Почему Россия бойкотирует конференцию по ядерной безопасности

Владимир Путин в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в Королеве

Журналист Financial Times Джефф Дайер рассказывает о реакции, которую вызвало в США решение России не участвовать в открывающейся на этой неделе конференции по ядерной безопасности в Вашингтоне

По словам высокопоставленного представителя Госдепа США, Россия медленно, но верно демонтирует систему соглашений по безопасности и контролю над вооружениями в Европе, созданную по окончании Холодной войны.

Помощник госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями Фрэнк Роуз, говоря о крупной международной конференции по ядерной безопасности, которая откроется на этой неделе в Вашингтоне и которую российские лидеры бойкотируют, заявил, что Россия сейчас рассматривает многие из этих соглашений как признак своей слабости.

«Лично я считаю, что Москва больше не видит ценности в архитектуре мира, созданной после Холодной войны», — прокомментировал Роуз выход России из договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и предполагаемые испытания российских баллистических ракет средней дальности.

Российская интервенция в Восточной Украине в значительной степени заморозила дипломатическое взаимодействие между США и Россией. Позиция Фрэнка Роуза подчеркивает растущий пессимизм администрации Обамы относительно сотрудничества с Россией по вопросам контроля над вооружениями и другим ядерным проблемам. Это сотрудничество было одной из ключевых целей Обамы, когда он в 2009 году пришел в Белый Дом.Фрэнк Роуз

Саммит по ядерной безопасности, который начнется в четверг, 31 марта, — четвертый с 2009 года. Тогда Обама произнес в Праге речь, предупреждая об опасности доступа террористов к ядерному оружию. Подписанный в 2010 году американо-российский договор СНВ-III (в англоязычных странах известный как The New START) ограничивает количество стратегических ядерных ракет. В 2013 году Обама объявил о планах по их дальнейшему сокращению.

Пентагон не раз делал прямолинейные заявления о новой военной угрозе, которую Кремль представляет для Европы, и критиковал российские заявления о возможном применении тактических ядерных вооружений как «бряцание оружием».

Но Госдеп до последнего времени в гораздо меньшей степени был настроен сбрасывать со счетов сотрудничество с Россией по контролю над вооружениями. Он все еще стремится к совместной работе с Москвой над проектами по обеспечению безопасности радиоактивных материалов в третьих странах.

Роуз отметил, что Россия по-прежнему соблюдает условия договора СНВ-III, отчасти потому что ценит заложенные в нем процедуры взаимного контроля.

Барак Обама и Дмитрий Медведев во время подписания договора по СНВ

Однако он считает, что негативное отношение России к архитектуре, сложившейся по окончании Холодной войны, просматривается как в ее решении выйти из ДОВСЕ, так и в нарушении договора 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который полностью запрещает этот тип вооружений. Как сказал Роуз, Москва также не показала никакой заинтересованности в обсуждении ограничений и мер прозрачности в отношении тактического ядерного оружия.

Два года назад Госдеп обвинил Кремль в нарушении договора РСМД. На этой неделе заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер сказала, что это была «одна из самых трудных проблем», с какими ей приходилось сталкиваться, потому что «русские просто не хотели действовать так, как это было нужно для решения проблемы». Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписывают РСМД договор в Белом Доме, 1987 год

Заместитель советника президента США по вопросам национальной безопасности Бен Роудс назвал решение Москвы не участвовать в саммите упущенной возможностью. «Все, что они делают, — это самоизоляция», — сказал он.

Но несмотря на конфликт в Украине, добавил Роудс, США готовы сотрудничать с Россией по ядерной договоренности с Ираном и некоторым другим проблемам, связанным с опасными радиоактивными веществами. Американские официальные лица говорят, что США и Россия совместно работают над проектом вывоза радиоактивных материалов из Узбекистана.

Директор российской программы Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Ольга Оликер полагает, что отсутствие России на саммите затруднит достижение значительного прогресса, поскольку 90% мировых запасов высокообогащенного урана находится либо в США, либо в России.

«Отсутствие России — это что-то вроде отсутствия слона в комнате», — сказала она. По ее мнению, это результат напряженности в американо-российских отношениях и «нежелания Кремля участвовать в чем-то, что очевидно воспринимается как детище США». А Россия, считает Оликер, предпочитает более широкие международные структуры, где ее голос слышен громче.

Оригинал статьи: Джефф Дайер, «США обвиняют Россию в демонтаже системы соглашений по безопасности», Financial Times, 30 марта