Химки. Размышления на опушке несуществующего леса

Скандал вокруг Химкинского леса вызывает противоречивые чувства у любого наблюдателя, интересующегося вопросами урбанистики. Впрочем, столь же противоречивы и мотивы самих жителей Химок, этой невинной жертвы процесса субурбанизации.

Химчанам, конечно, не по душе пробки на Ленинградском шоссе, в этом месяце однажды ставшие темой номер один на телевидении и предметом заседания Правительства. Но виноваты в этой ситуации, по мнению жителей, многочисленные мегамоллы вдоль трассы. Поэтому строительство нового шоссе с такой же шопинг-инфраструктурой по бокам не станет решением проблемы, считают многие химчане.

Но, с другой стороны, наличие торгово-развлекательных центров является гордостью местных потребителей и местом их релаксации. Пробки вызывают не магазины сами по себе, а стремление тех же самых жителей пользоваться личным автомобилем, приватизируя городское пространство под индивидуальный автотранспорт.

Не менее противоречивым выглядит желание (или приписывание такого желания) урбанизированного человека жить в единении с природой. Чиновник химкинской администрации абсолютно точно уловил это противоречие, предложив противникам строительства трассы переехать в глухие места Сибири. Стремление пользоваться инфраструктурными преимуществами мегаполиса и жить на природе выглядит парадоксально и в принципе неосуществимо. "Отсутствие леса грозит вашим детям увеличением посещения поликлиник", - грозится в блоге защитник леса, забывая, что в условиях настоящей природы никаких поликлиник не предусмотрено или добраться до них будет несколько проблематично.

Любопытно, что во время нападения на химкинскую администрацию в среду, горожане выгуливали своих собачек прямо на лужайках перед центром власти. Не в лесу, заметим. Это не только говорит о недостаточном уровне городской культуры в Химках, но и о практическом отношении горожан к природе вообще.

Тем более актуальным выглядит вопрос о качестве самого Химкинского леса. Остроумные критики отмечают, что если открыть Google map, то никакого леса в Химках мы не обнаружим. А те насаждения, вокруг которых разгорелся сыр-бор, выглядят заброшенными и неухоженными.

Все это, конечно, не оправдывает хамских методов проведения строительства. Строительный бизнес криминализирован и в так называемых "цивилизованных" странах, а с нашей богатой бандитской традицией он и вовсе выглядит монстрообразным. Привлечение неформальных силовых структур для запугивания противников строительства возвращает нас к травматичному опыту тех самых 90-х, от которых мы так упорно пытаемся убежать. В рамках этой борьбы произошла настоящая трагедия в виде жестокого нападения на журналиста Михаила Бекетова.

Но дело тут не только в криминале, но и в слабости политической культуры в России. Любое городское противоречие вроде химкинского с фатальной неизбежностью превращается в гражданский конфликт. Власти и строители не хотят слушать жителей, жители изначально не верят никому и настроены на конфронтацию. Транспарентность, публичность обсуждения строительных проектов позволили бы избежать многих проблем и личных трагедией. К сожалению, закрытость механизма принятия решений на государственном уровне в России распространилась и на уровень муниципальный.

Любопытно, что значительную часть протестной массы в скандале вокруг Химкинского леса составили левые активисты. Одним из побудительных моментов стала борьба против крупного капитала, который проводит строительство трассы. Но с такой же аргументацией можно бороться против любой деятельности и любых продуктов капитала. Волны протеста против модернизации инфраструктуры (например, запуска "Сапсана" до Петербурга или Нижнего Новгорода) вызывают удручающее впечатление косности части нашего общества. Карл Маркс призывал дать крупному капиталу возможность реализовать весь свой прогрессивный потенциал. Многие же современные марксисты почему-то предпочитают играть в луддитов.

Также реакционным является желание опроститься и слиться с природой. Генри Торо практиковал это в частном порядке. Современный житель мегаполиса, все чаще живущий по схеме дом-офис-паб, нуждается в развитой инфрастуктуре, а урбанистические антиутопии рискуют остаться на обочине очередного шоссе.