Как России строить отношения с Киргизией?
События этого года в Киргизии не только подняли настоящее цунами в мировой прессе, но и породили до сих пор не стихающую дискуссию по поводу позиции России в конфликте. Претендентка на роль мирового центра силы поступила непредсказуемо и неожиданно почти для всех. Многие (если не большинство) граждане Киргизии надеялись, что Россия введет миротворческие силы. Даже временное правительство на каком-то этапе обратилось к ней с такой просьбой. Резкой реакции Москвы ожидали практически и все мировые игроки. Но ее не последовало.
Что же стоит за позицией России? Слабость ли империи или мудрая политика руководителей, понявших, что хоть «сила солому ломит», но можно при этом и дров заодно наломать? И возможно ли – применительно к данной ситуации – повторить знаменитые слова министра иностранных дел Российской империи Горчакова: «Россия сосредотачивается…»?
Если рассуждать постфактум, то следует признать, что Москва в этом раскладе больше выиграла, нежели проиграла. Да и проиграла ли вообще что-либо? Все было проиграно еще двадцать лет назад. Сегодня уже другая река и другая вода, и к прошлому возврата нет. Долгое время после распада Союза многие из нас жили в тягостном ощущении, что так не должно быть, что с нами поступили безжалостно, разрушили наш мир и наши жизни. Но как было написано на кольце Соломона: «Все пройдет». Прошло и это, остались в прошлом и Союз, и наши страдания от его распада. Так что теперь уже вершится другая история.
Россия, безусловно, империя. В ином качестве она не могла бы существовать как таковая прежде и не сможет существовать в будущем. И этот факт осознан не только народом и руководством России, но и глобальный мир начал воспринимать ситуацию именно так. Недаром американцы объявили перезагрузку отношений с Россией и, похоже, поняли, что в одиночку не могут обустроить однополярный мир. А в многополярном мире волей-неволей приходится допустить, что у каждого полюса есть свои приоритетные сферы, свои зоны влияния. Тем самым следует, на мой взгляд, ожидать и оживления традиционной дипломатии. Ведь несравнимо легче не тащить груз ответственности, а поучать, кому как жить, а заодно и палки в колеса друг другу вставлять.
Постсоветское пространство и есть приоритетная зона интересов России. Именно поэтому мир с таким вниманием отнесся к поведению российских руководителей в киргизском конфликте. Интересны здесь ожидания и поведение тех или иных персоналий и сторон в связи с событиями в республике. И российские «либерасты», и казахские националисты, и профессиональные «заклятые друзья» России на Западе в ожидании российского десанта подняли «радостный» вой: вот, мол, то самое, о чем они всегда предупреждали мир. Кликуши просто изошлись в предвкушении «аншлюса» Киргизии, которая, по их мнению, должна была стать первым кирпичиком новой тоталитарной России.
Теперь же, обманувшись в своих пророчествах, они с еще большим энтузиазмом начинают обсасывать мосол имперской слабости России. Да и большие мировые игроки, похоже, также остались в недоумении. Они, безусловно, рассчитывали, что Москва, которой они как бы милостиво «подарили», уступили постсоветское пространство, немедленно предпримет решительные действия, ведь никто еще не успел забыть, как решительно и резко она поступила с Грузией на Кавказе. Вполне понятно, что ни Штатам, ни Европе абсолютно не нужен наш маленький, но весьма болезненный геморрой. Пресловутые геополитические интересы западных стран вряд ли простираются так уж далеко и сильно именно в наши края.
В свое время, 20 лет назад для усмирения резни в эти же места пришлось бросить десятитысячную группировку десантных войск и спецназа. Готовы ли США и Европа на аналогичные действия сегодня? Без сомнения – нет. Мне думается, что с гораздо большим удовольствием они бы восприняли ввод российских войск в Киргизию, чтобы затем с удовлетворением и укоризной попенять, погрозить пальчиком.
Несостоятельными представляются и предположения, что России просто не хватило сил для подобной операции. Несмотря на всем известные слабости и пороки нынешней российской армии, нет сомнения, что чисто технически такая операция была вполне возможна и вполне по силам, но нужна ли? Разумеется, мы не можем знать, какими соображениями руководствовались российские лидеры, но ясно, что их действия не были спонтанными. Ясно, что наступил период, когда Россия действует в стиле классической дипломатии, когда не обязательно делают то, о чем говорят, и тем более не стремятся удовлетворить ожидания геополитических соперников.
Представляется очевидным, что наша страна остается в зоне стратегических приоритетов России. Также вполне очевидно, что Киргизия не сможет подняться без помощи России. Тем, кто рассуждает в духе Остапа Бендера: «Заграница нам поможет. Запад с нами», рекомендую – шейте хурджуны (переметная сума.
– Ред.), авось, подвалит. Нельзя, конечно, исключать сотрудничества России и США в регионе: кто знает, о чем говорят Б. Обама и Д. Медведев при встречах. Хотя вряд ли такое сотрудничество возможно в зоне интересов ШОС (а конкретно Китая).
Весь безудержный «поток сознания» националистов и агентов влияния, поливающих Россию дерьмецом и призывающих ориентироваться на Запад (или того чище – на исламские государства), по сути пустопорожнее, зачастую просто проплаченное занятие. Представить, что американцы или европейцы вложат в Киргизию миллиарды долларов для ее восстановления – из области психоза в особо тяжелой форме. А мы знаем, что Россия давала уже миллиардные кредиты, которые благополучно были разворованы. К тому же в здешних местах нет ничего, за чем бы американцы могли гоняться. Пресловутое «геополитическое положение» – это сказка для собственного самоудовлетворения киргизов, в которую верят те, кому хочется верить. В Казахстане и Узбекистане есть не один аэропорт, более удобный для стратегических целей. Тем более что вряд ли новое руководство осмелится на свой страх и риск принимать подобные решения. И разговоры о том, что русские так уж мечтают убрать американскую базу в Манасе, из области домыслов. Вполне вероятно, Бакиев пытался надуть Россию и вполне возможно, что в том числе и поэтому, получил пинок. Но мне представляется, что база находится, так или иначе, в формате договоренностей России и Америки. Да и в целом у России достаточно рычагов влияния в регионе, чтобы без ввода воинских контингентов решать подобные вопросы.
События нынешнего года высветили ситуацию в постсоветском пространстве, как рентгеновским лучом. Правление Ющенко-Тимошенко загнало Украину туда, «куда Макар телят не гонял», откуда ей приходится теперь с трудом выбираться, налаживая связи с Москвой. И вопрос не в том, что Янукович – ставленник Кремля. Просто у нового президента Украины хватило ума и политической воли, чтобы понять простую истину: ни одна страна СНГ, кроме России, как государство не состоялась. И поняв это – попытаться решительно изменить курс Киева на сотрудничество с Россией.
Фактически ни одно из постсоветских образований не смогло построить государство, в котором было бы комфортно жить всем гражданам. А кроме того, ни одно из них не имело исторического опыта государственного строительства, либо такой опыт имелся в столь далеком прошлом, что сохранился лишь в исторических хрониках. Отсюда – и профессиональная несостоятельность элит в сфере государственного строительства. Тем более что в процесс была изначально привнесена доминанта родоплеменного подхода.
События в Киргизии окончательно показали, что нищета страны не оказалась препятствием для обогащения элиты. Реализовалась формула: чем беднее страна, тем богаче элиты. Вопрос сегодня все же не в том, чтобы снова все отнять и разделить. Где-то уже поняли, что пора и строить, а не только воровать, но в наших краях пока действует философия продолжения грабежа. Вот в чем проблема! По сути, наши элиты заканчивают переформатирование в удельных князей-разбойников. Этим людям невыгодно любое наведение порядка. Вхождение России в страну означает ущемление их феодальных прав.
Здесь накопилось много оружия, которое может быть направлено против российских солдат. Возможно, и этим продиктовано решение российского руководства не вводить в Киргизию войска. Российским лидерам вовсе не улыбается перспектива наступить на те же «советские» грабли.
Сможет ли новая/старая власть усмирить баронов-разбойников или Киргизия продолжит скатывание в прошлое усиленными темпами? Надо иметь в виду, что в стране очень мал ресурс для продолжения разграбления. Значит, развитие вполне возможно пойдет по традиционной для стран третьего мира схеме. Это – разграбление гуманитарной помощи и кредитов и усиление коррупционных поборов с населения.
И это отнюдь не абстракция. Стране нужно переходить на форматы современного государства. Найдется ли конструктивная, патриотическая сила, способная отказаться от коррупционного пути развития? От этого зависит все! Опыт любой страны третьего мира, добившейся успеха, говорит именно об этом.
Что касается вопроса, проявилась ли в Киргизии слабость России, или ситуация показывает, что российские руководители становятся профессионалами в международной политике, то ответ, по-моему, лежит где-то посередине. И В. Путин, и Д. Медведев доказали, что они патриоты России и под их руководством Россия возвращает себе позиции великой державы. Пока их позиция по Киргизии правильная. В то же время создается впечатление, что у руководства России нет четкой и ясной стратегии в целом по региону. А она требуется, коль скоро Москва планирует вернуться в Центральную Азию, вернуться всерьез и надолго.
Комментарии
Здесь выигрывает тот кто меньше денег дает, государство никто поднимать не будет, у власти всё время одна и та же кучка воров из нее выходит презедент и перестает делится с подельниками и вот так постоянно..