Нужна ли в России люстрация?..
Люстрация — не выход
Психологи утверждают, что те люди счастливы, кто умеет прощать. Не ждать извинений, а перешагнуть через злость, отпустить обиду и идти дальше. Сделать нужные выводы и не зацикливаться на произошедшем. Обществу тоже надо прописать прощение. Люстрация — это акт наказания, и, как всякое наказание, она сеет страх и неопределенность. А за страхом обязательно идет насилие.
Идея люстрации обращается к нашему внутреннему ощущению справедливости. Без справедливости не будет покоя и мира в обществе. Но люстрация не тождественна справедливости. Это сведение счетов со сторонниками прежнего режима. Я давно испытывала сомнения по ее применению и недавно окончательно сформулировала для себя, почему этот подход мне не нравится и какая возможна альтернатива.
Во-первых, это неконституционно и неправильно — дискриминировать человека по принадлежности к определенной группе, будь это членство в КПСС и Единой России или сексуальная ориентация. Человек не должен быть наказан за преступления, которые он сам не совершал.
Во-вторых, определение виновности и меры наказания развитое гражданское общество делегирует независимым судьям (а не прокуратуре, как в настоящее время в России). Если человек совершил преступление, нарушил Конституцию, вынес неправедный приговор, украл деньги у государства или другого человека, то он должен предстать перед судом. И в новой России, где суд будет независимым, он отмерит каждому свою долю справедливости.
Поголовное наказание всех прокуроров, единороссов или сотрудников Ростехнадзора — не выход. Это приведет к еще большему расколу общества и сопротивлению сторонников режима. Точно так же, как не выход — поголовно сажать коррупционеров. У нас нет стольких квалифицированных судей, чтобы разбирать миллионы коррупционных дел. Достаточно посадить самых одиозных и «беспредельщиков». Массовая конфискация имущества, нажитого, по мнению новой власти, незаконно, есть насильное перераспределение собственности, что повышает неопределенность для инвестиций и тормозит экономический рост.
В-третьих, те случаи нарушения конституционных прав на свободу, жизнь и собственность, о которых мы слышим, совершают от силы 20% всех, кто попадет под люстрацию. Оставшиеся 80% — функционеры. Они подстраиваются под любой режим и любую власть.
Царские служащие перешли работать на советскую власть. Так и советские чиновники остались на своих местах при Ельцине, а потом и при нынешнем режиме. Как они поддерживали ЦКПСС, так же они поддержали потом рыночную экономику и поворот к Западу, а сейчас ратуют за сильное государство и против здравого смысла.
Не армия, а бюрократия — союзник режима. И нельзя наказывать этих людей только за то, что они подстраиваются под новую власть. Бюрократия служит любому режиму. И изменить систему, находясь внутри и следуя ее правилам, невозможно.
Невозможно проводить оптимизацию бюрократической структуры, следуя правилам этой структуры. Чиновничий спрут будет сопротивляться всеми своими щупальцами, но докажет и обоснует, что вся численность жизненно важна для страны. Что мы и видим на примере Украины, где реформы дерегулирования захлебнулись в борьбе с бюрократической системой. Но есть еще пример Грузии, в ней дерегулирование проходило не в форме поступательного анализа и оптимизации регламентирующих и нормативных документов, а путем тотального сокращениях целых служб, таких как ГАИ и таможня, вместе с отменой всех документов, выпущенных этими службами. И как-то страна не развалилась. А продолжила работать.
И здесь мы переходим к четвертому пункту. По правилу Парето, в организации 20% людей делают 80% работы. Думаю, в нашей стране это соотношение — 10/90. Если мы пойдем по пути дерегулрования и сокращения точек соприкосновения государства и населения, то 80% госаппарата будут не нужны.
В условиях открытости и прозрачности власти и принимаемых ею решений, когда чиновники будут находится под увеличительным стеклом, коррупционеры не смогут занять государственные должности. Сокращение госаппарата и переаттестация или замена оставшихся 15-20% на тех, кто умеет и хочет работать для народа, а не ради пенсии или своего кармана, не оставит места в системе сторонникам старого режима. Этот механизм позволит просеять бюрократический аппарат, и если человек не замешан в преступлениях, эффективно выполняет свою работу и хочет работать, то будь он хоть трижды членом Единой России, он имеет право занимать государственную должность.
Тотальное сокращение бюрократического аппарата по причине его ненадобности и вредности для экономического развития и восстановления страны совместно с восстановлением права и судебным наказанием преступников и является альтернативой люстрации.
Люстрация — не выход для общества. Она ведет к расколу и страху, на которых не построить процветающую страну
Наталья Грязневич
Комментарии
Комментарий удален модератором
=========================================
Не надо передергивать понятия !
«Люстрация» описывается как комплекс «законодательных мер и практика недопущения в аппарат управления, правоохранительные органы, на иные важные посты и в учреждения системы образования лиц, неугодных правящим кругам по политическим, религиозным и т. п. мотивам», или как очищение государственного аппарата и некоторых важнейших общественных институтов (церковь, СМИ, адвокатура и т. д.) от лиц, тайно сотрудничавших со спецслужбами и скрывших этот факт от специальных «люстрационных» органов.
Люстра́ция политическая практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц (выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам) на:
• занятие государственных должностей;
• профессиональную практику («запреты на профессию»);
• неприкосновенность личной жизни (допускается публичное распространение любой информации о происхождении, деталях биографии и т.п).