Анатолий Лысенко: Ты что, белогвардеец? – Нет, хуже

На модерации Отложенный

Генеральный директор «Общественного российского телевидения», кавалер двух орденов «За заслуги перед Отечеством», Ордена Дружбы народов и лауреат Государственной премии СССР, полученной еще в 1978 году, Анатолий Григорьевич Лысенко делится профессиональным мнением, что его смущает «оголтелость средств массовой информации».

Будучи воспитанным и длительное время работавший в системе СМИ Советского Союза он считает, что пропаганда, какой бы тоталитарной она не была, должна строиться адресно, с учетом особенностей групп населения, на которые рассчитана. С его точки зрения, истеричность, которая изливается бурным потоком с центральных каналов, прежде всего, демонстрирует низкий уровень просвещенности и профессионализма у тех, кто готовит многочисленные якобы патриотические передачи. При полном доминировании экспертных политизированных программ, в вещательной сетке днем с огнем не сыщешь специалистов, которые спокойно, доходчивым языком готовы объяснять населению экономические и финансовые вопросы, полное отсутствие понимания которых приводит к взрывам немотивированного покупательского и ажиотажного спроса на валюту.

 Вряд ли кому придет в голову обвинить этого человека в поверхностности или непрофессионализме.

«Пусть и не красавица, но она мне нравится»

Анатолий Лысенко родился в Виннице, на Украине. Свою принадлежность к этому великому братскому народу он периодически демонстрирует хлесткими фразами вроде «Могло бути гірше», которые по-украински короче и звучат более хлестко (для сравнения «Любая неприятность могла быть больше»).

Без специальных усилий родителей (это сейчас детей учат читать раньше, чем они науку ходить на горшок освоят) любопытный ребенок в 3 года научился читать, а ко времени поступления в 1-й класс осилил всю «Войну и мир» и приступил к «Анне Карениной».

Исключение из школы (в 9-м классе он кинул крышкой от парты в учительницу) не помешало закончить Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Как Лысенко некогда рассказывал в интервью Виктору Шендеровичу для «Радио Свобода», из этого «Пажеского корпуса Министерства путей сообщения» вышло множество актеров, кинорежиссеров, фокусников, спортивных комментаторов. Параллельно с получением высшего образования Лысенко начал активно участвовать в съемках телепередач, а в 1965 перешел на телевидение с завода окончательно.

У него были легендарные учителя. На работу его принимал Николай Месяцев, непосредственным начальником являлся Валерий Иванов, а лепила из Лысенко телевизионщика Маргарита Эскина, которая называла его «Толятка».

Он начинал вместе с Александром Масляковым и Владимиром Ворошиловым. При его активном участии получили путевку в жизнь «КВН», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка парни», «От всей души», «Алло, мы ищем таланты», «Что? Где? Когда?».

«Идея была – отвлечь молодежь от слушания зарубежных радиостанций»

Новое советское, а потом и российское телевидение начиналось с программы «Взгляд», задуманной и выпестованной Александром Яковлевым. В книге «Битлы перестройки» Влад Листьев уважительно называл Анатолия Лысенко «Папой», а участники и герои первых передач до сих пор уверены, что программа была создана КГБ для дестабилизации советской власти, прихода к власти демократических сил, которые сами же дискредитируют собственные демократические идеи.

План великолепно удался – все вернулось на круги своя, «Операция Голгофа» была выполнена с опережением сроков. Лысенко не подтверждает и не опровергает это. Он вспоминает, как Яковлев виртуозно уходил от ответов. Но факт того, что некоторых персонажей настойчиво рекомендовали пригласить, рекомендовали задавать конкретные вопросы, он, коммунист с 1965 года, не скрывает, но не озвучивает имена этих людей.

Анатолий Лысенко всегда умел договариваться со властью, не впадая в раболепие и омерзительную восторженность. С момента создания ВГТРК он в течение 6 лет был её генеральным директором, а позже в 2001 году вернулся туда в качестве советника. С 1996-го по 2000 он отвечал в Правительстве Москвы за телекоммуникации и СМИ, его усилиями с нуля был создан телеканал «ТВ-Центр».

18 июля 2012 года Президентом России был подписан указ, согласно которому главой общественного телевидения был назначен Анатолий Лысенко. Компанию ему в сложном деле раскрутки ресурса, напрочь лишенного развлекательного компонента, составили такие же корифеи: Леонид Рошаль, Олег Табаков, Карен Шахназаров.

«А я его раз и хрясь, и мордой в грязь»

Именно Анатолию Лысенко нужно поставить в заслугу то, что когда «стало можно» он поделился с широкой общественностью знаниями, полученными еще в конце 70-х годов. Тогда в рамках подготовки документального цикла «Наша биография» к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции он был допущен в спецхран. Там он столкнулся с воспоминаниями пламенного революционера Николая Подвойского, который по часам описал взятие Зимнего дворца памятной ночью с 25 на 26 октября 1917 года. Оказалось, что оплот царизма охраняли 60-70 желторотых юнкеров, да 100 экзальтированных дамочек из батальона смерти Бокаревой, забор вместе с воротами вокруг дворца были демонтированы еще в феврале (ими оградили скверик возле Путиловского завода), а революция в Питере была практически бескровной (5-6 человек звучит несерьезно для масштабов события). Даже Владимир Ильич в своем письме Кларе Цеткин писал: «Революция в Питере была практически бескровной, однако в Москве (благодаря головотяпству московских товарищей) кровь пролилась».

И еще несколько цитат патриарха советского и российского телевидения:

«Мы живем, к сожалению, в мире придуманной истории. Мы живем в стране, в которой по сей день не раскрыты архивы, нет стран в мире, включая Зимбабве или какую-нибудь там Замбию, в которых не были бы раскрыты архивы».

«Ведь беда-то в чем – мы не знаем войну нашу, мы не знаем, как она шла. Извините, когда страна отметила 65 лет победы, она толком не знает, сколько у нее народа погибло: плюс-минус семь миллионов. Такой маленький пустячок.»

«Вы же получали, сотни тысяч получали повестки или бумажки, что дело вашего мужа, отца, сына, зятя прекращено по причине отсутствия преступления, но он, к сожалению, умер от воспаления легких. Вы знаете, как получали первые реабилитации. Все же «умирали» от воспаления легких, от сердечной недостаточности, от бронхита. Хотя их хлопали в ту же секунду после вынесения приговора. И глотали. Мы привыкли глотать»