Если хочешь быть счастливым…

Один из афоризмов   небезызвестного Козьмы Пруткова гласит: «Если хочешь быть счастливым – будь им!».

Козьме никак не откажешь ни в остроумии, ни в глубокомыслии. Но вот беда: совет он дал какой-то неконкретный, уж больно расплывчатый, можно сказать - неконструктивный.  Именитый «автор» не пояснил, как же это можно реализовать. Быть может, считал, что это настолько тривиально, что пояснения и не требуется, а быть может просто и сам не знал,   как.

Между тем, о  том, как стать счастливым  сказано так много и столь многими, что любые рассуждения на эту тему давно  стали банальностью. Однако,  не только всеобъемлющего, но даже мало-мальски вразумительного ответа на этот вопрос пока никто не дал,  рецепта «счастья» так не предложил.  Точнее,  предлагать то предлагают:  например, универсальное, тиражируемое , даже навязываемое «попсовое» счастье: сытое, беззаботное,  необремененное проблемами и скорбями. Стандартные вкусы, стандартные взгляды, стандартные шутки. Все по стандарту:  новости, музыка, литература; стандартный набор ценностей по стандартной шкале - все, чтобы  стандартная индустрия смогла осчастливить стандартного обывателя. Кому-то очень даже  нравится, но, кто-то,  почему-то не желает такого   «счастья».

Попытаемся и мы затронуть эту тему. Но, для начала – две небольших   житейских истории.

Если вам под- или за- 40, то вы, конечно,  помните «лихие перестроечные». Практически в одночасье привычная жизнь рухнула и погребла под своими обломками не одну сотню тысяч судеб. Большинство оказалось оглушенным, парализованным: не может такого быть, чтоб родное государство вот так меня - неглупого, честного, полезного ему и обществу человека, верой и правдой служившего на благо всех  ни один год, взяло и вышвырнуло из этой жизни. Все образуется, все наладится, надо только немного перетерпеть, переждать.  И сидели, и ждали. Некоторые же поняли сразу: возврата назад не будет, надо начинать новую жизнь, и  чем быстрее -  тем лучше.

Именно таким путем и решил идти один вполне положительный и  тогда - молодой человек. Погоревав и посетовав, как и все о своей несчастной доле – набрался смелости,  и кинулся в «омут»  новой жизни.  Шаг с его стороны был очень рискованный, так как он, расставшись с тем «учреждением», где работал, сразу потерял всякую надежду получить московскую прописку, квартиру, нищенскую, но все же какую-то зарплату.  Остался с женой и маленькой дочерью «на птичьих» правах  и приступил к строительству новой жизни.

На сделки с совестью он идти не желал – не так был воспитан, поэтому одна неудача следовала за другой. Как результат- полунищенское существование, и множество проблем. Случилось, в конце - концов,  и более печальное: жена не вынесла такой жизни и ушла к другому, более «успешному», оставив на память о себе  дочку. Положение - не из лучших. Но, будучи человеком мужественным,  рук он не опускал, и, стиснув зубы, снова и снова бросался в схватку с этой капризной и безжалостной судьбой.

Так прошло несколько лет, и вдруг – «фортуна» смилостивилась. Встретил другую, создали семью, у нее - тоже дочь. Решили сразу - никакой разницы в отношениях с ними быть не может- и сдержали свое слово. Дальше - лучше, жизнь потихоньку стала налаживаться: сначала комната в коммуналке, затем переехали в отдельную - в престижном районе;  машина, за ней - вторая (уже для жены: в разных концах работают). Подросли дочери - устроили в престижные ВУЗы. Баловать их  остерегались, но обеспечивать – обеспечивали. Поднатужились и купили им по квартире – хотя и  однокомнатной, но - по своей. Стало возможным уделять средства и для себя, не отказывать себе в удовольствиях, путешествовать по миру.

Иными словами, терпение и труд принесли столь вожделенные плоды: благополучная семья, хорошие отношения, материальный достаток. Чего еще желать? Разве что выдать удачно дочек замуж, дождаться внуков и тихая спокойная и обеспеченная старость….

Но, вдруг, всей этой идиллии пришел конец: одна из дочерей попыталась покончить с собой. Нет, не от «несчастной любви», и не от жизненных ударов, а от этой  внешне такой тихой, спокойной , "счастливой" и благополучной жизни.

Это было как «гром среди ясного неба»: родители - в шоке. Что? Почему? Где проглядели? Что упустили?

Одно единственное событие  перевернуло всю жизнь, радужный мыльный пузырь иллюзий  лопнул. То, на что была потрачена вся жизнь, что создавалось тяжким трудом, было предметом восхищения и зависти окружающих – все обесценилось. Оказалось, что счастья  это не приносит.

Дальше – тяжкие раздумья, консультации с известными психологами и психотерапевтами. Они с удовольствием брали гонорары, говорили очень убедительные  речи, давали советы. Одна надежда сменяла другую, но, к сожалению, мира и тишины душе это не приносило. Наконец, решились пойти в Церковь: быть может,  там хоть  что-то удастся разрешить.

Теперь обратимся к другой истории.

Как-то в один из храмов  во время вечерней службы вошла молодая женщина. Ее лицо, да и весь вид свидетельствовал о переживаемых сильных душевных муках и скорбях. Постояв немного в нерешительности, она наконец-то набралась смелости и попросила, чтобы с ней поговорил священник.

Во время беседы быстро выяснились причины уныния и даже отчаяния: жизнь резко изменилась. Ставший привычным многолетний образ жизни в  веселие,  беззаботности, небезгрешных развлечениях вдруг обернулся скорбями и бедами, посыпавшимися как из «рога изобилия»: в одночасье лишилась высокооплачиваемой работы, телесные болезни следуют одна за другой; друзья -  отвернулись, на «личном фронте» - хуже некуда. Создается впечатление, что какая-то неведомая злая сила задалась целью раздавить, растоптать, уничтожить. И  нет уж  сил  все это терпеть.  Все средства перепробованы, и все - безрезультатно. Осталась последняя надежда: может в Церкви помогут: посоветуйте, какому святому молиться, сколько свечек и как правильно поставить, дайте «чудодейственную» молитву, которая прекратит весь этот «ад».

Состоялся краткий разговор: знает  ли она что-либо о заповедях Божиих? Да, конечно- это не убий и не укради. Что же касается  других заповедей – то можно ли в 21 веке говорить о них всерьез: о вере, о целомудрии? Нет, Бога она не отрицает, потому и в храм пришла, но без этих – излишеств: постов, правил, служб. Мир давно изменился, патриархальные взгляды и пережитки давно ушли в историю, жизнь идет по совсем иным законам…

Осторожные попытки   обратить внимание на то, что причина всех бед и несчастий может находиться совсем в ином месте – в своей собственной душе, неправильном ее устроении – понимания не нашли: ведь столько лет все было хорошо и благополучно, и вдруг…Нет – однозначно причина в злых людях, стечениях обстоятельств, невезении, несправедливой судьбе.  Надо исправить положение,  вернуть утраченное.

Поскольку служба требовала присутствия священника в алтаре, было сделано такое предложение: мне известен  только один способ изменить ситуацию – обратиться к Богу, но он требует  мужества и решительности: возможно,  придется переосмыслить всю свою жизнь, быть готовым к очень неприятным «открытиям» по отношении к самому себе, от каких-то привычных и приятных вещей отказаться. Если вы готовы к такому шагу – через пятнадцать минут мы  сможем  продолжить разговор уже на эту тему, если нет – простите - расписываюсь в полном своем бессилии. Иного способа - не знаю.

Когда через пятнадцать минут священник вышел из алтаря – женщины в храме уже не было…

 Разные истории, и очень разные люди. Роднит их одно – в тяжкий момент жизни обратиться к Богу, попытаться найти столь нужный ответ у Него, в Церкви. Правда, вопросы они пытались разрешить очень разные. Герои первой истории  – в чем причина, что в жизни следует изменить. Героиня второй  – как избавится от последствий, сохранив привычное и столь любимое.

Чего же не хватало героям первой истории? Внимания друг к другу, любви, взаимопонимания? Возможно, хотя и старались в меру своих сил.  Оказалось, иное. Трагический случай просто оголил ту страшную правду, которой столько лет не хотели замечать, боялись признать, прятались от нее за материальным благополучием и душевным комфортом: жизнь была лишена смысла. Точнее, она была  переполнена какими-то  целями, планами, намерениями,  множеством трудов, забот, суеты. Создавалась   видимость ее полноты и многообразия. Жизнь обманчиво обещала: вот, еще немного,  еще усилие, и  – свершится: живи и наслаждайся. И вот, когда цель, казалось, почти достигнута,   эта самая безжалостная правда нанесла свой страшный удар коротким вопросом: зачем?  Зачем все это, что проку в твоих трудах, сделали ли тебя счастливыми эти две машины и материальный достаток, на что ты, в конце концов,  потратил свою жизнь? 

К чести этих людей, они и на сей раз не утратили  мужества: нашли в себе силы признать горькую очевидность  и еще раз попытаться начать жизнь заново. Жизнь уже осмысленную, жизнь не только душевно – телесную, но и духовную – в Боге, в Христовых заповедях, в познании  вечных законов духовного бытия, в переделке и преобразовании себя. То есть в том, что можно назвать коротким словом – Вера.  Эта жизнь состоит не сколько из побед, сколько из поражений; из ежедневных открытий в себе действия страшной силы – греха и своего бессилия борьбы с ним. Это очень трудно, но, как ни странно,   не ввергает в отчаяние и уныние, а наоборот, дает внутренний мир и тишину, так как порождает надежду. Надежду на Бога. Эту надежду, наверное, можно, хотя это и очень  грубо, сравнить с надеждой человека, своевременно обнаружившего у себя смертельную болезнь: по логике вещей, надо плакать, а он - радуется. Радуется тому, что еще есть время, еще не поздно, еще  возможно исцеление, есть шанс. А упусти он время, не одумайся – гарантированы иные последствия…

Сравнивая эти две истории, начинаешь лучше понимать смысл евангельских слов о том, что неверующий уже осужден своим неверием, и страшное предостережение Господа: что пользы тебе,  если ты приобретешь даже весь мир, а душу свою – потеряешь.

Хотя, говорить об окончании этих историй еще рано. Эти люди живут и пытаются построить свое счастье так, как они его понимают. Идти теми жизненными путями, которые они выбрали: герои первой – все строить заново, второй – пытаться вернуть утраченное. Хотя, все может быть. Возможно,  что  и  героиня второго повествования уже задала себе  этот страшный, переворачивающий всю жизнь вопрос: зачем это все? в чем смысл моей жизни?.. Возможно,  он и  не возник, и не возникнет никогда. Это - ее право.

Все-таки необычайно мудр был Козьма Прутков, так безапелляционно заявивший:  хочешь быть счастливым – будь им!  Только вот путь к этому счастью будь добр, ищи сам. Для этого тебе и дана Богом земная жизнь.