еженедельное удорожание зерна в среднем на 10% с середины лета делает его практически недоступным для закупок на кормление животных, пишет РБК DAILY. По расчетам Министерства сельского хозяйства США, в этом году Россия может удвоить объем импорта зерна со 150 тыс. тонн в прошлом году до 300 тыс. тонн в этом.

Вообще, всякая засуха всегда была чревата снижением поголовья скота – кормить становилось нечем и невыгодно, а скот забивали на мясо. Было время, когда идти по деревне и ковыряться в зубах считалось признаком высокого достатка – значит, мясо ел, картошка в зубах не застревает. Кто знает, не вернутся ли те времена обратно в результате нынешней засухи. Ведь хлеб действительно всему голова, хотя мы под влиянием телерекламы и привыкли думать, что всему голова марсы, сникерсы и йогурты.

Негативное влияние засухи проявляется в еще одном неожиданном явлении – некоторые регионы начинают отгораживаться от других запретами на вывоз продовольствия. Это уже когда-то было и теперь возникает опять. Местные власти мотивируют такие решения ажиотажной скупкой продуктов потребителями и нежеланием федерального центра помогать им преодолевать последствия стихийного бедствия

Пионером здесь стала Омская область. Ее Совет безопасности принял решение ужесточить контроль над вывозом сельскохозяйственной продукции за пределы региона. На заседании областного Совбеза обсуждалось, что в условиях неурожая сельхозпродукции в европейской части России неизбежны увеличение спроса и стремительный рост цен на зерно.

Губернатор Леонид Полежаев, возглавляющий омский Облсовбез, заявил: «Необходимо привести в действие механизм, исключающий саму возможность возникновения дефицита продовольствия, ажиотажного спроса на любой продукт питания, взвинчивающего его цену. Мы должны пойти на самые крайние меры, но обеспечить гарантированную продовольственную безопасность на территории региона, невозможность неконтролируемого вывоза за его пределы. Хлеб на столе омичей должен быть».

Эксперты считают, что вслед за омичами на путь продовольственного сепаратизма может ступить и руководство Самарской области. За последнее время здесь резко взлетели цены на муку и крупы. Например, в Тольятти они подорожали в 1,5–2 раза, а в Самаре розничная цена гречки поднялась с 19 до 50 рублей.

Губернатор Владимир Артяков, выступая на первом заседании межведомственной рабочей группы по борьбе с засухой под руководством первого зампреда правительства РФ Виктора Зубкова, заявил, что «региону требуется поддержка из федеральной казны размером в 7 млрд рублей».

Кроме того, Артяков попросил Зубкова выделить области 300 тыс. тонн зерна из государственного интервенционного фонда.

В ответ глава Минсельхоза Елена Скрынник дала понять, что желаемого Артяков не получит: «Не всегда заявленные регионами данные по ущербу соответствуют действительности. Самарская область документы прислала лишь на 2,6 млрд, из которых экспертиза подтвердила необходимость только 1,7 млрд рублей».

Если регионы получат только часть необходимой им помощи, у них может не остаться иного выхода, кроме установки продовольственных барьеров.

Другие регионы, страдающие от засухи, тоже могут запросить помощи, а не получив ее – удариться в запретительные меры. Чрезвычайная ситуация по засухе объявлена в 23 субъектах Федерации: Астраханской, Белгородской, Рязанской, Оренбургской, Саратовской, Самарской, Воронежской, Челябинской, Волгоградской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской, Тамбовской, Кировской и Курганской областях, в Забайкальском крае, республиках Удмуртия, Чувашия, Калмыкия, Марий Эл, Башкортостан, Татарстан и Мордовия.

По некоторым оценкам, если бы правительство решило компенсировать всем ущерб, на это потребовалось бы около 120 млрд рублей и более 40 млн тонн зерна – впятеро больше, чем имеется сейчас в государственном интервенционном фонде. Поэтому помощь планируется намного скромнее: на всех — около 35 млрд рублей. Первые 10 млрд будут выделены уже в августе, а еще 20 млрд правительство предоставит в виде трехлетнего льготного кредита ближе к зиме, когда будет точно определен размер ущерба.

А цены на продукты питания тем временем растут. Увеличение цен на муку зафиксировано в Нижегородской, Московской, Тверской, Орловской областях, Башкортостане, Чувашии. Во многих регионах стоимость муки и гречки растет на 15% в неделю. В Тамбовской области цена перловой крупы поднялась за неделю на 18%, а гречки – на 15%. В Казани за неделю гречневая крупа подорожала на 22,9%, пшеничная мука – на 8,9%. В Рязани гречка подскочила с 35 до 56 рублей, а рис – с 30 до 40–43 рублей за килограмм. По заверениям работников прилавка, это не последнее подорожание круп в этом году.

Похожая ситуация складывается и с поставками производителей. Так, предприятия Тульской области отгружали в июне муку в Москву по цене 4,2 рубля, а в июле – уже по 7 рублей за килограмм. В результате стоимость хлеба и других хлебобулочных изделий может увеличиться примерно на 20–30%.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев дал поручение территориальным органам ведомства усилить работу по контролю за ситуацией на продовольственных рынках. До 10 августа территориальные управления должны отчитаться по росту цен на социально значимые продукты.

Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев призывает граждан не паниковать и не запасаться продуктами впрок, считая ожидаемые последствия засухи преувеличенными. Возможно, в чем-то он прав. Во всяком случае, вспоминается паника после дефолта 1998 года, когда перепуганные граждане бросились сметать из продовольственных магазинов огромными сумками все подряд, включая даже такую экзотику, как никому не нужные в обычное время пищевые концентраты. Можно, конечно, купить по паре мешков гречки и риса и устроить закрома в квартире, если позволяет место. Но неизбежно заведутся крупяные жуки и расползутся по всем щелям. Стоит ли оно того? Да и на всю жизнь все равно не запасешься.