Мария Пахоменко... Нежная Маша
На модерации
Отложенный
Мария Пахоменко была первой в стране певицей, получившей Гран-при конкурса «Золотой Орфей». Это случилось в 1971 году, за четыре года до аналогичной победы Аллы Пугачевой. Победу Марии принесла песня «Чудо-кони» – жюри не смогло устоять перед чистотой и силой серебряного голоса певицы и ее красотой.
- Когда жюри объявило результаты, я так обрадовалась, что тут же побежала к междугороднему телефону, набрала номер Министерства культуры СССР:
«Ура! Ура! Я получила Гран-при!»
Как ни странно, на том конце провода молчали и совсем не разделяли моего ликования. Потом мне наконец ответили: «Ну что ты кричишь - Гран-при, Гран-при... А где первое место-то?»
Потом, когда я привезла статуэтку Орфея в Москву, министр культуры Екатерина Фурцева решила оставить приз у себя в кабинете. Но каким-то чудом нам удалось ее уговорить.
Зрители меня потом спрашивали концертах: правда ли, что статуэтка - из чистого золота? Весит-то она 4,5 килограмма. Саша Колкер, глазом не моргнув, отвечал: а какая же еще!
Даже когда Алла Пугачева или кто-то из ее окружения говорили, что она первая победила на «Золотом Орфее», я не обижалась. Мы с Аллой Борисовной нечасто общались, так, здоровались при встрече, и, кстати, она нередко говорила про меня добрые слова, как и я про нее.
Просто я очень хорошо знаю, что такое женщине быть эстрадной артисткой, как это трудно, и, прежде всего, вижу в других певицах своих коллег...
«Её голос как чистый ручеек. Волосы как водопад. Её обаяние бесконечно», – писали о Марии Пахоменко в те годы, а один из западных журналистов назвал её «Нежной Машей». Мария Пахоменко привнесла на эстраду свой стиль исполнения – народный характер пения с эстрадным артистизмом.
Мария Леонидовна Пахоменко родилась 25 марта 1937 года в деревне Лютня Краснопольского района в Белоруссии.
Первая красавица советской эстрады, обладательница невероятно чистого, завораживающего тембра и безукоризненных манер, теплый и душевный человек, Мария Леонидовна Пахоменко (в Петербурге ее звали просто – Маша) словно прожила две жизни.
Одну – счастливую, безмятежную, звездную. Другую – мучительную, жестокую, обидную...
В начале первой жизни она - девушка с косой, учащаяся радиотехникума, рабочая завода «Красный треугольник», участница художественной самодеятельности, а потом и – учащаяся музыкального училища имени Мусоргского.
-Помню, пришла я получать паспорт, румяная девчонка с длинной косой – паспортистка мне и написала в графе «национальность» - русская. А когда я стала объяснять, что мои отец, мама, бабушка родом из Белоруссии, то оказалась, что уже поздно – чистых бланков паспортов уже не было.
Ее красота и голос кружили головы многим мужчинам, но Маша неожиданно остановила свой выбор не на писаном красавце, не на состоятельном поклоннике, а на Саше Колкере.
Маша-то невысокого роста, а он еще меньше. Она словно с русской иконы, а он ничем не примечательной внешности. Зато – веселый, энергичный, пробивной, разговорчивый.
И не просто взявший осадой неприступную красавицу, а относившийся к ней как к самому дорогому бриллианту. И она растаяла: «Да, не высокий, не красавец, но когда он сел за рояль, то я подумала, что этот человек будет писать красивые мелодии. И, конечно, я влюбилась, поняв, что нашла самое главное».
Молодой композитор не верил своему счастью, сдувал пылинки, не мог наглядеться на свою Машеньку, но главное - сумел еще и свои чувства выразить в мелодиях.
Песни Колкера исполняли многие артисты, он писал еще и киномузыку, мюзиклы, но никто и близко не приблизился к тому, что сотворила с его мелодиями Пахоменко.
«Долго будет Карелия сниться»,
«Качает, качает задира ветер фонари над головой»,
«Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят»,
«Опять плывут куда-то корабли»
и еще три десятка блистательных мелодий увенчали их семейный дуэт.
Супруги сумели удивительно тактично и естественно соединить эстрадную манеру с народной вокальной манерой. С легкой руки Колкера Пахоменко превратилась из заводской девчонки в икону советской песни.
Но Маше Пахоменко аншлаги, победы на конкурсах, влиятельные поклонники голову не вскружили. Она была навеки отдана своему Сашеньке, доверяла ему безгранично, как говорится, «в рот смотрела», говорила: «Спорить с Сашей бесполезно – он все равно меня переспорит».
А он по-прежнему не мог на нее надышаться. Два голубка – иначе их не звали в Ленинграде. Всегда вместе, всегда под ручку, смотрят не по сторонам, а только друг на друга...
Даже когда звездность Маши пошла на убыль, когда пропали звонкие шлягеры, они оставались все теми же – самыми счастливыми супругами.
В своих комментариях Пахоменко была консервативна, не хотела замечать новых веяний.
В одной из программ она обрушилась на музыкального журналиста газеты «Смена», осудила хит-парады, рок- музыку, еще что-то... Однако вскоре встретились, мило поговорили, не рассорились, но в этой истории, как в капле воды, отразилось какое-то внутреннее неприятие Пахоменко новой волны, а ведь эстрада такого отношения не прощает...
В то время как ее ровесница и соперница Эдита Пьеха, не говоря уже об Алле Пугачевой, Софии Ротару, очень чутко реагировали на малейшие колебания на эстрадной «бирже», меняя и стиль, и репертуар, и внешность, Пахоменко оставалась все той же, явно потеряв ощущение времени.
У Колкера тоже дела шли не так гладко, как хотелось бы: он не сумел наладить отношений со всемогущим главой Ленинградского Союза композиторов Андреем Петровым, не оброс связями в Москве...
У супругов подрастала дочь Наташа, которая подавала какие-то артистические надежды, но явно не дотягивала до маминого блеска.
Однако, несмотря на все проблемы и сложности, их семейный очаг горел ровно и красиво. Они по-прежнему вызывали удивление и восхищение своей преданностью друг другу.
К тому же если в годы перестройки рейтинги Пахоменко и Колкера совсем упали, то на волне ностальгии по советской песне, начиная с конца 90-х, супруги оказались вновь востребованы.
Конечно, не собирали, как Пьеха, огромные залы, зато исправно колесили по всевозможным дням городов и заводов, по санаториям, получая вполне приличные гонорары, такие, что смогли купить квартиру любимой внучке – Маше Пахоменко-младшей.
В октябре 2007 года, специально к золотой свадьбе Александр Колкер написал для супруги романс любви "Вальс при свечах".
...Увы, на этом первая жизнь Марии Пахоменко заканчивается.
А начинается совсем другая, о которой, честно говоря, не хочется даже вспоминать. Разве что вкратце, и без шокирующих подробностей.
Дело в том, что с самого детства у отца и дочери не заладились отношения. Почему Александр Наумович не смог полюбить свое единственное чадо столь же нежно и пылко, как Машу – это вопрос, скорей, для психологов.
Но с годами трещина становилась все глубже. Так, отправляясь в отпуск или в морской круиз, супруги брали с собой не дочку, а подругу, и так далее. Обида у дочери копилась годами и вылилась в жуткий конфликт, когда Мария Леонидовна тяжело заболела – у нее был обнаружен синдром Альцгеймера.
Болезнь непредсказуемая.
В какой-то момент она ушла из дома, была найдена спустя сутки в торговом центре, при этом не могла объяснить, как она туда вообще попала...
В тот период их дочь Наташа Пахоменко после долгих лет одиночества обрела надежного и сильного спутника жизни, с которым ей было легче продолжать «войну» с отцом.
И в какой-то момент она просто забрала у Колкера «его Машеньку», обвинив отца в том, что, оказывается, он семейный тиран, многие годы избивающий больную Марию Леонидовну.
Эта история выплеснулась в 2012-м году на страницы СМИ, став шоком для всех, кто знал эту семью. Однако газетные статьи и ТВ-ток-шоу к миру не привели, а еще больше усугубили конфликт.
В итоге Колкера просто перестали пускать к Марии Пахоменко, при том, что их квартиры находятся на одной лестничной площадке...
Миф об идеальной семье был окончательно разрушен в этой второй жизни Марии Пахоменко.
Остается только надеяться, что Господь пожалел ее, и Мария Леонидовна в своем тяжелом заболевании просто не была способна оценить все происходящее, живя в своем мире, радуясь улыбкам дочери и внучки, подпевая своим записям, когда вдруг слышала их по радио и ТВ.
У каждого эстрадного исполнителя есть своя «визитная карточка». У ленинградской певицы Марии Пахоменко их десятки, так много хороших песен она спела. Именно благодаря ей, с трудом найдется в нашей стране человек, который бы не знал: все девичьи беды оттого, что «на десять девчонок по статистике девять ребят…».
Мария Пахоменко значительно повлияла на культуру развития советской эстрады. Ее имя по праву вошло в антологию отечественной песни.
8 марта 2013 года НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ Мария Пахоменко скончалась в возрасте 75 лет от скоротечного воспаления легких в отделении реанимации и интенсивной терапии петербургской городской больницы № 2.
Она была похоронена в Комарово (Санкт-Петербург).
Источники:
http://pokolenie-x.com/?p=12144
https://isrageo.wordpress.com/2013/03/10/maria_pahomenko/
http://www.calend.ru/person/6939/
http://1001material.ru/8399.html
Комментарии
Послушаем песни, которые так душевно пела Мария Пахоменко.
https://www.youtube.com/watch?v=8L3k7elNx-4
Спасибо.
Мне кажется, в этот ряд (по голосовым данным) можно поставить и Людмилу Сенчину.
Мария Пахоменко часто выступала в праздничных концертах , ее неповторимый голос и спокойная русская
красота сделали ее любимицей Ленинграда , а душевная манера исполнения ее отличала от других , спасибо
за пост !
Даже завидую Вам, Тата...
"Вспоминай меня без грусти", однако сами песни - нежные, лирические настраивают на печальный лад, только печаль эта светлая, задушевная. Будем помнить.
https://www.youtube.com/watch?v=gWgzRTsZ3vA
Потрясающая певица! Удивительной славянской красоты и таланта!
Спасибо,Марина))Не успеваю просмотреть все темы....((
Красавица, прекрасный голос...
Осталось лишь воспоминание.
Ещё раз спасибо за Ваш безупречный вкус и добрую душу!
Народ её любил.
А спектакль по роману Д.Гранина "Иду на грозу" - разумеется, о физиках - был просто обречён на успех.
И, конечно, песня из этого спектакля "Качает, качает" мгновенно стала всесоюзным "шлягером", как теперь модно говорить. И певица, исполнявшая эту песню - к тому же пришедшая из художественной самодеятельности - мгновенно стала звездой радиоэфира.
Но в том-то и дело, что Мария Пахоменко оказалась не певичкой на год, а глубоким, интересным человеком. Впрочем, иначе тогда и быть не могло.
Например, "Любовь останется" навсегда осталась эталоном чистоты и целомудрия. Как и "Ненаглядный мой".
А вот отношение к песне "Стоят девчонки" - "Статистика" было явно неоднозначное. Многим девушкам эта песня казалась обидной, и, как я помню, потом Пахоменко избегала её петь.
Что касается часто упоминавшаяся "Когда смеются львы" - эта песенка не из тех, которыми Мария Леонидовна гордилась, как я понимаю.
И главное, что хотел бы сказать напоследок - спасибо Марии Пахоменко. Воистину народной артистке.
Прекрасный голос, душевные песни! Слушаю и наслаждаюсь.