Мировой кризис и Россия

Сущность современного кризиса и  Россия.

(тезисы)

В научном понимании кризис с 2007 года - по настоящее время показал гносеологическую ограниченность экономических, социально-политических теорий, практики инжиниринга, реструктуризации, монетаризма в целом. Появились авторитетные заявления «что никто не знает до конца причин этого глобального кризиса». Однако в политэкономическом, системном анализе здесь ясно многое.

Во-первых, геополитические истоки, причины его кроются в сломе межсистемного равновесия в эволюции и взаимовлиянии двух мировых систем в начавшуюся в 70-х годах ХХ века всестороннюю интернационализацию общественного развития. Это открывало шансы неких «конвергентных» форм развития, сужало их противостояние. И вот это своеобразное «зеркало» исторических, конкретных сравнений, измерений в идеологии, управлении, кредитно-финансовой политике, потребительских мотивациях исчезает после  искусственного разрушения СССР как антипода капитализма (1990-1993 гг.). Колоссальные средства противостояния по инициативе США-НАТО и отвечающего неравным возможностям СССР обернулись развернувшейся катастрофой, изменившей несколько устоявшейся картиной мира после 50-70-х годов ХХ века. Истолковав это как «триумф капитализма», «Конец Истории» в либерально-консервативном, рыночном варианте, капитал взял курс на собственную глобализацию, тотальную свободу силы, дерегулирования, монетаризации и зачистки неугодных государств. Но мир отреагировал новыми центрами силы, экономики, разнобоем в мировых делах, ООН и реакцией на кризис.  Центры кризиса получили некий бумеранг. С 2007 года все занялись перегруппировками в поисках собственного благополучия. Остальное – мелкие детали. Можно предположить, что конец этих потрясений придет когда сложится новое межсистемное или надсистемное равновесие как новое дисциплинирующее зеркало самодисциплины, многообразия культур, самоидентификации.

Во-вторых, общецивилизационное измерение кризиса обнажает контуры, назревшие границы самоотрицания техногенной, психотронной, потребительской цивилизации сверхденег, похитившей сами духовные начала жизни. Эгоистическая культура индивидуализма, вещно-денежного, похотливого самоутверждения индивида подавляют все возвышенное в человеке машиной постмодернизма, вседозволенности. Причем это безальтернативное наступление формирует круглосуточно все сферы взаимодействия людей (логосфера, эйдосфера, социологическая, религиозно-интимная и т.д.)¹. Сложилась новая форма самодержавия – Медиакратия. Медиаиндустрия и бизнес сжились так, что классический истеблишмент оттеснен в определении ходов спекулянтов-ростовщиков в центрах силы. Начав свободой мысли и парламентаризма,  либерализм превратился в своего рода игры во власть, деньги. Сверхденьги, монетаристские ценности стали всем.  «Отсутствие морали у рынков  подавило мораль даже там, где общество не может без них обойтись. Монетарные ценности, - признает Дж.Сорос - куда более осязаемы. Их не только можно измерить, но и можно быть уверенным, что люди вокруг дорожат ими. Они убеждают в том, что социальные ценности отсутствуют, - итожит делец-сверхспекулянт, алхимик финансов Дж.Сорос². Но если монетаристские «ценности» подавляют все социальные, духовные, альтруистические, религиозно-сакральные ценности, то общество как таковое перестает существовать. Оно перерождается и вырождается в некие новые племена, кланы ради Д-Д´-Д´´.  Вот где «конец истории» и новая дикость в техно-рекламной упаковке. Но история рассудит.

И вполне допустим возврат к новой форме межсистемного равновесия право-консервативных и лево-прогрессивных общественных систем в мировом жизнеустройстве. Их приглушенная проблема самовыживания,  ассимметрия, антагонистичность позволит создать и более плюралистичную систему международно-правовых,  социокультурных, формационно-цивилизационных взаимодействий, правил,  уставов и т.д. Сама их природа (дихотомия приглушена, конвергентная «золотая середина», виталистическая доминанта и т.д.) может дать большую жизнеспособность, привлекательность мотивам Общего блага, равных прав и обязанностей. И даже подчинить неуемные страсти, эгоизм наживы, прибыли частнособственнических инстинктов субъектов общественным интересам, потребностям (Ленинская модель НЭПа, Л.Эрхард, Дэн Сяо Пинь, «Третий путь» СДПГ 80-х, М. Каддафи и т.д.). Естественно это гуманизирует и социальное пространство Планеты, возможно на более высоком уровне.

В-третьих, в формационном отношении и измерении это первый глобальный кризис эпохи господства спекулятивно-ростовщического капитала³. Это кризис доверия ко всей «новой экономике», пирамид, мыльных пузырей в гонке фондового капитала, сверхденег и дериватов, ипотеки и потребления в долг. Капитализм не для спекулянтов, а для предпринимателей. «Мы хотим капитализма, в который мы верим» (Меркель, Саркози, Браун, Путин и др.). Сверхденьги, дешевые кредиты сделали  всех  заложниками  сверхпотребительства  и  жизни  в  долг, за  счет

 _______________

  ¹ Более подробно см. М.В.Иголкин. К дивному психотронному рабству… или?  М., 2006.

  ²  Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., Инфо, 1999, с. 262 и др.

  ³ В отличие от кризисов торгового, промышленного капитала, этот кризис связан с разросшейся паразитической надстройкой финансовой системы, банков и Медиакратии с ее рекламой «индексов», «курсов валют», слухов, сенсаций вокруг нефти.

Природы, более слабых государств, вопреки производительности труда, отстающей массы товаров и физической экономики.

«Иметь или Быть?» («Haben oder Sein?») заслонила формула «удовлетвори все свои желания». Трудовое усердие, блага по труду и талантам, высокие идеи и сама мораль заместились умением продать себя, «удачей» в рыночных играх, гонкой статуса в электронном очаге бытия.

Перед кризисом ликвидности, ипотечным бумом как производными лишних денег, необеспеченных раздутых капиталов банков, основных фондов, оказались беспомощными все так называемые саморегуляторы  рынка.

К примеру, властям США пришлось национализировать гигантов ипотечного рынка Fannie Mac и  Frеddie Mac (40% этого рынка, - М.И.).

Первая потеряла 79% своей стоимости, вторая 84%. Все госвливания оказались бесполезными. Ведущий финансист США А.Гринспен (бывший глава ФРС в течение 15 последних лет) признает в Палате представителей свои ошибки. Происходящее в мире, по его словам, «перевернуло все его представления о том, как вообще функционирует рынок» (Время новостей, 27.10.2008).

Олигархат, Медиакратия,  как новый вариант мирового самодержавия спекулятивно-ростовщического капитала, не удерживают равновесие мирового хозяйства. Сами олигархи спасают свои состояния,  идя под крыло государственных заимствований, поручительств. Даже своего рода «национализации» в свою пользу. Вот оно «обобществившееся общество», но, к сожалению, с извращенной, античеловеческой властью. Кто вернет здравый смысл, знание истин и мудрости?

Куда идет дело? Современный кризис после попыток «семерок», «восьмерок – двадцаток» (2008-09) найти рычаги регулирования валютно-финансовой системы фактически усиливает разнонаправленность стран. Все надеются на «удачу», некие промахи партнеров, модификации олигархата, «свободных оффшоров», райских мест для кладов теневых капиталов. Возрастает фактор военной, суперсистемной «угрозы» вплоть до физического уничтожения, биогенетического самоуправства более сильного над слабеющими. Даже Россию некоторые готовы демонтировать и «балканизировать» по «шахматной доске» Бжезинского и т.д. Благо избыток населения соседей-«друзей» заместит пустующие русские земли «по-рынку». Грядущие времена могут стереть некоторые страны, ведь кризис-то имманентен.

В силу возрастающей конкуренции экономик и социальных пространств, гонимых стихией нового типа кризиса, нарастает общая неопределенность миропорядка. Даже для самых развитых и обустроенных пространств встает вопрос о предпочтении выбора партнеров уже по силе постэлектронной мобильности, обустройства социума и медийной однонаправленной, идеологической ценностной ориентации. Для России эти вопросы обостряются как в межнациональных размежеваниях,  «счетах» на общее недавнее состояние, так и осознанием классами, слоями цены «обратного перехода», в ощущениях собственной вины за содеянное, в угрызении совести и некой зачумленности самих переворотов 90-93-2000-х годов. Успеет ли духовное возрождение?

Исчезают и иллюзии большинства стран (России в первую очередь) в шансах индивидуального прорыва за счет других в хаосе глобального кризиса. Не исключено обратное: экспансия российских фирм и нагрузка государственных гарантий на закупки новых технологий без их должной проверки и отдачи, может остановить развитие имеющегося потенциала. Замечена массивная тенденция сброса некачественных товаров. Желание дельцов перегнать из России дешевые товары поощряет здесь выпуск некачественных изделий. Отмена стандартов СССР и гонка ТУ с 2003 года уже смыли добротные товары массового спроса советского периода. Не маячит ли впереди обоюдная деградация (за исключением элитарно-вояжного сектора?) качества реальных технологий?

 Всякая попытка  приблизиться к истине в анализе такого сверхкризисного позднего и сверхоснащенного ресурсами управления капитализма играет некую иллюзорную роль. Нужны критерии здравого смысла, непорочного разума и совести, чтобы желающие сохранить человеческое в человеке и обществе, объединились.

Однако множащийся бездуховный муравейник прагматиков, сонмы политиков-бизнесменов, да и сам турбулентный супермегаполис «Человейника» не замечают, что жизнь стала войной: от экрана ТВ до улиц городов. Можно ли что-то изменить? Каким образом? Кризисами, оказывается,  можно обогатиться, манипулировать медиапотоками. Водить всех вокруг «рецессия в США, кажется, заканчивается», «ВАЗ, кажется, снова запустил конвейер». А факты сжатия социальных проектов в России, попытки перебросить на комбинации с ипотеками, с дольщиками, ценами. Даже замалчивать провальные  решения, катастрофы. В 2009 на «доступное и современное жилье» бюджет Кудрина дал аж 6,6% (23% в 2008 г. См. РБК от 3 сент.2009). Деньги снова собирают в загашники, нет уверенности, что заработаем, а кризис, девальвация и дефолт всегда нас караулят. Доброхоты, скупающие и перекупающие активы помогут, их СП & ТД там всегда устроят казус с ценами на ограниченный экспорт России в сырье.

Выходит, кризис словно крот: то ударит по биржам, то уйдет в тень. Все повторяется? Кризис,  о котором идет речь, - дело рукотворное. Это сбой, хаос системы в целом. Он не преодолевается, а перекрывается, затемняется другими сбоями, частными прорывами в технологиях, политики. Как бы без конца, приучив людей к таким катаклизмам. С ним нельзя бороться, ибо распадающиеся интересы социальной «атомизации» индивидов и нации исключают научное прогнозируемое управление системой. Законы науки здесь лишь сдерживают эти гетерогенные системы от крахов, если правящие чем-то поступаются. И господствующие это знают.

Если не питать иллюзий, убаюкивающих: «считаем», «полагаем», «надеемся» и картинок благоденствия медиакратии, надо признать как беспомощность капиталократии, олигархата в управлении «обобществляющимся человечеством», так и лицемерие, правдоподобие конкретных лидеров.

Между тем давно предложены альтернативы этой пожирающей ограниченные ресурсы планеты системы «Иметь», «Человек-товар», «Человек-игрок», с этикой вседозволенности, «удовлетвори все свои желания»,  «жизнь-война», где побеждает не разум, не здравый смысл, а бесчестие, утрата совести. Чем жесточе, хитрее рыночные монетаристские  системы - тем лучше,  вопреки здравого смысла, диктующего благоразумие.

Вот почему разрушают, дискредитируют в зародыше все виды жизнеустройства, адекватные законам бытия, мироздания. Отсюда страх перед социальным, нравственным прогрессом господствующих кланов, каст, медиакратии, превративших жизнь в технологии производства, потребления, шоу-системы в лого-эйдосфере, профанации в религиозных многообразных поучениях, обращая все в бесчисленные «истины на выбор», для каждого и массового обывателя с психотронной начинкой извилин.

Вопрос: Кому отдать предпочтение? Взявшим верх 2-2,5 тысячи семейств с переполненными замками, островами, странами? Массам новых «кочевников»-мигрантов бурлящего «Человейника»? Или массовому обывателю с дозированным потреблением «хлеба и зрелищ»  с «Большим братом» на экране? Соберется ли «умная часть» вокруг Internet`а и обернет ли нас к разуму, здравому смыслу?

Фидель Кастро сказал свое слово, но кто его знает?