Тело пропавшего 5 марта Юрия Грабовского, адвоката задержанного в Луганской области российского гражданина Александрова, было обнаружено утром 25 марта в заброшенном колхозном саду в 27 км от городка Жашков Черкасской области. Грабовский накануне убийства нередко жаловался, что ему угрожают украинские власти из-за его эффективной защиты "кадрового ГРУшника", как без всяких доказательств называют Александрова в Киеве. Тем не менее, СБУ поспешила заявить, что в убийстве могут быть виновны российские спецслужбы. Похоже на то, как истинный преступник обвиняет в преступлении другого.
Судебный процесс над российскими гражданами Ерофеевым и Александровым, ведшийся в Киеве параллельно с громким процессом над украинской гражданкой Савченко в Ростовской области, наглядно показал разницу между правосудием "свободной" Украины и "несвободной" России. Похожие с точки зрения официальной трактовки уголовные дела - при том, что наводчицу Савченко судили за конкретные преступления, а "ГРУшников" пытаются обвинить просто в незаконном участии в боевых действиях - ведутся с огромной разницей. Суд над Савченко, обвиняемой в убийстве российских журналистов, велся максимально прозрачно: адвокаты и родственники имели к ней доступ, их не запугивали, им не угрожали, материалы дела были доступны, а последнее слово Савченко и приговор — озвучены на весь мир. Более того, розыгрыш пранкеров с “письмом Порошенко” позволил обвиняемой прекратить голодовку, тем самым избежав участи сакральной жертвы, к которой готовили ее "свидомые защитники".
Совсем иначе ведется дело российских граждан. На Украине их сразу же, не имея никаких доказательств, признали "ГРУшниками". В действительности служивший в военной разведке Александров на момент задержания из нее уволился, являясь частным лицом, так же, как и его товарищ по несчастью Евгений Ерофеев. Доступ к удерживаемым в Киеве россиянам был жестко ограничен — реально его имели адвокаты да изредка сотрудники посольства. При этом украинским адвокатам бывших российских офицеров пришлось несладко. Так, против Оксаны Соколовской в конце февраля было открыто уголовное дело по факту “нанесения тяжких телесных повреждений” в ходе семейной ссоры. Драка произошла аж полтора года назад, но украинские правоохранители вдруг решили вспомнить о ней лишь тогда, когда Оксана стала защищать россиянина.
Фактически это могло стать приговором для самой военной прокуратуры Украины, посадить в лужу ее руководителя Матиоса. Не зря тот оказывал давление на адвоката и, возможно, даже угрожал.
Убийство адвоката российского гражданина Грабовского хоть и вызвало громкую реакцию, тем не менее, не стало неожиданностью для тех, кто был в курсе дела. Украинская журналистка Ирина Ромалийская обнародовала отрывки из переписки с убитым, где, в частности, еще 14 февраля Грабовский писал:
Сама Ирина пишет:
Что ж, вторая версия, увы, оказалась ближе к истине: его не стали “подставлять” “вещдоками” из украденных вещей, а убили самого. Причем после убийства преступники пытались инсценировать его отъезд из Украины через записи в соцсетях, которые растиражировали СМИ.
9 марта на странице адвоката в Фейсбуке появилась запись о том, что он вынужден покинуть Украину с геолокацией в египетском Шарм-эш-Шейхе. Понятно, что за него писали злоумышленники, использовав его смартфон. На самом же деле, он так и оставался в Одессе, где его похитили, а затем, перевезя в Черкасскую область, и убили. Перед смертью жертву накачали наркотиками и даже надели на него на всякий случай заминированный браслет. А 13 марта на странице адвоката в ФБ появилась новая запись, где сообщалось о его скором возвращении на Украину. Преступники вновь пытались запутать следы.
Украина ищет "российский след"
Искать пропавшего начали с 9 марта, когда он пропустил очередное заседание суда над россиянами. Одного из подозреваемых взявшие дело под свой контроль военная прокуратура и СБУ задержали еще неделю назад. Второго, показавшего место, где лежит тело убитого, – 24 марта. Примечательно, что вместе с Грабовским пропали и материалы защиты, которые он намеревался озвучить в суде.
Уже на следующий день советник МВД Украины Антон Геращенко, известный радикал-фашистскими заявлениями, озвучил основные версии убийства: "межличностные отношения" и действия "российских спецслужб". На это представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что "чудовищно" не замечать самую реалистичную версию — профессиональную деятельность и конкретно дело российских граждан.
Впрочем, "лепить" откровенный фейк с найденным у убийцы удостоверением генерала ФСБ, как это нередко позволяли себе “незалежные” пропагандисты еще год-два назад, официальный Киев, видимо, не собирается.
Так, главный военный прокурор Анатолий Матиос, который больше всего пиарится на "успехе в расследовании" заявил, что “убийца слабо соображал, кого он убивает”. А значит, не исключено, что преступление свалят на невменяемость маньяка.
Впрочем, "российский след" все равно остается у следствия в резерве, на всякий случай. Ведь двое задержанных убийц, якобы, только "верхушка айсберга", как заявлено прокуратурой, основной состав группы преступников уже "покинул Украину". Объявить же принадлежность последней к России для “Мюнхгаузенов с Майдана” – раз плюнуть. На это, собственно, уже и намекнул глава военной прокуратуры Матиос: Грабовского убили, дабы очернить имидж Украины перед референдумом в Голландии.
Но и на работу мало-мальски профессиональной спецслужбы — будь то ФСБ, ЦРУ, МИ-6 или Моссад — убийство адвоката тоже явно не тянет. В противном случае не только "основная группа" покинула бы Украину, но и непосредственные исполнители - кстати, украинские граждане - должны были быть эвакуированы либо их убрали бы вслед за жертвой в мир иной, чтобы "обрубить концы".
Другое дело, если "ватного адвоката ГРУшников", как назвали Грабовского в довольно-таки респектабельной газете деловых кругов Киева depo.ua, решили ликвидировать представители националистических группировок, поклонников Бандеры. Тем более, что опасаться чего-то серьезного со стороны официальных правоохранителей им даже в случае задержания не приходится: так, исполнителей резонансного убийства известного журналиста Олеся Бузины суд постоянно отпускает под домашний арест. Надо думать, если Грабовского действительно убили наци и это будет обнаружено, то приговор будет или условным, или символическим.
Хотя, конечно, не исключено, что власти и могут использовать “дело Грабовского” для того, чтобы хоть немного “закрутить гайки” совсем уж отбившимся от рук нацистам, как это было в отношении нескольких представителей карательного полка “Азов”, учинивших грабеж киевской бензоколонки со стрельбой этим летом.
Убийство Грабовского — метка СБУ адвокатам Савченко
Но куда более вероятной выглядит все же использование “дела Грабовского” против России – только в более изощренном, нежели привычно фантастические обвинения ФСБ и лично Путина во всех украинских бедах, варианте. Появляются предположения, что после убийства Грабовского в России "включат ответку". Во всяком случае, так считает адвокат из Санкт-Петербурга Иван Павлов, пламенный борец с "кровавым режимом":
Практически синхронно откликнулись на трагедию на Украине и адвокаты Савченко, чей прогресс в отстаивании прав подопечных можно свести к простой формуле "от двушечки до двадцаточки". "Мне и Марку Фейгину постоянно присылают угрозы в связи с выполнением нами профессионального долга", – написал Полозов на своей странице в Twitter. "Многие спрашивают, вы чувствуете безопасность в России, занимаясь такими делами? Отвечаю. Нет, не чувствую. После убийства Немцова особенно", – добавил он.
Его напарник Марк Фейгин, известный еще более остроумным владением соцсетей и гаджетов, написал многозначительное:
Хочется искренне посочувствовать авторам таких идиотских заявлений. Неглупые вроде бы люди не понимают очевидной вещи: после таких слов их жизнь действительно находится в серьезной опасности. И не потому, что ей реально угрожают российские власти. Равно как особо рьяные российские патриоты не сподобятся на то, чтобы портить себе жизнь тюрьмой из-за воинствующих либералов: в России, в отличие от Украины, оправдать патриотизмом преступление власть не позволит. Спокойная жизнь Андрея Макаревича, Лии Ахеджаковой и прочей “богемы”, поддержавшей нацистский переворот на Украине, не считая либеральных политиков и писак разного калибра, доказывает, что Фейгина и Полоза никто в России и не собирается трогать.
“Ну да, а Немцова ж таки убили!” — завоет в ответ вся эта публика. Ну да, убили. Только на кой ляд хоть большинству рядовых российским граждан, хоть обвиняемому во всех тяжких Путину нужна была эта смерть? Так же как, скажем, и гибель малайзийского Боинга. Чтобы западные СМИ получили еще один повод начать новый виток антироссийской истерии?
Конечно, российские правоохранительные органы и спецслужбы сделают все, чтобы защитить жизнь вышеупомянутых “кликуш” от тех, кому действительно выгодна их смерть. Только ведь воинствующих либералов в России все еще немало, и к каждому охрану, на манер президентской, не приставишь – она даже членам правительства не полагается в обычных ситуациях. А как гласит старая пословица, "ломать не строить", в смысле, убить человека при прочих равных условиях намного проще, чем его защитить от убийц. Тем более, что организаторам чрезвычайно выгодно в информационной войне против России раскрутить "на полную катушку" как убийство украинского адвоката арестованных российских граждан, так и убийство российских оппозиционных адвокатов, защищавших (если это так можно назвать) украинскую "героиню".
Комментарии