«Крепостные колхозники»
На модерации
Отложенный
«Крестьяне были приписаны к колхозам, были невыездными, т.е. крепостными. В реале без паспорта ехать в город было невозможно», - совершенно типовой комментарий в сети на тему «крепостного колхозника». С этой темой я давно разобрался, решил, наконец, популярно подвести итоги в связи тем интересом, который этот вопрос по-прежнему вызывает. У френда arctus совсем недавно пост «Фейк о крепостных колхозниках в СССР» собрал более тысячи комментов. Я там тоже отметился наспех, и решил в собственном блоге разжевать тщательнее.
Прежде всего миф о крепостных колхозниках – это проблема интерпретации, а значит этот миф - вечный. Вот скажем, 13 апреля 1942 года, а это острейшее время войны, выходит постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), в котором колхозникам устанавливается минимум трудодней на уровне 100-120 в год для большинства трудоспособных колхозников, с привязкой в первую очередь к периоду основных сельхозработ в мае-сентябре. Причем, в качестве самого страшного наказания указывается исключение из колхоза (меньшее наказание – принудительные работы в этом же колхозе с удержанием четверти заработка, т.е. фактический штраф). Это сегодня интерпретируется как принудительный труд и рабство. Но ведь само членство в колхозе – ДОБРОВОЛЬНОЕ! По сути утверждается правило: если уж вступил в колхоз – значит работай хотя бы 3-4 месяца (трудодень – это норма, это не рабочий день, за один день, как правило, взрослым вырабатывалось больше трудодня). Или – выходи из колхоза. Сомневаешься, так по этому закону только помогут – выгонят.
Простите, а чем это отличается от условий найма менеджера Пупкина сегодня? Если устроился на работу – обязан выйти пять дней в неделю, в 2016 году – 247 трудодней минус отпуск будь любезен или предоставь справку от врача. Или – увольняйся! Кто из вас считает менеджера Пупкина рабом, хотя он обязан сегодня отработать более чем в два раза больше своих трудодней, чем колхозник Сталина в военное время?
Далее, почему-то все зациклились на том, что именно колхозники не обязаны были иметь паспорта. Ну а рядом с колхозником Петровым в деревне Ивановка проживали единоличник Сидоров и ветеринар Клистиркин, так они тоже не были обязаны иметь паспорт. Почему никто не интерпретирует их положение как «крепостных»? Да потому что это смешно, - ежу понятно, что им ничего не стоило взять паспорт и переехать в другой колхоз или вообще в город.
Кстати, какова была процедура-то? Паспорт выдавался в райцентре паспортным столом в милиции. Нужно было сдать свидетельство о рождении, военный билет (кому положено), справку сельсовета о месте жительства, справку, удостоверяющую род занятий (для колхозника – от председателя колхоза), фотки. Надеюсь все понимают, что процедура была автоматической – только принеси вышеперечисленное. Никто же не выделывался: «Раз ты колхозник Петров, то фиг тебе, а не паспорт». Между прочим, если кто не знает, - за первых восемь лет существования советского паспортного крепостничества было выдано 179 млн. паспортов на примерно 190 млн. советского населения к началу 1941 г. вместе с грудными младенцами (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 4155. Л. 199—201). 179 млн. паспортов на примерно 105-115 млн. населения паспортного возраста)) Ну чтобы шаблон треснул помягче - их не всегда выдают пожизненно))
По сути у колхозника могла быть заминка только со справкой от председателя колхоза. И были заминки, и серьезные могли быть заминки, ведь документы говорят о «самовольных уходах колхозниках» и о том, что председатели колхозов в суд подавали на таких самовольщиков: «Одни суды считают, — доносил министр юстиции СССР К.П. Горшенин 25 декабря 1950 г. секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову,— что по действующему законодательству самовольный уход колхозников в отход не наказуем в уголовном порядке и выносят в таких случаях оправдательные приговоры. Другие выносят в этих случаях обвинительные приговоры. Министерство юстиции СССР считает, что колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней в связи с самовольным, без разрешения колхоза, уходом в отход, должны нести ответственность по указу от 15 апреля 1942 г. за тот период, в течение которого они ушли из колхоза, с отбыванием наказания по месту работы»(Цит. по: Попов В.П. ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА В СССР (1932—1976 гг.) -ГАРФ. Ф.5446. Оп. 60. Д. 6990. Л. 21—27). Как видим, власть в эту внутриколхозную проблему часто вообще не вмешивалась, максимум, использовала тот самый военный закон 13(15) апреля 1942, а там, как мы помним, как вариант, - исключение из колхоза, переход на положение единоличника, а там вообще никого уже не волновало получение паспорта.
Таким образом, мы еще раз сталкиваемся с тем, что проблема получения справки у своего председателя колхоза для паспорта целиком лежала на почве нежелания колхозника выходить из колхоза. Для единоличника же все дороги были открыты.
Как же так, спросит меня молодая жертва ЕГЭ, ведь колхоз – это крепостничество, это рабство, это принудительный труд за палочки? Почему колхозник держался за свое членство в колхозе? А потому что членство в колхозе гарантировало колхознику особые права, которых не было у остальных граждан СССР. С материальной точки зрения любой захудалый колхоз гарантировал своим членам синицу в руках: обеспечение колхозными продуктами, кормами для личной скотины и птицы, дешевыми поросятами-телятами-птенцами, прочими возможностями для ведения личного хозяйства (техника, транспорт). Ну мы-то предполагаем, что уехать норовит колхозник из захудалого колхоза, поэтому не упоминаем о существенных авансах и денежных доходах.
Мы же понимаем, что паспорт нужен колхознику не как бумажка, а как путевка в города другой области (по своей области можно было разъезжать без паспорта с одной справкой). Но ведь любой дальний город – это как журавль в небе, выгорит что или не выгорит, - еще неизвестно. Город требует иные специальности, иные умения и навыки, сразу ли жилье подберешь для всей семьи? А потому, какой резон заранее выходить из колхоза и ссориться с председателем? Вот и норовили договориться по-хорошему.
И вот антисоветчики, даже уже и историки молодые, начинают трактовать эти внутрисемейные по сути отношения колхозника со своим председателем как «крепостничество». В фильме «Председатель» 1964 года есть целый эпизод на эту тему, давайте посмотрим:
Режиссер показывает нам председателя колхоза, который буквально силой гонит своих колхозников к счастью: может и обматерить, и в морду дать, но поскольку такие жесткие меры оборачиваются отличной дисциплиной и быстрым ростом доходов колхозников, то председателю все прощается, его любят и называют Батей. Вот и сцена, как главный герой не пускает молодежь из колхоза, нужна режиссеру, как такой же экстрим, как и легендарная сцена с матом.
По вопросу интерпретации этой сцены мне было бы легко вас спросить: а если сегодня отец не пускает свою 17-летнюю дочь учиться в Москву, то это – крепостничество? Ну вот мой брат в прошлом году не отпустил мою племянницу, хотя я сам пробовал вмешаться. Сейчас она прекрасно учиться на бесплатном отделении СГУ и собирается замуж. Но я обращаю ваше внимание на два момента:
1.Председатель колхоза отдает себе отчет, что одним запретом колхозника не удержишь, ведь и работать не будет, али вообще сожжет что-нибудь или сломает. Поэтому своего озлобленного брата он отпускает, как ему его не жалко. А вот желающему отучиться в порнографическом институте он предлагает реальный козырь – повышение в колхозе. Вот этот момент надо понимать четко! Голым запретом председателя в любом советском колхозе никого удержать было нельзя. Это при настоящем крепостничестве мозги быстро вправляла порка на конюшне, причем, если что – до смерти. А реальный советский колхоз – это вам не кино, председателю за рукоприкладство – наказание, а вот председателю прилететь из куста поленом могло быстрее и безответнее, ну или по-интеллигентному – серией доносов. Поэтому договаривались - полюбовно.
2.Позиция власти. Ведь именно советскую власть обвиняют, когда говорят о крепостном колхознике! А в фильме вся власть на нашего председателя давит, чтобы молодежь отпустил. Тут и страшный чекист, и обком партии, да и райкому комсомола показать надо обоснование. А рычагов давления не хватает! То есть мы еще раз видим, что проблема – внутриколхозная, внутрихозяйственная, иногда даже внутрисемейная. Представлять ее политической – вопрос недобросовестной интерпретации.
В заключение, у меня для вас настоящее взрослое домашнее задание по теме «Крепостные колхозники». Вам завтра нужно подойти к своему шефу и сказать:
-Дорогой шеф, платишь ты мне, прямо скажем, не очень, хочу попытать счастья в Москве, может что получше найду. Прошу отпустить меня на полгодика журавля поймать. Только ты уж мне мое рабочее место сохрани, да жене моей разреши приходить в столовую и съедать положенные мне бесплатные корпоративные обеды. За ясли не забывай платить, ну и машину с работы жене, если что – предоставь, будь добр.
Результат выполнения домашнего задания прошу сообщить в комментах.
Комментарии
Хорошо что есть люди:
https://youtu.be/V3gviqXbQ34
Уважаемый господин Пессимист оптимист. так вы же им ещё не рассказали о том что они живут плохо.
С неизменным уважением к любому оппоненту, guenplen.
P.S. Лгунов не уважаю.
С неизменным уважением к любому оппоненту, guenplen.
Типа украинских революционеров гидности? Не сомневаюсь! Ежели взять да количество ИХ пребывания в загрянице разделить на количество населения Беларуси, то да, гораздо чаще. Падумашь, россиян в 2015-м году побывало за границей всего 10 лямов, примерно 15-я часть, а вот беларусов аж 530 тышш, это при 9-и лямах...
Счастливые крепостные! Зарплаты - самые низкие, а вот же, имеют возможность мотаться за границу, кто на отдых, а кто на шоппинг...
Вот так как-то....
А труд на свою семью - нормально?
В России тоже самое что и в стране непуганных катерпиллеров. Где есть бабки, там сидит описанный вами персонаж. Где выгодней лопатами. Там кайлят лопатами. Всё как везде.
Но это и есть экономическое глобальное рабство.
Поскольку всё создано так что и тому и этому дают столько денег сколько хватит на некое размножение, на что-то пожрать. И на третье - чтобы они ненавидели друг друга, на померится у кого длиннее.
Лишние люди, люмпенизация гораздо актуальнее для РФ, чем для стран Запада. Так что это чисто российское локальное рабство.
Россиянам нет нужды мериться! Они и так ненавидят всех не россиян!
Люмпенизация Европы не отстаёт от РФ. То что рабство имеет национальную окраску сомнений нет.
В буржуазном мире это условие существования - все ненавидят всех, даже если на роже выученная голливудская улыбка. Посему нет разницы в местонахождении этого явления.
И помидоры турецкие, железобетонные, без запаха, которые покраснели не от природы, а от воздействия на них газом ацетиленом.
МТС, где некоторое время работал мой отец. Первые самоходные комбайны, которые часто ломались, собрания в колхозах и совхозах, шумные и даже скандальные. После которых, родственники домой приходили возбужденные, долго спорили за столом. Выражая недовольство или удовлетворение. Помню конец 60 годов, начало 70. Когда в колхозах по богаче, стали появляться механизированные фермы, небольшие заводы по переработке молока. И это было действительно молоко и сметана, масло и творог, нечета нынешнему товару. Жаль, что у государства в тот период не хватило социального напора и финансовых возможностей.
Продолжение следует.
Помню и неурожайные годы начала 60годов, помню и хлебный напряг, когда Канада и США запретили продажу зерна СССР. Годы были трудные, но замечательные. Коллективизм был не показушный, а настоящий и до такой злобы и уродства, как об этом времени говорят сегодня разные говоруны, никто не опускался. За работу в колхозе действительно платили трудоднями, а не живыми деньгами. Трудодни отоваривались всем тем, что производил колхоз, от овса и пшеницы для лошади, домашней скотины и на помол, до сала и мяса в летний период. Кто желал, тот нанимался в артель (рыбачил, охотился или плотничал, Мой дед, к примеру, занимался пчёлами и жёг уголь для колхозной кузницы). Если председатель был не идиотом, а колхоз хорошим, то организовывалась скупка излишков натурального хозяйства у колхозников за наличные деньги. Покупали яйца, молоко, мед, рыбу у тех, кто рыбачил и т.д. Всё это было, но была и послевоенная разруха.
Продолжение следует
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Миллионы инвалидов и сироты на вокзалах, опустевшие дома и полуголодное существование семей оставшихся без кормильцев. У отца погиб его отец и брат, а у мамы два брата не вернулись с войны. Но я от этого не стал гнусным вралём и антисоветчиком. С момента перестройки до развала СССР антисоветчики вылезшие, как тараканы из всех щелей стали утверждать, что колхоз насильно удерживал колхозников от выхода из колхоза. В реальности можно было завербоваться на стройки народного хозяйства и уехать в город. При этом, председатель действительно мог долго не выдавать паспорт, уговаривая остаться в колхозе, но если вы были настойчивы то своего добивались. Мамины сёстры, закончив 10 классов сельской школы уехали в Новосибирск, где вскоре вышли замуж и стали горожанками.
Продолжение следует.
Всё было совсем не так, как в МП денно и нощно вещают антисоветчики разных калибров. . Поэтому я и не люблю тупых антисоветчиков и добровольных радетелей за капитал. Кстати, село от деревни отличается тем, что в селе всегда есть действующая церковь и настоящий поп. И церковь действительно была и жила по своим законам. Бабушка была верующей и ходила в церковь. Когда она собиралась в церковь, то несла туда подношения Батюшке. Сырые яйца, творог, сметану и т.д. Как говориться, что Бог пошлёт. Дед над ней беззлобно подшучивал. Взрослые тоже улыбались, но никто и не думал ей препятствовать. Колхоз организовал и помогал детскому дому интернату детей послевоенных сирот, который был размещён в здании ранее принадлежавшему церкви, в качестве подсобных помещений. Детдомовские гоняли хорька по огородам сельчан, но мы тоже устраивали набеги на их огромный огород, за что наказывались крапивой. Только в 70-е годы колхоз преобразовали в совхоз, но это уже была совсем иная жизнь о которой антисоветчики тоже рассказывают много чёрных небылиц..
С неизменным уважением к любому оппоненту, guenplen.