Нищие у кладовой с сокровищами По страницам лет. Советская Россия - 60
Номер №7200 (27 февраля 1980 г.) открывается принципиально важным документом – ЦК КПСС и Совет Министров СССР рассматривают весь комплекс мер по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера. Задания получают все инстанции и хозяйственные органы страны. Намечаются масштабные преобразования. Ничто не забыто: от трасс и кварталов до телевещания и словарей. И все со специальным уклоном – северным и национальным.
А как теперь выглядят эти районы проживания, о каком «качестве жизни» говорят теперь народности Севера? Редакция обратилась к представителям Якутии и Магаданской области.
Рассказывает первый секретарь регионального отделения КПРФ Республики Саха (Якутия) Виктор Николаевич ГУБАРЕВ
– Республика Саха (Якутия) многонациональна, в том числе в ней проживают представители более сорока коренных малочисленных народов Севера. Это эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, долгане. Республика в годы советской власти очень много сделала для них. Во-первых, развивались традиционные отрасли хозяйства. Оленеводство прежде всего.
При капитализме сразу началось опустошение. Если в 1990 году у нас содержали более 400 тысяч домашних оленей, то сегодня их меньше 200 тысяч. В течение последних 15 лет наше население надеялось, что Государственная дума примет закон о государственной поддержке домашнего оленеводства, но эти надежды не сбылись. На сегодня подготовлен проект закона, Республика Якутия выступила одним из его инициаторов, о поддержке народов, ведущих кочевой образ жизни. Традиционные отрасли хозяйства – рыболовство, охотничий промысел – тоже включены в этот законопроект.
За четверть века «реформ» в республике принято более 20 законов, которые касаются коренных малочисленных народов Севера. Прежде всего о взаимоотношениях этих народов с хозяйствующими субъектами. В ряду основных – закон об этнологической экспертизе. Прежде чем начать хозяйственное освоение того или иного объекта природы, должна быть проведена экспертиза, подсчитан ущерб природе и компенсация этого ущерба. Закон существует, но остается очень много проблем в природопользовании, для соблюдения закона необходимо воздействие государства.
В советское время была заложена хорошая основа, чтобы все северные территории хорошо развивались. Однако за последние четверть века в арктических районах почти наполовину уменьшилось население. Снизился уровень жизни. И нет в сегодняшней действительности возможностей решения созданных «реформами» проблем.
Вот пример. Государственная дума определила основы оказания услуг в здравоохранении. В соответствии с этим участковые больницы, на которых целиком держится здоровье народов Севера, финансируются только из бюджета субъекта федерации. А нам не хватает на здравоохранение 4,5 миллиарда рублей. Поэтому мы предложили поправки в закон, чтобы участковые больницы были полностью на содержании государства. Однако сегодня услуги здравоохранения оказываются только на уровне районных больниц.
Помню, несколько десятилетий назад, в День космонавтики, я летел в поселок Черский на Колыме. Наш самолет ИЛ-18 сел на ледовый аэродром – на косу у берега реки Колыма. Билет от Москвы стоил около 40 рублей. В этом поселке работали полторы тысячи человек. Сегодня там осталось три десятка. Раньше самолеты туда делали 5–6 рейсов в день. Сегодня можно насчитать несколько рейсов лишь за месяц. Проблема развития малой авиации обозначена на самом высоком уровне, но она не решается, авиационное обслуживание поселков Севера ничтожно. Мы добиваемся субсидирования авиационного обслуживания народов Севера. В Москву из Якутска можно прилететь за 7 тысяч рублей, а чтобы попасть из северных районов в Якутск, нужно заплатить от 20 до 30 тысяч рублей в одну сторону. Поэтому проблема авиационного обслуживания и субсидирования внутриреспубликанских перевозок стоит очень остро.
По уровню жизни мы, конечно, отстаем от центральных районов России. Если раньше во время «северного завоза» в наши поселки завозили сотни тонн картофеля, то сегодня этого нет, килограмм картофеля стоит 120–150 рублей. Поэтому мы добиваемся государственной поддержки и возврата к «северному завозу» продовольствия, топлива и материально-технических ресурсов. Раньше, до 1990-го года, проблем не было, обеспечивалось на самом высоком уровне продовольственное снабжение.
Конечно, республика многое делает, чтобы поддержать коренные малочисленные народы Севера.
Поддерживается культура, создаются национальные театры и ансамбли, проводится политика сбережения языков народов. Но на республиканском уровне возможностей недостаточно.
Давно принят закон о природопользовании, но в полную силу он не работает. Надо бы вернуться к советскому законодательству.
Напомню еще один документ. В 1949 году Сталин подписал постановление о борьбе с туберкулезом в Якутии. О создании противотуберкулезных диспансеров, об обеспечении врачами, о производстве кумыса и т.д. Это постановление тогда полностью было выполнено.
А сегодня у нас проблемы есть. «Оптимизация привела к тому, что сокращены тысячи коек в больницах, особенно в маленьких участковых больницах, тем более в северных районах. Противотуберкулезные диспансеры тоже сократили – эта «оптимизация» к хорошему не привела.
Мы очень ждали закон об ускоренном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Забайкалья. Но его отложили. А он предусматривал повышение уровня жизни в арктических территориях коренных малочисленных народов, создание свободных экономических зон. Предлагалось привести в порядок 15 портов. Однако эта программа затормозилась.
В Якутии во многом сохранилась горнодобывающая промышленность. У нас с гордостью повторяют: Якутия – последняя кладовая мира. Однако республика не получает должной отдачи от своих сокровищ для полноценного развития. Даже не возмещается ущерб от вмешательства в нашу природу доморощенных капиталистов и империалистических монополий. А коренные народы превращаются в нищих у кладовой с сокровищами.
Оставили с «хвостом»
Рассказывает первый секретарь Магаданского обкома КПРФ Александр Сергеевич ШИШКИН
– Историческому созиданию господа прихватизаторы наносят ныне жестокий удар. Можно убедиться в этом на примере Северо-Эвенского района, где я на днях встречался с местными жителями. Это одна из богатейших местностей области, где реставраторы капитализма показали всю свою антинародную сущность. Это и нищета местного бюджета на фоне многомиллионных прибылей работающих в районе компаний, таких как «Полиметалл», добывающих сотни тонн серебра и золота. Это почти шестикратное, с 70 тысяч до 12 тысяч голов, сокращение стада оленей – еще недавно главного жизнеобеспечивающего трудового богатства здешних эвенов и коряков.
Сердце разрывается при виде развалин некогда процветавших рыбоперерабатывающих предприятий, где были заняты сотни местных жителей. А ведь это с незапамятных времен был их исконный промысел, дававший одно из основных средств быта. И потому в советское время местным коренным жителям была на каждого обеспечена бесплатная ловля 25 «хвостов кеты» – таков старинный счет. Однако теперь от весомого улова оставлен буквально хвост – разрешено лишь по пять бесплатных рыб на душу коренных народов.
С горечью говорил об этом на депутатском приеме один из старейших жителей района 84-летний Владимир Кававович Кечгелхут. Он выразил протест против несправедливости. От общего числа коренное население района составляет 60 процентов, однако в местном Законодательном собрании их представляют только 20 процентов депутатов. Ветеран решил продолжить служение трудовому народу и восстановил свое участие в КПРФ. Такой же деятельный отклик встречает у всех ознакомление с программой нашей партии по спасению страны.
Обсуждение программы, с которой наша партия идет на выборы в Государственную думу, с особой остротой показывает губительную сущность политики капиталистов по отношению ко всем народам страны, и, конечно, к малочисленным. Об этом свидетельствуют факты, о которых рассказывает эвенк Валерий Тимофеевич Конь.
В течение многих десятилетий в Северо-Эвенском районе было три крупных совхоза. Хорошо развивался корякский совхоз «Пареньский». В середине 1980-х годов содержали свыше 40 тысяч оленей. Навязали капитализм – дельцы совместной российско-американской компании построили колбасный цех, уничтожили полностью все поголовье оленей. Коряки и работники других национальностей остались ни с чем. Центральная усадьба село Чайбуха превращено в руины, поросшие бурьяном. Такие же, как и в областях Центральной России. Поселки закрылись, жителей взяли на расселение и разбросали по трассам всей Магаданской области. Не знаю, куда они теперь делись. Народ растворили, как говорится.
Комментарии
"Порубали все дубы на гробы!"
http://www.region-yug.ru/materials/p_public/2012_2_12/Polkovniik_Chendakov_Otkrytoe_pismo_prezidentu.htm