ЗАМЕТЬТЕ, что в перечне не упоминается земля. И это неудивительно, ведь Католическая церковь, как и многие другие религии, учит, что земля будет уничтожена. В «Словаре католической теологии» данный вопрос освещается в статье «Конец света»: «Католическая церковь верит и учит, что современный мир, в том виде, в котором его создал Бог и в котором он есть сейчас, не будет существовать вечно» (Dictionnaire de Théologie Catholique). В одном католическом катехизисе, изданном недавно, содержится такая же мысль: «Наш мир... обречен на гибель». Но если наша планета исчезнет, то как понимать библейское обещание о райской земле?
В Библии недвусмысленно говорится, что на земле будет восстановлен Рай
В Библии недвусмысленно говорится о будущем земном рае. К примеру, пророк Исаия так описал землю и живущих на ней: «Будут строить дома и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Исаия 65:21, 22). Евреи, которым Бог дал эти обещания, были убеждены, что их земля — а по сути, вся планета — станет однажды раем и люди будут жить на ней вечно.
Псалом 36 это подтверждает: «Кроткие наследуют землю» (Псалом 36:11). Здесь не идет речь о временном восстановлении народа Израиль в Обетованной земле. Ведь далее в псалме говорится: «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Псалом 36:29)*. Обратите внимание, что в псалме подчеркивается: вечная жизнь — это награда для «кротких». В одном библейском комментарии к данному стиху объясняется, что слово «кроткий» имеет «гораздо более широкое значение, чем может показаться в переводах; оно подразумевает несчастных, гонимых и преследуемых за имя Яхве, смиренных сердцем и покорных Богу».
На земле или на небе?
В Нагорной проповеди Иисуса содержится обещание, которое напоминает нам приведенный выше библейский стих: «Счастливы кроткие, потому что они наследуют землю» (Матфея 5:5). В этих словах тоже подчеркивается, что земля будет навеки дарована верным людям. Однако Иисус ясно сказал апостолам, что он приготовит для них место «в доме Отца» и что они будут с ним на небе (Иоанна 14:1, 2; Луки 12:32; 1 Петра 1:3, 4). Как тогда понимать обещания о счастливой жизни на земле? Стоит ли все еще ждать их исполнения и кого они касаются?
Многие богословы утверждают, что «земля», о которой говорится в Нагорной проповеди и даже в Псалме 36, символическая. Так, в своем комментарии к Библии Фулькран Вигуру отмечает, что в этих стихах он видит «образ неба и Церкви» (Bible de Glaire). Для Мари Жозефа Лагранжа, французского библеиста, данные слова не предвещают того, что «кроткие наследуют землю, на которой они живут, ни при нынешнем, ни при более совершенном миропорядке; но указывают на небесное царство, где бы оно ни находилось». Согласно еще одному библеисту, здесь имеет место «символическое использование земных ценностей для описания небес». Другие полагают: «Земля обетованная, Ханаан,— образ, который символизирует вышнее отечество, царство Бога, достояние, обещанное кротким людям. Именно так следует понимать Псалом 36 и другие места». Но означает ли это, что можно смело вычеркнуть землю из замысла Бога?
Неизменный замысел для земли
С самого начала земля была неразрывно связана с замыслом Бога для людей. «Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим»,— писал псалмопевец (Псалом 113:24).
Итак, изначально для людей предназначались не небеса, а земля. Иегова дал первой паре, Адаму и Еве, поручение расширять пределы Эдемского сада, чтобы вся земля стала раем (Бытие 1:28). Этот замысел не был временным. В своем Слове Иегова подтверждает, что земля будет существовать вечно: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Екклесиаст 1:4; 1 Паралипоменон 16:30; Исаия 45:18).
Поскольку Бог — Всемогущий и гарантирует, что его обещания исполнятся, ни одно из них не будет предано забвению. В подтверждение этого в Библии приводится пример с круговоротом воды: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать... так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,— оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:10, 11). Бог дает людям обещания. Прежде чем они осуществятся, может пройти какое-то время, но это не значит, что его слова — пустой звук. Они «возвращаются» к Богу в точности исполненными.
Несомненно, создавая землю для людей, Иегова испытал немало радости. В конце шестого творческого дня он сказал: «Хорошо весьма» (Бытие 1:31). Преобразование земли в вечный рай — часть Божьего замысла, которая еще не выполнена. Однако слова Иеговы «не возвращаются... тщетными». Все его обещания о вечной жизни на земле в совершенных условиях, в мире и спокойствии, будут исполнены (Псалом 134:6; Исаия 46:10).
Божий замысел непременно исполнится
Грех наших прародителей, Адама и Евы, на какое-то время стал помехой в осуществлении Божьего намерения превратить землю в рай. После того как они ослушались Бога, их изгнали из Эдемского сада. Так они лишились возможности участвовать в исполнении Божьего замысла и радоваться жизни на райской земле. Несмотря на это, Иегова не отказался от своих слов, но действовал. Как? (Бытие 3:17—19, 23).
Можно привести наглядный пример. Представьте человека, который начал строить дом на прекрасном участке земли. Едва он заложил фундамент, как кто-то пришел и разрушил его. Этот человек не остановит работу, но постарается завершить строительство. Хотя для осуществления первоначального плана потребуются дополнительные расходы, это не значит, что за него не стоило браться.
Подобным образом Бог сделал все, чтобы воплотить в жизнь свой замысел. Вскоре после грехопадения наших прародителей он дал их потомкам надежду: появится «семя», которое устранит причиненный вред. Во исполнение этого пророчества на землю пришел Иисус, Сын Бога, чтобы отдать свою жизнь в качестве жертвы и так искупить человечество; он — главная часть семени (Галатам 3:16; Матфея 20:28). Воскреснув к небесной жизни, Иисус стал Царем Божьего Царства. Христос наследует землю в том смысле, что вместе с избранными верными, которые воскрешаются к жизни на небе, он будет править в Царстве Бога (Псалом 2:6—9). В свое время это правительство начнет преобразовывать землю в рай и исполнять первоначальный замысел Бога. А миллионы кротких людей «наследуют землю» в том смысле, что правление Иисуса Христа и его соправителей будет им на благо (Бытие 3:15; Даниил 2:44; Деяния 2:32, 33; Откровение 20:5, 6).
«На земле, как на небе»
В видении, данном апостолу Иоанну, упоминается о том, что одни люди будут спасены для жизни на небе, а другие — для жизни на земле. На небесных престолах он видел царей, которые были избраны из числа верных учеников Христа. О них в Библии говорится, что «они будут царствовать над землей» (Откровение 5:9, 10). Обратите внимание на две стороны исполнения Божьего замысла: земля будет восстановлена под правлением небесного Царства, в которое входит Иисус Христос и его сонаследники. Благодаря Божьему руководству земля станет Раем, как это было задумано с самого начала.
Имели бы слова из образцовой молитвы Иисуса смысл, если бы земля должна была исчезнуть?
В образцовой молитве Иисус учил своих учеников молиться, чтобы Божья воля была «и на земле, как на небе» (Матфея 6:9, 10). Имели бы эти слова смысл, если бы земля должна была исчезнуть или являлась лишь символом небес? Более того, имели бы они смысл, если бы все праведные шли на небо? В Священном Писании, от Бытия до Откровения, ясно видна воля Бога для земли. Согласно его замыслу, земля должна стать раем. И Иегова желает, чтобы это осуществилось. Об исполнении его воли молятся верующие люди.
Вечная жизнь на земле — вот что изначально замыслил для людей Создатель, Бог, который «не изменяется» (Малахия 3:6; Иоанна 17:3; Иакова 1:17). Уже более ста лет журнал «Сторожевая башня» возвещает о двух сторонах исполнения Божьего намерения. Благодаря этому мы понимаем обещания о восстановлении земли, содержащиеся в Писании. Вы можете узнать больше о замысле Бога, связавшись с издателями этого журнала или с кем-то из Свидетелей Иеговы.
* Хотя во многих переводах Библии еврейское слово
эрец передается словом, означающим участок земли, а не всю землю, нет оснований считать, что в Псалме 36:11, 29
эрец относится
только к той земле, которая была дана Израилю. В труде «Исследование слов Ветхого Завета» Уильяма Уилсона слово
эрец определяется как «земля в самом широком смысле слова, с обитаемыми и необитаемыми ее частями; в сочетании с некоторыми словами оно используется в узком значении: „надел земли“, „край“ или „страна“» (Old Testament Word Studies). Итак, первое и основное значение этого еврейского слова — «планета, земной шар, вся земля». (Смотрите «Сторожевую башню» от 1 января 1986 года, страница 31, англ.)
Комментарии
Комментарий удален модератором