Деятельность АО «Вертолёты России» в Индии
По итогам проведённой в Индии военной выставки Defexpo India-2016 заместитель генерального директора АО «Вертолёты России» Игорь Чечиков в интервью телеканалу «Россия-24» с уверенностью заявил, что: «Россия и Индия в ближайшее время подпишут контракт на послепродажное обслуживание вертолетов Ми-8/17. Соглашение заключат на 3 года с возможностью продления».
На фоне предыдущих провалов наших оружейных торговцев в этой стране, такое заявление, несомненно, радует. Однако стоит отметить, что этим вопросом Игорь Чечиков занимается достаточно давно, ещё в бытность свою заместителем генерального директора по внешнеэкономической длительности АО «ОПК Оборонпром», которое в настоящее время ликвидируют за ненадобностью. Но пока успехов так и не достигнуто. Деньги на многочисленные командировки потрачены, а вот отменить действующее в Индии правило проведения публичных тендеров по подобным вопросам за эти годы так и не удалось.
Коррупция в оборонпроме

И, если утвердительного решения индийской стороны по этому вопросу надо ещё подождать, то общие провалы очевидны. Уже известно, что в результате проводившегося длительное время тендера Министерство обороны Индии в конечном итоге приняло решение закупить американские вертолеты АН-64D «Апач Лонгбоу», а не российские Ми-28НЭ «Ночной охотник». Тут мы проиграли достойному и сильному противнику – американцам. Но, судя по информации с последней выставки, наших торговцев оружием умудрились «подвинуть» даже украинские коллеги. Как заявил представитель «Укроборонпрома» П. Федорук: «Мы смогли совершить прорыв. Индия приняла решение покупать системы радиоэлектронной разведки, используемые для обнаружения и выслеживания самолетов-невидимок и ракет средней дальности «Вымпел Р-27» класса воздух-воздух у нас, вместо России». Утверждается, что индийская компания Reliance Defence Ltd и украинский авиационный государственный концерн «Антонов» достигли некие договоренности по совместному созданию многофункционального транспортного самолета, который будет полезен военным, десантникам и коммерческим пользователям. Общая оценочная стоимость контракта – 5,3 млрд. долл. Длительность его действия – 15 лет, количество машин, которые Индия рассчитывает получить, - 500. Сообщается, что между украинской и индийской стороной было проведено восемь переговоров и подписано 15 соглашений. Индия ранее делала попытки реализовать этот проект с российским оборонпромом, но что-то не сложилось, и проект заморозили.
Издание «Газета.ру» сообщает, что новый украинско-индийский проект вполне может стать заменой замороженному ранее российско-индийскому проекту Multi-role Transport Aircraft (MTA). Уже определено и место производства самолетов — первый индийский интегрированный Аэрокосмический технопарк в аэропортовом центре Михан города Нагпур, штат Махараштра, в Центральной Индии. Соглашение было подписано председателем правления Reliance Defence Анилом Амбани и первым замсекретаря Совета по нацбезопасности Украины Олегом Гладковским, отвечающим за военно-техническое сотрудничество и экспортный контроль. Анил Амбани - известный в Индии магнат, владелец Reliance Group, не так давно приобретший другую индийскую компанию, с которой индийское правительство рекомендовало России иметь дела в оборонной сфере.
Насколько будет успешным сотрудничество индусов с украинскими коллегами, пока неизвестно. Но уже сам факт подобных переговоров не является положительным для российской стороны, ведь ранее Россия уверенно чувствовала себя на этом рынке, а Индия считалась не просто покупателем российского оружия, но и стратегическим партнёром нашей страны.
Тогда Россия в Индии была представлена нашим монополистом АО «Рособоронэкспорт», а вот ситуация стала меняться именно тогда, когда российская монополия в торговле вооружением и военной техникой (В и ВТ) стала трансформироваться и появились такие структуры как АО «ОПК Оборонпром», а далее уже и АО «Вертолёты России».
Кстати, ранее, выдавая лицензию АО «Вертолёты России» на торговлю В и ВТ российский контрольный орган – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), нарушил все существующие в России нормы. Дело в том, что до принятия Федерального закона № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», вступившего в действие с 15.02.2016 года, никакие управляющие компании интегрированных структур, типа АО «Вертолёты России» и прочие, не могли на законных основаниях получить право торговли военным материалом.
Ранее, по действующим нормам, право на военно-техническое сотрудничество могли получить организации, являющиеся разработчиками и/или производителями продукции военного назначения при условии, что 51% их акций находились в федеральной собственности, а размещение остальных акций (долей) – среди российских физических и юридических лиц. «Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим лицам, иностранным юридическим лицам, а равно российским физическим лицам и российским юридическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются.» – указывается в Федеральном законе № 114-ФЗ от 19.07.1988, c последующими поправками.
Но, на момент выдачи Свидетельства о праве на ВТС № 2015236229 в октябре 2015 года, АО «Вертолёты России» таковым не являлось и не является до сих пор. Как известно, АО «Вертолёты России» - это обычный (негосударственный) акционер ряда серийных вертолётных заводов и двух КБ. Сама эта структура, имеющая в своём составе порядка 700-800 человек, не имеет совершенно никакого отношения к производству/разработке продукции В и ВТ, и является обыкновенной «прослойкой», которая занимается исключительно бюджетными и прочими денежными потоками. На своём балансе эта организация не имеет ни одного станка или испытательного стенда. Это всё легко проверяется. Все «производственные» лицензии, выданные этой структуре Минпромторгом, являются такой же «липой», как и право на военную торговлю. То есть на момент выдачи свидетельства первое условие – а именно, необходимость наличия деятельности по осуществлению разработки и/или производства, было не соблюдено.
Есть проблемы и со вторым условием: дело в том, что ни одна акция АО «Вертолёты России» не находилась и до сих пор не находится в федеральной собственности. Все 100% акций (долей) этого предприятия находятся у другого акционерного общества АО «ОПК Оборонпром». Но, в прошлой редакции федерального закона, требовалось закрепление акций (долей) именно в федеральной собственности. Так как АО «ОПК Оборонпром» - не является федеральным институтом (Госкомимуществом), то по формальному признаку и здесь очевидно нарушение закона.
Таким образом, основной контрольный орган в сфере военно-технического сотрудничества – ФСВТС, выдав АО «Вертолёты России» свидетельство на право осуществления военно-технического сотрудничества, нарушил существующий на тот момент в России Федеральный закон и все действующие нормативы.
То есть, можно со всей ответственностью заявить, что выданное ФСВТС свидетельство является фальшивкой, а, значит действия господина Чечикова в Индии попадают уже под статью о нарушении Федерального закона о ВТС. Понятно, что не один он всё это придумал. Вопросы решались значительно выше его компетенции. Но то, что закон был нарушен – это неоспоримый факт.
Почему это не было замечено Генпрокуратурой и прочими контролирующими исполнение российского законодательства органами – вопрос открытый. Этот пример лишний раз доказывает, что «закон» в нынешней российской действительности - понятие относительное и для разных субъектов права он действует по разному. Похоже в сфере ВТС именно Сергей Чемезов, лоббирующий подобные конструкции и является «законом». По другому объяснить это сложно.
Тут его интересы несомненно совпадают с руководством контролирующей инстанции. Понятно, что ФСВТС выгодно, чтобы было как можно больше субъектов права, обладающих лицензиями на осуществление военно-технического сотрудничества. Ведь это и есть оправдание существования такой бесполезной и затратной для российского бюджета организации, как ФСВТС. Да и откатооблагаемая база из «новичков», которым требуется поддержка ФСВТС по «отжатию» рынков у бывшего монополиста («Рособоронэкспорта»), тоже увеличится. А вот с точки зрения эффективности такого решения – похоже, что Индия уже показала ошибочность этого пути. Внутренняя конкуренция субъектов ВТС негативно сказывается в этом секторе внешней торговли – это очевидно.
Примечательно, что когда Сергей Викторович, провалил всю работу во ФГУП «Промэкспорт» и, чтобы спрятать результаты провала, ему было необходимо поглотить ФГУП «Росвооружение», он объяснял объединение спецэкспортёров как раз недопустимостью внутренней конкуренции между ними. Но сейчас, Сергей Чемезов поменял собственное мнение. Это говорит о том, что либо у него оно (мнение) полностью отсутствует, либо крайне неустойчиво. В любом случае, такое большое влияние человека с неустойчивыми взглядами на целый сегмент российской промышленности крайне негативно для страны. А ведь, по нынешним временам, Сергей Викторович, как говорится «в любой бочке затычка», в хорошем понимании, конечно же…
Но вернёмся к Индии, как известно, ещё во время работы в АО «ОПК Оборонпром» нынешний зам по ППО в АО «Вертолёты России» Игорь Чечиков, при поддержке Анатолия Пунчука, являющегося заместителем директора ФСВТС активно «отжимал» индийский рынок у бывшего монопольного экспортёра В и ВТ. Как мы теперь уже видим, ФСВТС даже пошло на нарушение всех звонов и выдало «военную лицензию» прямому внутреннему конкуренту АО «Рособоронэкспорт». А что в результате? Одни обещания и текущие провалы!
Находясь на соответствующей должности в АО «ОПК Оборонпром» и пытаясь сформировать собственную монополию (предварительно разрушив монополию АО «Рособоронэкспорт») в Индии, господин Чечиков сообщал заместителю ФСВТС Анатолию Пунчуку, что «…услуги, по послепродажному обслуживанию российских вертолётов Ка, эксплуатируемых в ВМС Индии, предлагают более 20 российских и иностранных посреднических компаний… Результатом сложившейся практики, а также непонимания ВМС Индии современной структуры российской вертолётной промышленности, стали участившиеся в последнее время факты приобретения ВМС Индии неоригинальных запасных частей…». Но ведь ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ»/ОАО «Вертолёты России» (как указано в письме) это тоже обычные посредники. Более того, подтвержденный Чечиковым факт участившегося контрафакта, это тоже заслуга ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ»/ОАО «Вертолёты России», так как на протяжении десятка лет вся вертолётная промышленность находилась под контролем сначала одной, а потом и другой структуры. А, как хорошо известно, в авиации никакой контрафакт без участия специалистов из отрасли создать невозможно. ну где же брать отбраковку, шильдики, неучтённые паспорта на изделия и так далее… Можно конечно переделывать старые детали, но для этого всё равно необходимо иметь доступ к ремкомплектам и прочим необходимым атрибутам. Так, что в письме исх. № ОП15.4.1/2743 от 30.04.2014 года Игорь Чечиков дал фактическую оценку деятельности собственной организации. Видимо направленный пакет доверенностей на содружество двух посредников ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ»/ОАО «Вертолёты России» от российских производителей не убедил индийскую сторону в необходимости сотрудничества с ними на безтендерной основе и поэтому, в этом же письме, Игорь Чечиков просит Анатолия Пунчука поддержать его «инициативу» на «государственном уровне» с помощью ФСВТС. Аналогичную просьбу он направляет и по вопросу проведения переговоров в ВВС Индии (письмо исх.№ОП15.4.1/2744 от 30.04.2014).
То есть, разрушив изначально монополию АО «Рособоронэкспорт» в Индии и выпустив «джина» в виде различных посредников, деятели из АО «Вертолётов России», с помощью Пунчука из ФСВТС, пытаются создать новую. А в чём смысл? Ведь АО «Рособоронэкспорт» является таким же субъектом ВТС, более того, давно и хорошо знающим индийский рынок. Ответ прост – «карманы разные» и, при этом никакой государственной политики. Как говорится – только бизнес.
Может в этом и кроется разгадка того, почему, с нарушением действующего законодательства, ФСВТС ранее выдал АО «Вертолёты России» свидетельство на военную торговлю? Ведь сотрудники этой организации умеют читать законы, даже если и по слогам…
Кстати, даже при условии выхода новой поправки 16-ФЗ от 15.02.2016 года к ранее действующему закону о ВТС, АО «Вертолёты России» также не может заниматься этой деятельностью, потому, что в законе указано: «Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения имеют организации - разработчики и производители продукции военного назначения при условии нахождения не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности и остальных акций (долей) в собственности российских физических и юридических лиц, а также управляющие компании интегрированных структур при условии нахождения не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности и (или) собственности Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и остальных акций (долей) в собственности российских физических и юридических лиц». По формальному признаку, 100% акций АО «Вертолёты России» владеет не государство и даже не РОСТЕХ, а другое акционерное общество – АО «ОПК Оборонпром». Так что, и с учётом новой поправки, лицензия АО «Вертолёты России» не положена. Более того, после объявленной реализации части акций АО «Вертолёты России» представителям из ОАЭ или другим «стратегическим» иностранным инвесторам, эта организация также на законном уровне не может заниматься военно-техническим сотрудничеством. Если конечно всемогущий Сергей Викторович не перепишет в очередной раз Федеральный закон под свои интересы.
Так, что индусам надо быть осторожными, и не спешить с подписанием контракта на послепродажное обслуживание вертолетов Ми-8/17 с АО «Вертолёты России»… Два года ждали и ещё подождут, а то потом над ними смеяться будут...
Комментарии