Грядущая реформа здравоохранения - есть ли повод паниковать?

На модерации Отложенный

С 1 января 2011 года начинается новый этап реформы здравоохранения, который предусматривает кардинальные изменения в финансировании бюджетных медицинских учреждений

В чем суть нововведений и как это скажется на медицинском обслуживании населения? Эти вопросы обсуждались в рамках Всероссийской акции «Национальный проект – Россия», прошедшей недавно при поддержке Центра социально-консервативной политики, Комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству и Торгово‑промышленной палаты РФ.

Одним из спикеров акции был заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья, академик РАМН Сергей Колесников. Сегодня Сергей Иванович – наш собеседник.

Источники средств

«AиФ»: – Несмотря на летнюю жару, в столичных поликлиниках очереди. Многие торопятся пройти диспансеризацию и, если нужно, подлечиться: ходят слухи, что после Нового года бесплатного медобслуживания не останется. Что нас ждет? 

Сергей Колесников: – Повода для паники нет. Да, сегодня большинство из граждан имеет претензии к нашей медицине. Главная проблема в том, что бесплатные услуги оплачиваются из бюджета на 50–60%, а за то, что необходимо человеку сверх лимита, платит либо он сам, либо организация, где он работает.

С нового года на 2% (с 3,1 до 5,1% от фонда зарплаты) будут увеличены взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Примерно на 20% больше средств придет в здравоохранение.

«AиФ»: – На что будут потрачены эти 2%?

С. К.: – 300 млрд рублей пойдут на приведение в порядок медицинских учреждений (их ремонт, оснащение и т. д.), 136 млрд – на обеспечение стандартов лечения (оборудование, расходные материалы, лекарства, зарплату специалистов), 24 млрд – на информатизацию, в том числе – создание электронных историй болезни и реестра пациентов. Предполагается, что регионы будут софинансировать эти проекты.

В дальнейшем (с 2013 года) предполагается финансировать лечебные учреждения главным образом из Фонда ОМС, причем с регионального, а не муниципального уровня. Дело муниципалитета – помочь медучреждениям содержать материально-техническую базу. Государство же гарантирует оказание бесплатных медицинских услуг по перечню, предусмотренному законодательством.

«AиФ»: – Работодатели должны будут увеличить отчисления в Фонд ОМС. Но реально ли это? Ведь 37% российских предприятий находятся в предбанкротном состоянии.

С. К.: – Нагрузка в 2% – минимальна. В цивилизованных странах отчисления на здравоохранение составляют более 7%, в Германии недавно принято решение поднять взносы с 14,5% до 15,5, а в США – до 19%! В денежном выражении картина такова: расходы на душу населения в Западной Европе – 2,5–4 тыс. долларов в год, в США – 8 тыс., а у нас из бюджета уходит около 400 долларов в год на человека. При нищенском финансировании хорошей медицинской помощи не получишь.

«AиФ»: – Работодатель платит за работающее население. Но большие затраты на медицинское обслуживание необходимы детям, пенсионерам. Кто будет платить за них?

С. К.: – Средства на неработающее население (как это и сейчас происходит) будут выделяться из бюджета, из других налоговых и неналоговых поступлений. Только с 1 января 2011 года для этих платежей в ФОМС будет определен минимум, ниже которого опускаться нельзя.
За что платить будем?

«AиФ»: – Какие медицинские услуги останутся бесплатными, а за что придется платить?

С. К.: – Естественно, будет определен перечень бесплатных услуг. Однако для больных (особенно для нуждающихся в неотложной помощи) сложно вводить лимит. В странах, где есть страховая медицина, существует так называемая страховая солидарная ответственность – деньги, которые не тратятся на здоровых, идут на помощь больным, а богатые платят за бедных. Предполагаю, что все эти вопросы будут расписаны в стандартах оказания медпомощи.



«AиФ»: – А будут ли лимитироваться вызовы «скорой помощи» или «неотложки»?

С. К.: – Думаю, нет, но ответственность пациента за ложный вызов и перечень состояний, которые будут обслуживаться бесплатно, должны быть определены. Важно, чтобы участковый и семейный врач не доводили дело до «неотложки».

«AиФ»: – Появятся ли у государственных медучреждений стимулы для сокращения издержек?

С. К.: – Сегодня по уровню финансирования на душу населения мы находимся на 70‑м месте в мире, а по качеству оказанной медицинской помощи – на 130‑м. В два раза неэффективнее, чем остальные страны, используем деньги, которые есть. Поликлиники, больницы, например, не использовав бюджетные средства к концу года, стремились их израсходовать на что угодно, иначе отчисления из бюджета уменьшатся на будущий год.

Теперь никто не станет хватать, образно выражаясь, эти «золотые кирпичи», потому что, как уже было сказано, уменьшать отчисления не будут, а значит, можно «поднакопить» и купить, например, новое оборудование, пригласить высококвалифицированных специалистов с соответствующей зарплатой…

«AиФ»: – Но что может предложить в качестве дополнительных услуг обычная поликлиника, учитывая, что во многих из них не хватает узких специалистов, современного оборудования?

С. К.: – Вот поэтому в ближайшие два года дополнительные страховые отчисления пойдут на приведение в порядок учреждений здравоохранения, их переоснащение. Пациент не станет платить за плохое обслуживание, он «проголосует ногами», так что у медучреждений появляется еще один стимул: хочешь оказывать больше платных услуг и зарабатывать деньги, придется сначала потратиться, чтобы пациент не ушел лечиться в другое место.

Курсом перемен

«AиФ»: – Что будет служить основанием для оказания платной услуги?

С. К.: – Отсутствие ее в перечне бесплатных и досрочное выполнение плана (госзадания) на выполнение бесплатных услуг. Но пока деньги на госзадание есть, отказывать в бесплатной услуге учреждение не имеет права. Платная услуга может быть оказана по желанию пациента и за пределами рабочего времени медучреждения. Например, до 8.00 утра или после 20.00. Это тоже должно быть подробно прописано, и пациенты должны быть об этом оповещены.

«AиФ»: – Как будет рассчитываться стоимость медицинских услуг?

С. К.: – Расчет стоимости услуг будет проводиться органами здравоохранения совместно со службой по контролю за ценами и антимонопольной службой.

«AиФ»: – А что будут делать граждане, которые окажутся не в состоянии оплатить медуслуги по прейскуранту?

С. К.: – Если это не неотложное состояние, ждать очереди. Так происходит во всем мире.

«AиФ»: – Как будет осуществляться бесплатное лекарственное обеспечение?

С. К.: – Бесплатное обеспечение лекарствами пациентов будет осуществляться в соответствии со стандартами лечения (которые должны быть утверждены до конца года). Надеюсь, что останется и система обеспечения лекарствами льготников, которая тоже идет через ОМС (а это – 88 млрд рублей).

«AиФ»: – Каковы ваши прогнозы: что кардинально изменится после завершения реформы здравоохранения?

С. К.: – Это реформа – не революция. Так что завтра мы не проснемся в лучезарном будущем. Система здравоохранения очень инертна. Главное, чтобы врачи и пациенты соучаствовали в улучшении работы наших медицинских служб, уважали и доверяли друг другу. А СМИ способствовали бы пропаганде хорошего опыта и созданию реального образа медицинского работника, а не «врача-убийцы» и «врача-взяточника». Поверьте, таких в нашей профессии единицы, а хороших – большинство.