Присматривать за Россией

На модерации Отложенный

Во вторник Еврокомиссия обсудит вопрос о введении новой должности – представителя ЕС по санкциям. В его функции будет входить контроль за тем, как соблюдаются третьими странами рестрикции, принимаемые Евросоюзом. Ожидается, что эту должность займет представитель Ирландии. Эта страна является одним из лидеров в ЕС по выявленным активам российских юридических и физических лиц, попадающих в черные списки.

Идея введения должности ответственного за контроль выполнения вводимых санкций в Евросоюзе обсуждается давно. В США она уже есть. Должность координатора санкционной политики при Госдепартаменте существовала здесь еще при президентстве Барака Обамы, но была ликвидирована при Дональде Трампе. В этом году Джозеф Байден ее возродил. По любопытному совпадению ее занимает тоже человек ирландского происхождения – Джеймс О’Брайен. В его функции входит контроль всех вопросов, касающихся исполнения американских санкций. Тем же самым, но применительно к европейским рестрикциям будет заниматься аналогичный чиновник ЕС.

Его имя назвала газета Financial Times. Это глава Института международных и европейских дел (Institute of International and European Affairs, IIEA) Дэвид О’Салливан. Газета, ссылаясь на свои источники, утверждает, что эта кандидатура безальтернативна и будет утверждена Еврокомиссией без особых дебатов. IIEA – ведущий аналитический центр Ирландии. О’Салливан возглавляет его с апреля 2022 года. А в его недавнем прошлом – внушительный список должностей, которые он занимал в структурах Евросоюза. В Еврокомиссию из Министерства иностранных дел Ирландии О’Салливан перешел еще в 1979 году, побывав с 2000 по 2005 год ее генеральным секретарем. Пиком его карьеры в евроструктурах стала работа послом ЕС в США с 2014 по 2019 год. На этой должности он имел отношение к теме соблюдения санкций, вводимых против России. Контакты с РФ О’Салливан курировал также во время своей работы в Европейской службе внешних связей. Так называется фактическое Министерство иностранных дел Евросоюза.

Еврокомиссар по делам юстиции Дидье Рейндерс, по должности отвечающий за выбор представителя ЕС по соблюдению санкций, в ноябре отмечал большой вклад Ирландии в дело выявления активов россиян, попавших в черные списки.

Эта страна относится к числу восьми государств, лидирующих в ЕС по данному показателю. Возможно, это сыграет свою роль в назначении О’Салливана.

В новой должности он должен будет заниматься в первую очередь переговорами с теми странами, которые подозреваются в попытках помочь России обойти санкции ЕС. В беседе с FT анонимный европейский чиновник обратил внимание на три из них – ОАЭ, Сербию и Турцию. О последней в своем письме в Европарламент упоминал и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. В интервью изданиям группы Funke, вышедшем в воскресенье, 11 декабря, он напомнил, что Турция все еще является кандидатом на вступление в ЕС, и прозрачно намекнул, что прогресс в соответствующих переговорах будет зависеть в том числе от курса Анкары в отношении Москвы. Как утверждает FT, США и Евросоюз настаивают на том, чтобы турецкие власти приняли меры в отношении тех бизнесменов, которые «хотят обойти жесткий экспортный контроль над промышленной и оборонной продукцией, введенной в отношении России». Особый интерес именно к этой стране был проявлен не случайно. И Москва рассчитывает на интенсификацию экономических контактов с Анкарой, и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган проявляет ту же заинтересованность. Так, 11 декабря в ходе телефонных переговоров с Владимиром Путиным он, как сообщает ТАСС, предложил использовать «зерновую сделку» для вывоза по Черному морю прочих товаров, в частности пищевых продуктов и сырья.

Стоит отметить, что уговорами либо мерами экономического воздействия Брюссель не намерен ограничиваться. Еврокомиссия еще 2 декабря приняла решение включить в список преступлений против Евросоюза обход санкционных мер. Физические лица будут наказываться лишением свободы на срок до пяти лет. А компании за то же преступление грозит штраф на не менее чем 5% от ее годового оборота. Это решение вступит в силу после саммита ЕС, который пройдет 15–16 декабря.