Добрая сказочка на ночь
На модерации
Отложенный
Пять лет назад режиссер Роланд Эммерих выпустил на экран фильм-катастрофу “Послезавтра”, в котором он попытался привлечь внимание к новым для нас аспектам взаимоотношений с природой. В некотором смысле это кинематографический “Последний день Помпеи” – модель общества, переживающего практически мгновенную гибель.
В этом фильме в Северном полушарии за считанные дни меняется климат: оно покрывается толстой ледяной корой, и от статуи Свободы остается только торчащая надо льдом голова да рука с факелом. Такой переход не может быть гладким, ну вот и всякие массово-трагические события.
Не бог весть каких художественных достоинств фильм внимание привлек. Его обсуждали, о нем (на темы поставленных в нем вопросов) спорили. В том числе и о научной стороне. И вывод по научной стороне был такой: показанные события практически нереальны, климатические катастрофы развиваются долго, десятки и сотни лет, и, если придется, люди успеют как-то к ним приспособиться.
Мы и сейчас, в связи с глобальным потеплением, живем в условиях катастрофы. На Гренландии построено так называемое Хранилище Судного Дня, туда серьезные мужики на случай глобальной гибели загружают генофонд растительного мира для тех, кто, возможно, придет после нас через сотни или даже тысячи лет после климатической катастрофы, когда она минует и начнется, так сказать, период восстановления народного хозяйства. Вот только эти люди и заняты довольно угрюмым трудом, а у всех остальных – танцы-шманцы. Быстро только кошки родятся. Но!
В последних числах прошедшего октября в Финляндии состоялась международная научная конференция, посвященная изменениям климата (BOREAS conference). 31 октября с сенсационным докладом на ней выступил профессор Уильям Паттерсон из канадского университета Саскачевана. Ему удалось создать уникальный инструмент для прецизионного изучения климатических изменений. Это робот-микротом, умеющий делать сверхтонкие срезы с исследуемых образцов, – например, с раковин древних моллюсков. Этот срез, как оказывается, может рассказать в подробностях о физических условиях в той среде, в которой он сформировался. "Мы можем, к примеру, установить температуру в середине июля 400 миллионов лет назад", – объясняет Паттерсон возможности новой методики исследования. Более того, можно проследить за ее дальнейшими чуть ли не ежедневными изменениями! Утрирую, конечно.
Новую методику Паттерсон применил к катастрофическому похолоданию в конце плейстоценового периода, в результате которого теплый и мягкий климат Европы на 1300 лет сменился оледенением. Считается, что эта катастрофа произошла в результате прорыва естественной дамбы, отделявшей гигантское ледниковое озеро на месте нынешних Великих Озер в Канаде от Гольфстрима. Это нарушило термохалинные процессы во всей Атлантике.
До сих пор считалось, что само похолодание длилось всего лишь десять лет. В геологических масштабах времени это есть мгновенная катастрофа.
Однако и это представление о мгновении в истории перевернуло исследование Паттерсона. Сделанные им прецизионные измерения температурных изменений в ходе данного оледенения привели его к выводу, что оно наступило в 20 раз быстрее – за 6 месяцев. Это уже гораздо ближе к фильму Эммериха, и является первым научным результатом (если не считать падения астероида 65 млн. лет тому назад, когда вымерли динозавры), демонстрирующим нам, сколь хрупка может быть судьба не только отдельной человеческой индивидуальности, но и всего человечества. Он показывает, что глобальная катастрофа может развиваться чрезвычайно быстро. Даже без астероидов. Это меняет не только естественно-научные, но и все наши философские представления о наших взаимоотношениях, выражаясь высоким штилем, с господом Богом. И меняет довольно радикально. Разные это все-таки вещи – жизнь в глобально-устойчивом, спокойном мире, к которому мы привыкли за многие тысячи лет, и жизнь в мире, полном угроз и катастроф, ибо разные смыслы подсказываются жизни в столь разных мирах.
По мере накопления знаний об истории планеты на больших промежутках времени, возникли и ширятся представления о том, что Земля, наша прекрасная голубая планета, скорее для жизни неблагоприятна, чем благоприятна. Минимум 15 глобальных вымираний случилось за историю биосферы, и лишь одно из них – по внешней причине (астероид). Причины всех остальных – чисто земные. Возможно, они коренятся в фундаментальных свойствах самой жизни. Профессор Питер Уорд из Принстонского университета вообще считает Землю планетой, для жизни непригодной. Он ее ассоциирует не с Геей – богиней древнегреческих мифов, а с чудовищем тех же мифов – Медеей, пожирающей своих детей. Мрачно, конечно, но возможно и верно, что жизнь, “переваривая” природу в собственных интересах, производит в ней такое истощение и такую деградацию, что она становится просто неспособной поддерживать какую бы то ни было организацию.
Ученые уже не раз заявляли об опасности исчезновения человека с лица планеты в результате климатических изменений. Но у Уорда эти прогногы находятся на пределе мрачности: "Гипотеза Медеи гласит, что жизнь фактически делает нашу планету непригодной для проживания". В лучшем случае, по его мнению, она вернётся к микробной жизни, каковая и господствовала на ней львиную долю всей истории биосферы.
…Энрико Ферми задал когда-то простодушный вопрос: “Если Вселенная битком набита жизнью в высших формах, то почему мы не видим ее вокруг себя?” “Да вот потому и не видим” – отвечает ему Уорд.
Комментарии
Природа и её чарующее волшебство остаются вечно.
Природа – сама по себе вечно творящая Сила.
Природа – воплощение РОДа.
РОД – животворящая сила, заставляющая семечко прорастать,
цветок – распускаться, плод – зреть и давать новые семена жизни.
РОД был, есть и будет. Даже если угаснут старые миры,
то Вселенная снова станет семечком для зарождения новых миров!
РОД, дающий семя – мужского рода, а Природа, принимающее семя от РОДа – женского рода.
Природа всесовершенна.
Наивысшая красота Природы – в её целокупности и полной завершённости.
Это красота зрелого, законченного в себе бытия, пребывающего в вечном коловращении.
О том, что Природа испытывает удовлетворение от собственного коловращения,
– говорил один из величайших мыслителей – Джордано Бруно.
В этом коловращении всегда есть возврат к себе,
свидетельствующий о вечности и не старении Вселенной.
На языке науки это же утверждает
ведущий космолог современности – Фред Хойл.
Первейшая неписанная заповедь язычника – НЕ ВРЕДИ ПРИРОДЕ!
Христианами была осуждена природа, культ красоты, радости земной жизни
во имя издевательств над своим телом и культа загробной жизни.
всё отдавая богу (а точнее – попам), нищенствуя, истязая себя, мучаясь,
ненавидя жизнь, надеяться на вечное блаженство после смерти.
Христиане нарушили единство мира и противопоставили
"божественные" небеса – "низменной" Земле.
Вышло, что чем дальше от Природы, тем "ближе" к богу.
Бог создал тварный мир, погрязший в грехе.
Отсюда шизофреническая мания видеть "демонов" в каждой земной твари,
за каждым лесным кустом. Природа отныне рассматривается как нечто безсмысленное,
низшее, поставленное ниже “царя Природы” – человека.
Христианство усвоило иудейское отвращение к дикой самобытной Природе.
С господством христианства началась новая
историческая эпоха безпощадной войны с Природой, а прежде всего – с лесом.
Ещё в IV веке епископ Зенон говорил: "Самая высшая добродетель – растоптать природу".
очередная пугалка.
Маниакальное стремление наращивать степень защищенности, включая наращивание располагаемых ресурсов (например, денег) для парирования еще неизвестных угроз, составляет основу разумной человеческой деятельности.
А в ходе подготовки к защите от известных угроз человек узнаёт о новых угрозах или сам создает новые угрозы. Да и объективно с увеличением длительности существования человечества возрастает вероятность встречи с редкими явлениями, среди которых находятся и те, которые требуют для своего парирования очень больших ресурсов или недостижимо больших ресурсов.
Получается ситуация "большой гонки" с заведомо проигранным финишем.
Но когда мы проиграем и что конкретно прихлопнет нас?
Самое неприятное - может оказаться, что мы готовимся к защите не от той угрозы, которая нас прихлопнет.
И второе обстоятельство - что лучше, защищать всех людей (в меру располагаемых ресурсов) или спасти некоторых (но всеми ресурсами)? Нет ответа.