Раковая опухоль христианского национализма.
На модерации
Отложенный
Если раковые клетки распространяются бесконтрольно, они захватывают жизненно важные органы организма, который вскоре умирает. Некоторые могут долго жить с раком, который, возможно, никогда их не убьёт, например, с медленно развивающимся раком простаты. А другие виды рака могут развиваться быстро и убить человека за несколько месяцев. Христианский национализм – раковая опухоль, которая может поразить демократические институты нашей республики. К сожалению, он является частью американской культуры уже несколько сотен лет. Однако демократия в США не умерла. После Гражданской войны христианский национализм был относительно неопасным, но может ли он стать злокачественным и ускорено распространиться? Республиканские лидеры заряжают энергией свою избирательную базу, поддерживая христианско-националистическую идеологию.
Член Конгресса республиканка Марджори Тейлор Грин заявила в августе 2022 года: «Я – христианская националистка, мне нечего стыдиться, потому что таково большинство американцев». Другая высокопоставленная республиканка Лорен Боберт заявила в июне 2022 года, что «церковь должна руководить правительством», и что она «устала от отделения церкви от государственного мусора». Большинство республиканских членов Конгресса не признаются в принадлежности к этой идеологии. Но Грин и Боберт пользуются поддержкой самой надёжной избирательной базы – белых евангелистов-протестантов. По данным Pew Research, 56% евангелистов поддерживают Республиканскую партию, 77% - консерваторы, 88% - белые. В 2020 году Институт Брукингса провёл исследование, показавшее связь республиканцев с белыми евангелистами.
В 2020 году большинство евангелистов голосовало за Дональда Трампа. Опрос консервативного Американского института предпринимательства показал в январе 2021 года, что 81% евангелистов проголосовали за Трампа. Евангелистские христиане – крупнейшая религиозная группировка в США. Опрос 2016 года на выходе из избирательных участков показал, что 26% избирателей – белые евангелисты. Христианский национализм сильно распространён среди сторонников евангелизма и Республиканской партии. Автор книги «Вернуть Америку Богу» Эндрю Уайхед пишет, что опросы американцев нескольких последних лет показывают, что около 20% придерживаются христианского национализма. Существует тесная связь между христианским национализмом и белым евангелизмом.
Их консервативная идеология основана на превосходстве церкви, семьи и власти. Они, как и большинство республиканцев, верят в радикальные и ложные теории заговоров. «Традиционный американский образ жизни исчезает так быстро, что нам, возможно, придётся применять силу, чтобы спасти его», - считают они. «Как и в случае с другими опросами, белые евангелисты выделяются верой в теории заговоров и в необходимость насилия», - сказал директор Американского института предпринимательства Дэниел Кокс. Широко распространённое народное движение QAnon, осуждающее педофилию среди высокопоставленных политиков и олигархов, пользуется поддержкой и белых евангелистов. Белые евангелисты не только поддержали Трампа в 2016 году, но и выступили против фальсификаций на выборах 2020 года, отказавшись признавать президентом Байдена.
В 2019 году ФБР объявило движение QAnon потенциальной угрозой внутреннего терроризма. Три года спустя 34 члена QAnon присоединились к восстанию 6 января в Капитолии, составив 8% из более 400 арестованных в марте 2022 года повстанцев. Но некоторые республиканцы и евангелисты отрицают существование христианского национализма. «Нет никакого христианского национализма», - заявил президент Евангелистской Ассоциации Билли Грэма Франклин Грэм. - «Это просто очередное название, которым обзывают христиан. Левые очень хороши в обзывании людей». Бывший законодатель штата Пенсильвания, а теперь протрамповский республиканский кандидат в губернаторы, Дуг Мастриано также не признаёт этого термина, считая его сфабрикованным. Однако он призывает насаждать изучение Библии в школах, ничего не говоря о Торе, Бхагавад-Гите или Коране.
Однако многие историки и социологи используют этот термин для описания неявного религиозно-националистического течения, которое пронизывает всю историю США. Например, Уайтхед считает, что «христианский национализм был частью нашего культурного фундамента с момента прибытия колонистов, которые верили, что занимаются священным делом, составляющим часть божественного плана». Исполнительный директор «Баптистского объединённого комитета за свободу вероисповедания» Аманда Тайлер отмечает, что христианские националисты считают США «христианской нацией». В какой-то мере это связано с тем, что 13 европейских колоний в Северной Америке были основаны христианскими мигрантами, которые отличались друг от друга по сектантским нюансам своих вероисповеданий. Кроме того, после 1654 года в небольших колониях распространился иудаизм.
Тайлер отмечает, что христианский национализм использует эти исторические факты для формирования идеологической веры в то, что США избраны «по божьему провидению для выполнения божьих целей на земле». В результате, «христианский национализм требует для христианства привилегированного места в общественной жизни, с активной правительственной поддержкой на всех уровнях».
Поэтому Боберт считает, что «церковь должна руководить правительством». Такая политика существовала в 8 из 13 колоний, в которых, как и в Англии, существовала только одна официальная церковь. Все колониальные церкви способствовали развитию чувства общности, но колонисты, которые ходили в неофициальные церкви или были атеистами, подвергались преследованиям. Примерно к такому образу действий ведёт христианский национализм, который не признаёт других христианских сект и других религий, например ислама.
В учебниках истории написано, что Род-Айленд стал первой колонией, в которую принимали верующих всех религий, и где гражданство и религия были отделены. В этом заключалась и либеральная позиция основателей США, когда они принимали Первую поправку, в которой говорилось, что Конгресс не может насаждать или запрещать исповедование религии. К 1833 году все штаты отделили церковь от правительства, обеспечив защиту свободы вероисповедания в своих конституциях. Однако, опросы показывают, что 78% республиканских евангелистов или других христиан выступают за официальное объявление США «христианской нацией». Только 48% остальных республиканцев поддерживают это требование. Среди демократов 52% евангелистов призывают к этому. Религия сильно влияет на избирателей, желающих внедрения церкви в государство. Такая же динамика наблюдается и в европейских странах, в которых в последние годы усилились правые партии.
Основатели республики преобразовали 13 североамериканских колоний в одну страну. Но у них было либеральное определение национализма. Оно не ограничивалось какой-либо национальностью, в отличие от европейских националистических революций, вспыхнувших в XIX веке. Американцы не считали себя новой национальностью. С начала XIX века национализм выделял в Европе группы людей, которые имели общих предков, похожие языки и внешний вид. Италия была для итальянцев, Пруссия для пруссаков, которые потом объединили всех немцев, чтобы основать Германию, а греки создали новую страну под названием Греция.
В Америке ситуация была другой. В условиях наличия обширных пространств территории из-за изгнания и уничтожения коренных жителей, все европейцы могли колонизировать эти территории. Так возникала многонациональная страна, в которой было много доступной рабочей силы. Не было необходимости выделять национальности, хотя националистическая иерархия всё-таки возникла – на вершине власти укрепились англичане. Но, в отличие от большинства европейских стран, здесь не было короля, который утверждал бы одну национальность выше другой. Конечно, африканцы, насильно привезённые в Америку, не считались людьми, и не имели права становиться американцами. Так сформировались основы расистской системы по цвету кожи. Американский национализм основан на расе, а не национальности, с упором на господство европейцев. Будучи рабами, чёрные африканцы были собственностью белых европейцев.
Христианский национализм объединяет две силы, которым не нужна демократия. Но религия и национализм могут чувствовать ограничения, введённые государством и предоставляющие определённые права лицам других религий и национальностей. Например, США были основаны как демократическая республика христианами, которые приняли светские гуманитарные принципы, чтобы избежать религиозных войн внутри страны. Однако, большинство граждан по-прежнему стремятся к обособлению христиан. Цель гражданского образования состоит в том, чтобы обучить будущих граждан работе правительства, которое должно придерживаться наших конституционных демократических принципов. «Демократия требует большего, чем написание конституций и создание демократических институтов. Чтобы демократия работала, она должна лежать в сердцах и умах её граждан. Демократия нуждается в поддерживающей её политической культуре», - сказал исполнительный директор Центра гражданского образования Чарльз Куигли.
В статье 2019 года «Культурные основы современных демократий» Дэмиан Рак написал, что стабильные демократии, как правило, опираются на две культурные основы: открытость к разнообразию и гражданское доверие. «Иными словами, чтобы выжить, демократии должны быть более терпимы к меньшинствам, и гражданские институты, включая правительство и СМИ, должны пользоваться доверием людей», - добавил он. Слова «образования» нет в нашей Конституции. Конгресс постановил, что только штаты могут вводить обязательную учебную программу по гражданскому праву. Обучение основам гражданственности, продвигающим в школах демократические культурные ценности, типа терпимости и участия, должно быть одобрено законодательными органами штатов, во многих из которых сейчас ограничен доступ к урнам для голосования.
Блокирование превращения христианского национализма в опасную раковую опухоль, угрожающую демократическим институтам США, следует начинать на уровне штатов. Это должно осуществляться на внепартийных и внеидеологических гражданских уроках. Если наши правящие партии не могут придти к соглашению и действовать сообща, то граждане в каждом штате должны взять на себя эту функцию. Некоторые существующие некоммерческие беспартийные организации уже начали делать это. И мы должны усилить движение в этом направлении.
Источник: Christian Nationalism is Like a Cancer, But is it Benign or Malignant?, Nick Licata, counterpunch.org, October 14, 2022.
Комментарии
Волнуемся за Россию
(C) US Senator Barry Goldwater, 1964