Эта страна знает, как жить в холода, и легко переносит даже самые суровые зимы. Но жара - другое дело. А такой жары еще не было никогда.
Дошло до крайностей: Оймякон в Восточной Сибири считается одним из самых холодных мест на земле, где зимой температура падает до минус 90 по Фаренгейту (-68 по Цельсию). В четверг термометр тоже показывал 90 градусов. Только плюс (+32). Вечером.
Россия едва держится на ногах. Начались лесные пожары. Засуха погубила миллионы гектаров пшеницы. В июле и июне утонуло более 2000 человек, купавшихся в реках, водохранилищах и прочих водоемах - многие из них искали спасения от жары, параллельно потребляя алкоголь. По словам чиновников, только в Москве число таких смертей утроилось.
Всю неделю температура продолжала бить рекорды, а в четверг достигла нового небывалого для Москвы уровня - плюс 100 по Фаренгейту (+38). По словам чиновников, июль стал самым жарким месяцем в городе с начала наблюдений - при царях, 130 лет назад.
Иван Тюркин, работник подмосковного рыбхоза "Бисеровский", устало бредет по пирсу, осматривая окружающие его нерестовые пруды. Ему не нужен термометр, чтобы понять, что вода предательски тепла. Для этого достаточно взглянуть на дохлых форелей, которые плавают на поверхности подобно буйкам.
В прошлом месяце они резвились в воде, и Тюркин готовился к очередному щедрому улову. Теперь, когда погода словно изыскивает все новые способы поставить страну в ступор, ферма переживает кризис.
"Даже поверить трудно во все это", - вздыхает Тюркин.
"Такого лета еще никогда не было, - говорит он. - Никогда. Ни разу".
Многие в России разделяют его мнение. Конечно, Нью-Йорк, Вашингтон и многие другие города в Соединенных Штатах не раз страдали от аномальной жары. Но у большинства россиян нет дома кондиционеров, так как они полагают, что при той погоде, что обычно стоит здесь летом, тратиться на них просто неразумно.
Но жара - это еще не все. В последнее время Москву окутал дым от пожаров на высохших подмосковных торфяниках. Открываешь окно в тщетной надежде пустить в дом прохладу, но чувствуешь неприятный запах дыма. По оценке одного из главных чиновников страны от здравоохранения, погулять несколько часов по Москве - это то же самое, что выкурить одну или две пачки сигарет.
Небольшое облегчение ожидается в пятницу, когда температура, по прогнозам синоптиков, опустится в Москве до 88 градусов (+31), но на следующей неделе она может вновь подскочить до ста (+38).
Когда в Россию пришла аномальная жара, казалось, что ее первой жертвой станет сельское хозяйство: по прогнозам чиновников, производство зерна может сократиться на 25 процентов.
Теперь за сохранение своей продукции борются и рыбные хозяйства - такие как "Бисеровский".
Здесь, в селе Рыбхоз, рыба для местного рынка выращивается в искусственных прудах со времен Никиты Хрущева.
Форель - сравнительно новое направление для "Бисеровского", свидетельствующее о том, что Москва богатеет. В советские времена форель - тем более свежая - считалась деликатесом, но в наши дни она стала гораздо доступнее. В розницу форель зачастую продается по 5-7 долларов за фунт (450 гр.).
Кроме того, "Бисеровский" производит карпа - более выносливого и способного жить в теплой воде. Его улову ничто не угрожает - по крайней мере, пока.
В рыбхозе говорят, что в этом году рассчитывали получить 100 тонн форели. Часть рыбы погибла. Остальная была распродана раньше срока - часто с большими скидками - пока ее не убила растущая температура. Примерно 30 процентов живой рыбы находится в таком плохом состоянии, что ее можно использовать только для производства рыбной муки и прочих дешевых продуктов.
Гибель нынешнего улова побудила Тюркина, отвечающего в "Бисеровском" за форель, принять меры по спасению поголовья рыбы в следующем году. Его рабочие загоняют молодую рыбу в один пруд, который они попытались остудить. Этот пруд - словно лагерь для беженцев, переживших огромный метеорологический катаклизм.
"Мы понимаем, что вероятность успеха здесь не так велика, но, если не сделаем этого, у нее вообще не останется шансов", - говорит Тюркин.
Он объясняет, что форели комфортно в воде температурой от 55 до 62 градусов (+13-17). В последние дни температура воды около поверхности выросла до 85 градусов (+30). Форель ищет прохлады на глубине, но чем глубже, тем меньше кислорода. Они погибают либо от перегрева, либо от удушья.
Юрий Баранов, директор "Бисеровского" по маркетингу, говорит, что из-за жары рыбхоз даже перестал получать живую форель, которая выращивается в других местах, а затем доставляется в грузовиках сюда, где ее откармливают до товарного веса - обычно порядка двух фунтов (900 гр.).
"По всей России, даже на севере, возникли одни и те же проблемы", - говорит Баранов.
В настоящее время сотрудники "Бисеровского" закачивают в пруды воздух для уцелевшей рыбы, а также подают более холодную воду с глубины.
Тюркин, обладатель большого живота и большой любитель поговорить о рыбе, явно болезненно переживает все это.
"Они мне как дети, - говорит он. - Мы смотрим за ними, когда они еще мальки, потом наблюдаем за тем, как они растут. И обычно видим результат своей работы. Но теперь - вы только взгляните! Они начинают гибнуть, всплывают вверх брюхом и всё".
Комментарии