Как поумнеть нашему обществу

На модерации Отложенный

Комментарий на статью «Проект противодействия глупости» Олега Савельзона опубликованную на сайте Каспаров. RU 5 августа.

 

Уважаемый г. О. Савельзон я с вами согласен в той части, где вы предлагаете начать обсуждение проблемы духовно-нравственного состояния российского общества в интернете. Эта инициатива похвальна и заслуживает внимания общественности. Меня огорчает то, что этими проблемами озаботился иностранный гражданин, а где же наши философы и патриоты отечества, почему кроме правозащитника С.А. Ковалёва и совестливого гражданина г. Ю.Н. Афанасьева не нашлось более в нашем отечестве ответственных граждан, которые нашли в себе смелость сказать российскому обществу о его нравственном неблагополучии. Наше современное российское общество представляет собой – общество человекоподобных зверей, в котором напрочь отсутствуют какие-либо нравственные начала, у нас «всё дозволено». При полном отсутствии в обществе нравственных начал, у нас дозволяется цинично лгать, обманывать, красть, убивать и при этом не испытывать ни каких угрызений совести. У нас это принимается за правило, чем исключение. Мы методично поедаем друг друга и вот уже не одно столетие ведём необъявленные войны как внутри нашего отечества, так и за его пределами. Мы стали обществом профессиональных убийц и людоедов. Неисчислимые человеческие жертвы в одном только двадцатом веке тому подтверждение. Не очеловечило русский народ и принятие им христианства. Мы ложно поняли и приняли христианство, без внутреннего проникновения евангельским духом. Знать истину и жить по истине, это как говорят в Одессе, две большие разницы. Первый в российском обществе кто понял эти несоответствия и сказал обществу об этом – П.Я. Чаадаев, а затем Н.В. Гоголь в своих «Выбранных местах из переписки с друзьями». Н. Гоголь ужаснулся «возрастанья и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся…». «Соотечественники! Страшно!», - предупреждающе восклицал писатель. Но духовно больное и безнравственное российское общество поспешило объявить их сумасшедшими, чем прислушаться к их словам и предостережениям. Теперь мы имеем то, что имеем. Другой единомышленник и последователь Н. Гоголя, Ф.М. Достоевский в своём замечательном романе «Братья Карамазовы» не только вскрыл проблемы и духовные болезни российского общества, но и указал пути и средства их преодоления. Основоположник российской и американской социологических школ П.А. Сорокин в статье «Заветы Достоевского» писал: « Он нам завещал, что без любви, без нравственного совершенствования людей не спасёт и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений.

Напишите какие угодно конституции, пересадите какие угодно учреждения, но раз люди безнравственны, раз в них и их поступках нет нравственной идеи любви, то никакого улучшения быть не может.

            Без духа любви общество может быть построено только на «спасении животишек», каковы бы ни были учреждения и какие бы вывески на них ни значились. «Но спасение животишек» есть самая бессильная и последняя идея из всех идей, единящих человечество». Это уже начало конца. Это будет не здоровое общество, а «муравейник без церкви и без Христа, с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим всё общее и абсолютное», как современная Европа (Россия). В этом случае неизбежно «наступит нечто такое, чего никто и не мыслит. Все эти парламентаризмы, все гражданские теории, богатства, банки – всё это рухнет в один миг и бесследно. Всё это «близко, при дверях» Вы смеётесь? Блаженны смеющиеся!». Вот наглядный пример, так называемый мировой финансовый кризис, результат деятельности биржевых и финансовых мошенников, которые по сговору решили «слегка подзаработать», отринув все нравственные и моральные принципы.

Далее он пишет: «Вместо нравственного улучшения людей они верят, что стоит путём насилия изменить законы и общественные учреждения, как «всё само собой устроится», исчезнет несправедливость, и водворится на земле рай. В эту идею верят, говорил Достоевский, на этом пути надеется найти спасение большинство людей. Но, добавлял он, эта вера не спасёт. Она обманет, ибо этот путь ложен. Насилием нельзя спасти людей. Принуждением нельзя уничтожить неправды.

            «Единственное возможное решение вопроса – есть постановка нравственная, т.е. христианская. Рано ли, поздно ли, после рек крови и ста миллионов голов должны будут признать её, ибо в ней только одной и исход». Вот вам и ответ на извечный русский вопрос, Что делать? Прежде всего наше общество должно приложить старания к тому, чтобы создать в России общественную нравственность, которой у нас ещё не имеется. Желательно её утвердить на религиозном базисе, как это первоначально было сделано во всех странах христианского мира. А вы говорите, что нет ответа на вопрос что делать нашему обществу, уважаемый г. Савельзон. Работы не початый край и не на одно десятилетие, а возможно и столетия.