О некоторых претензиях Запада: история британских заключённых

«Привилегия на голодовку во имя истины обретается вместе со свободой от животных страстей, вместе с отречением от всех земных ценностей и стремлений»
М. Ганди

Тюремное заключение само по себе является тяжким испытанием для человеческого организма и личности. Даже если срок отбывается в персонально обустроенном тюремном блоке, а организм носит имя А. Брейвика. Убийца с личным кладбищем из 77 могил непрерывно борется с норвежским правосудием за соблюдение своих гражданских прав. Но с трепетным пиететом относится к своему драгоценному здоровью. Голодовка не входит в борцовский арсенал скандинавского неофашиста. В возрасте 54 лет стрелок и подрывник получит право на освобождение, физическая форма ему ещё понадобится.

Тюремная голодовка является средством ненасильственной борьбы c различными целями, единичными и групповыми:

- Изменить (улучшить) условия содержания заключенного.
- Привлечь внимание к несправедливости приговора/содержания под стражей.
- Добиться пересмотра судебного решения либо следственной изоляции.
- Вызвать чувство вины/поддержки у окружающих и/или у всего общества.
- Взбудоражить медийный интерес вокруг голодающей персоны без голодовки как таковой и достичь всех вышеупомянутых целей на волне пиар-эффекта.

Подлинное воздержание от приёма пищи, особенно в тюремных условиях, влечёт за собой серьёзное ухудшение здоровья и требует гигантской силы воли. Если протестующий отказывается от воды, то есть проводит сухую голодовку – шансы на его физическое выживание кратно уменьшаются.
Можно по-разному бороться с творчеством законодателей и юристов, с деятельностью пенитенциарной системы и всего государственного механизма. Бессмысленно сражаться с законами природы, если не готов пожертвовать собой в процессе голодовки. Если не готов умереть без малейшей гарантии на торжество собственных страстей и стремлений. Тех самых страстей и стремлений, от которых Махатма Ганди рекомендовал отречься еще до начала пищевого протеста.

35 лет назад в североирландской тюрьме Мэйз произошла самая известная голодовка XX века. Заключённые участники ИРА (Ирландской Республиканской Армии) не требовали свободы или частичной амнистии. Они признавали свою вооруженную борьбу с армией и полицией Её Величества на территории Северной Ирландии. Они признавали обоснованность приговоров за диверсии, саботаж и терроризм, пусть и с оговорками насчёт последнего пункта.

Военно-политические заключенные тюрьмы Мэйз требовали восстановления Special Category Status, то есть ряда привилегий по сравнению с обычными уголовниками. Вот список их условий для специального статуса:

- Свобода выбора одежды, военно-политические заключённые несовместимы с робой.
- Свобода от выполнения тюремных повинностей.
- Свобода общения с другими осужденными, военно-политические заключённые совместимы со своими единомышленниками.
- Свобода проведения развлекательных и образовательных мероприятий в тюремных стенах и под надзором администрации.
- Право получать в неделю одно письмо и одну посылку, что ёмко характеризует строгость режима в тюрьмах просвещённой Великобритании. 
- Право на еженедельное посещение друзьями и родственниками.
- Право на полное помилование в будущем.

Требование «О дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить…» боевики ИРА не выдвигали. Они не считали вооруженное сопротивление английским силовикам позором, гордились собственными операциями и не оспаривали тяжесть тюремных приговоров.

Пять лет осужденные участники ИРА пытались достичь желаемого креативными акциями протеста. Они носили одеяла вместо тюремной униформы, ломали мебель, устраивали засоры в канализациях и раскидывали по стенам продукты человеческой жизнедеятельности. На свободе такие акции могли бы заинтересовать музеи современного искусства – но реанимировать Special Category Status ими не удалось. К власти в Великобритании пришло жёсткое правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер. Обещания и посулы в адрес боевиков ИРА сменились угрозами и карцером.
Ровно через пять лет после отмены тюремного спецстатуса группа ирландских заключённых начала бессрочную голодовку по скользящему графику.

Бобби Сэндс, осужденный на 14 лет тюрьмы за взрывы автомобилей и перестрелку с полицией, прекратил приём пищи 1 марта 1981 года. Через пять дней освободилось кресло британского парламента от его округа.

С подавляющим преимуществом голодающий был избран депутатом. Но пробыл в этом, действительно специальном статусе меньше месяца.
5 мая 1981 года Бобби Сэндс умер от истощения в тюремном госпитале, его голодовка продолжалась 66 дней.

Фрэнсис Хьюз, осужденный на 83 года тюрьмы за многочисленные теракты и несколько убийств британских военнослужащих (в том числе спецназовца SAS!), отказался от еды 15 марта 1981 года.
12 мая 1981 года Ф. Хьюз умер от истощения, его голодовка продолжалась 59 дней.

Раймонд Макриш и Пэтси О’Хара начали голодовку одновременно, 22 марта 1981 года. Они были осуждены на 19 и 8 лет тюрьмы, за хранение взрывчатых веществ, убийства полицейских, британских военных и диверсии против объектов королевской армии. Один из солдат, арестовавших Р. Макриша, был впоследствии убит опытным бойцом ИРА Ф. Хьюзом.
Р. Макриш и П. О’Хара умерли от истощения в один день, 21 мая 1981 года. Их голодовка продолжалась 61 день.

Джо Макдоннелл начал голодать 8 мая 1981 года. Уже после смерти своего друга Бобби Сэндса, вместе с которым его арестовали и осудили на 14 лет тюрьмы.
8 июля 1981 года Д. Макдоннелл умер от истощения, его голодовка продолжалась 61 день.

Стивен Дохерти и Кевин Линч отказались от еды 22 и 23 мая 1981 года – когда в тюрьме Мэйз скончались уже четверо их единомышленников. Они были осуждены на 22 и 10 лет тюрьмы за убийства и бомбовый терроризм. Через две недели голодовки С. Дохерти был избран депутатом нижней палаты ирландского парламента.
К. Линч и С. Дохерти выдержали самый длительный срок голодовки из узников Мейз, 71 и 73 дня. Они умерли от истощения 1 и 2 августа 1981 года.

Мартин Хёрсон прекратил прием пищи 28 мая 1981 года. Он был осужден на 40 лет тюрьмы за три доказанных эпизода установки фугасов на путях патрулирования британской полиции.
М. Хёрсон умер 13 июля 1981 года. Через 46 дней голодовки и через шесть дней после начавшегося процесса обезвоживания. Семья просила спасти жизнь Мартина, но тюремное начальство отвергло ходатайство с изумительной формулировкой «Вывод вашего сына из голодовки может грозить ему серьёзной психической травмой на всю жизнь». Скончался от голода и жажды психически здоровым, королева в восхищении…

Томас Макэлви начал голодовку 8 июня 1981 года. Он был осужден на 20 лет тюрьмы за террористические нападения на британских солдат и гибель гражданских лиц в Ольстере.
8 августа 1981 года Т. Макэлви умер от истощения, его голодовка продолжалась 62 дня.

Микки Девайн стал последним участником великой ирландской голодовки, отказавшись от еды 22 июня 1981 года. Он был осужден на 12 лет тюрьмы за вооруженные нападения на британскую полицию и солдат.
М. Девайн умер от истощения 20 августа 1981 года, продержавшись 60 дней.

Десять молодых ирландских парней заморили себя голодом в течение шести месяцев – с марта по август 1981 года. Их голодный протест вызвал небывалый для того времени медийный ажиотаж, жаркие общественные дискуссии, волны демонстраций и протестов во всём цивилизованном мире. Похороны узников Мэйз собирали до 100.000 человек! Градус возмущения казался нестерпимо взрывоопасным.

Но ничего добиться не удалось. Железная леди Маргарет Тэтчер флегматично позволила бойцам ИРА сохнуть, страдать и умирать на тюремных нарах. Ведь это свободная страна. Никто не будет кормить заключенного насильно, никто не претендует на его право лишить себя жизни таким экстравагантным способом. В октябре 1981 года тюремная голодовка прекратилась, её шесть последних участников сумели выжить и признали поражение. Процедура частичного восстановления Special Category Status началась только в 1983…

Когда утверждается, что с 13 декабря 2014 года по 5 марта 2015 года некая заключённая голодала без серьёзного ухудшения здоровья.
Когда утверждается, что после 80 дней полного отказа от пищи прошёл десятидневный период реабилитации – и уже 16 марта 2015 голодовка вновь возобновлена на полтора месяца.
Когда утверждается о недельных сухих голодовках, а голодающая скачет молодой козочкой. Что противоречит человеческой физиологии и биологии вообще.
Вспомните о десяти умерших ирландцах в 1981 году. Именно в этом году родился человек, которому не страшны ни голод с жаждой, ни раскаяние за карательные убийства.