Цивилизованный арабизм.

На модерации Отложенный


Основан ли арабизм на национализме или расизме, как говорят некоторые? Заключается ли одно из условий принадлежности к арабскому народу в «чистоте арабской расы», и считаются ли арабами люди, которые не имеют арабских корней, но живут на нашей Арабской Родине? Является ли арабская национальная идеология расистской, находящейся под влиянием нацистской идеологии, которая связывает германский народ с белой «арийской» расой, как пишут либералы, некоторые левые и исламисты? Проявляют ли сторонники арабской национальной идеологии «националистическое высокомерие и нетерпимость» (шовинизм) по отношению к неарабам?

На самом деле, совершенно ложно утверждение, что арабские национальные мыслители формировали арабизм на национализме или расизме. В книге «Основы арабской национальной идеологии» описаны труды наиболее видных арабских национальных мыслителей XX века из разных стран и политических лагерей, начиная с Сата Аль-Хусри и Яссина Аль-Хафиза, и заканчивая Исмитом Сейф Ад-Даулой, и ни один из них не считал расу или происхождение одним из условий принадлежности к арабской нации.

Напротив, их национальные критерии, в различной комбинации, основывались на общем языке и культуре, а также на общей географии и исторической судьбе. Например, Сата Аль-Хусри пренебрегал фактором географии, считая более важными языковой и культурный факторы, а другие мыслители считали место проживания самым главным фактором принадлежности к народу. Но раса или национальность никогда не рассматривались ни одним из них в качестве фактора формирования народа, это даже не обсуждается. Это ни на чём не основанная ложь.

Так считали арабские национальные мыслители XX века, и так же считали арабские учёные и мыслители эпохи Аббасидов и Средневековья. Среди них вы не сможете найти ни одного, кто заявлял бы, что арабизм основан на национальности или родословной. Один из самых уважаемых и знаменитых арабских историков Абдул-Азиз Ад-Дури в своём потрясающем труде 1985 года «Историческое формирование арабской нации: Исследование идентичности и сознания» приводит цитаты большинства арабских учёных и мыслителей эпохи Аббасидов и Средневековья на тему о формировании арабизма до и после возникновения ислама (стр.: 99-112). Он показал, что все они от Аль-Джахиза и Ибн Хальдуна до Ибн Кутайбы и Аль-Балязури строили концепцию арабизма на культуре и языке, а некоторые из них, например Аль-Масуди, добавляли географию, но никто из них не предавал значение родословной.

Таким образом доказывается, что расизм и национализм не был свойственен нашим учёным и мыслителям в течение тысячи и более лет, опровергая заявления некоторых невежественных экспертов по нашей интеллектуальной и культурной истории о том, что идеология арабской национальности «импортирована из Европы». Кроме того, анализ истории арабской культуры позволяет нам сделать вывод о связи доисламского арабизма с исламским арабизмом, что опять же опровергает некоторых националистических идеологов, которые заявляют, что арабская нация возникла только после принятия ислама, называя «оккупацией» арабизм за пределами Аравийского полуострова. Вот почему сегодня важно знать, что говорили об арабской нации арабские учёные, жившие тысячу лет назад.

Учёные и мыслители эпохи Аббасидов значительный вклад внесли в формирование идеологии арабизма в культурном и цивилизационном плане. Они отличали религиозно-племенную концепцию, основанную на принадлежности к определённой этнической группе или религии, от культурно-географической национальной концепции, основанной на общности культуры, языка и места проживания. Эти идеи сформировались после долгого периода завоеваний и расселения арабских племён в городах и сельской местности. Сознание граждан той эпохи было связано с географическими и общественными особенностями нации, столкнувшейся с уничтожением родоплеменных связей и формированием нового общества из арабов и соседних народов, жителей городов и деревень – т.е.

«арабского народа», в который вошли различные секты, племена и национальности.

В письмах Аль-Джахиза (том 1, стр.10-11) этот знаменитый учёный пишет, что арабизм – это не родословная, поскольку арабский народ сформировался в разной пропорции из представителей народностей Аль-Кахтани и Аль-Аднани, но и сами эти народности – объединения других племён на основе общих культуры и языка. В своих письмах Аль-Джахиз (стр.31) отмечает, что с цивилизованной точки зрения «маула» (неараб), который принимает ислам и арабскую культуру, становится арабом. «Маула ближе к арабам во многих смыслах… Так нужно толковать Его (да благословит его Бог и приветствует) высказывание о том, что маула входит в народ, и маула сам часть народа», - написал Аль-Джахиз.

Таким образом, наш арабизм не связан с расизмом и шовинизмом, и термин «национальная чистота» не является научным даже для Германии, народ которой, подобно арабскому народу, сформировался из нескольких народностей в ходе долгой истории торговли, миграций и мировых завоеваний.

Примечательно, что в ответ на распространение антиарабской идеологии, которая пытается снизить значение арабской цивилизации, арабские учёные и мыслители использовали культурно-исторические критерии, с упором на взаимосвязь доисламского и исламского арабизма, особое внимание обращая на достижения арабской цивилизации ещё в доисламские времена. Об этом свидетельствуют, например, воодушевлённые избранные произведения Аль-Бухтури или Аби Таммама, или книга «Знания» Ибн Кутайбы Ад-Динауари, в которой описана история арабов до ислама и после его принятия, или книга «Родословная аристократии» Аль-Балязури, в которой описаны арабские лидеры неарабского происхождения, сыгравшие важную роль в нашей общественной жизни.

Всё это лишь небольшая часть из обширного материала, формирующего концепцию арабской нации, которая основана на явном цивилизационном фундаменте, резко отличающимся от появившейся в XIX веке европейской националистической концепции. Наша концепция также связывает доисламский и исламский арабизм, опровергая некоторых исламистов, которые впадают в заблуждение, принижая значение доисламской арабской культуры, не понимая, что эта антинаучная теория принижает значение самого ислама, так как считает неполноценными тех, кто поднял его знамя.

Важность определения арабизма как идентичности на нерасовой основе, неограниченной по родословному признаку, заключается в утверждении открытости и готовности принимать отличия, которые необязательно означают разногласия внутри арабского общества, напротив это в большей степени означает готовность к равноправному взаимодействию и обмену с неарабскими культурами и цивилизациями. Это проявилось, например, в период расцвета эпохи Аббасидов, и до сих пор это доказывается естественной способностью принимать неарабские элементы в арабское общество на равных условиях, несмотря на существенные различия. И это касается таких лидеров арабской нации, как Мухаммад Али-Паша, которые преданно служили её национальным интересам, несмотря на своё неарабское происхождение.

Таким образом, цивилизованный арабизм – это культурно-языковая идентичность, которая открыта для разнообразия и взаимодействия, и секрет её силы – гибкость. И она остаётся арабской идентичностью, без которой мы, как нация, не можем существовать. Цивилизованный арабизм не означает отказа от идентичности, он лишь расширяет свои границы, чтобы найти приемлемый путь для общественного развития. Именно эту мысль я обнаружил в речи президента Башара Аль-Асада 14 ноября 2017 года, который во время выступления перед Арабским форумом, поддерживая сопротивление палестинского народа и противостояние реакционному американо-сионистскому альянсу, сказал: «Арабизм – это всеобъемлющая цивилизованная концепция для всех рас, религий и сект. В эту цивилизованную концепцию внесли свой вклад все без исключения, кто жил на нашей земле. Арабский язык и арабский народ сформировались на основе всех этих рас, религий и сект, сохраняя, в то же время, особенности каждого из них».


Источник: دام برس, ما هي العروبة الحضارية, baathparty.sy, 06.02.2021.