28 июля. Белград бомбили, нам объявили…

На модерации Отложенный

Если люди собираются подраться – на трезвую голову, с заранее обдуманными намерениями – остановить их практически невозможно. Особенно когда взаимные претензии копились годами, и оформились в солидный материальный и моральный счет. Плюс каждая сторона уверена в своей правде, за которой, как известно, сила. Тут разве что ОМОН приедет, и «умиротворит» всех в разные стороны. Иначе кровавая карусель закрутится надолго – до полного изнеможения либо уничтожения противников. Так и получилось без малого сто лет назад. В результате войны прекратили свое существование сразу четыре империи – Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Страны-участницы потеряли порядка 12 млн человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн были ранены, многие остались калеками.

По какой причине началась «Великая война»? Кстати, это название дали ей французы с англичанами. В Российской империи бойню называли «Второй отечественной», потом – «германской», и, наконец (после 1917 года), «империалистической». Лишь после сентября 1939 года самый первый широкомасштабный конфликт, повлекший за собой колоссальные жертвы, стал «Первой мировой войной». Но суть – не в названии, а в истоках.

Если совсем просто – сильные государства решили «нагнуть» более слабых. Для обоснования агрессии все козыри пошли в ход. И национальное унижение Франции после поражения от Германии Бисмарка (еще в 1871 году). И освободительная борьба славян на Балканах после ослабления Османской империи. И аппетит Берлина на колонии Нидерландов, Бельгии, Португалии и Англии. В случае успеха предполагались столь заманчивые «куски», что проглотить их в одиночку было трудновато. И это – главная причина образования Тройственного союза, куда вошли на первых порах Германия, Австро-Венгрия и Италия, хотя последняя вскоре поменяла союзников, зато вместо нее к союзу присоединились Турция и Болгария, сделав его «четвертным» (блок центральных держав).

С другой стороны, Антанта (Россия, Англия, Франция) образовала свой полюс сил, который уступать также не собирался. Меньше всего эта суматоха была нужна России. Но, как говорится, статус европейской державы обязывал. Кроме того, было роздано слишком много «авансов» братьям-славянам, отказаться от которых значило потерять лицо.

Можно долго рассуждать об истинных истоках конфликта. По этому поводу точно заметил тогдашний президент США Томас Вильсон: «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу». Оставалось дождаться, кто кому первым «на балу» наступит на ногу.

Наследник престола Австро-Венгрии, 50-летний эрцгерцог Австрии Франц Фердинанд Карл Луис Мария Габсбург-Лотаринг д'Эсте прибыл в Боснию на военном корабле для наблюдения за намеченными на этот день военными маневрами австро-венгерской армии 12 июня (25 июня по новому стилю). Франц Фердинанд не был сторонником войны с Россией и Сербией, хорошо относился к славянам, компенсируя это плохим отношением к венграм, евреям и итальянцам, а главное – холодно относился к Германии.

На воскресенье 15 июня (28 июня 1914 года по новому стилю) наследником австрийского трона был запланирован визит в Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, целью которой был торжественный проезд и посещение органов самоуправления. Уже накануне по городу поползли слухи о возможном покушении на эрцгерцога. По прибытии поезда эрцгерцог с супругой Софией сели в автомобиль, также с ними в автомобиль сели военный губернатор Боснии генерал Потиорек и граф Гаррах. Необъяснимой деталью является то, что охрана эрцгерцога, прибывшая с ним тем же поездом, не стала сопровождать наследника престола, а осталась на вокзале.

Город был празднично украшен, на каждом шагу виднелись портреты Франца Фердинанда, горожане в праздничных костюмах приветствовали наследника престола. Внезапно, подъезжая к мосту Цумурья, шофер эрцгерцога Лойка боковым зрением заметил, как человек, одетый в черное, бросил в их направлении какой-то предмет. Лойка мгновенно нажал педаль газа, и машина рванулась вперед. Неопознанный сверток либо ударился о сложенную полотняную крышу, либо был отражен рукой эрцгерцога. Оглушительный взрыв прогремел под колесами следующего автомобиля, в котором ехали высшие офицеры; серьезных повреждений никто в автомобиле австрийского эрцгерцога не получил, лишь супруга Франца Фердинанда отделалась царапиной на шее. Между прочим, «адская машинка» была начинена гвоздями, которые ранили множество людей в толпе около моста.

Через некоторое время, после посещения ратуши, наследник приказал ехать в больницу – навестить раненых офицеров. Кортеж двинулся далее по намеченному маршруту. Далее события развивались стремительно. Один молодой человек (опять же в темной одежде), стоявший на перекрестке около группы гражданских лиц, вынул из кармана револьвер и начал стрелять в направлении автомобиля. Наступила паника, испуганные люди с криками побежали в разные стороны. Пули достали свою цель. Одна пробила воротник мундира Франца Фердинанда, шейную артерию и застряла в позвоночнике, другая прошила плотный корсет герцогини и застряла в правом боку. Эрцгерцога с супругой привезли в правительственный дворец. Супруга Франца Фердинанда скончалась на пути к дворцу, через 15 минут в беспамятстве умер ее муж, эрцгерцог и престолонаследник Австро-Венгрии.

Практически все террористы были задержаны по горячим следам. Их дальнейшая судьба, равно как и судьба стоявших за ними организаций, хорошо известна. НО… Мировая пресса оценила убийство Фердинанда сравнительно спокойно, народ и вовсе отнесся к нему с безразличием. Реакция в дипломатических кругах тоже была весьма сдержанной. Однако именно Германия решила, что лучшего предлога для начала того, что уже давно витало в воздухе, не придумать. Тут же была объявлена любая поддержка Австро-Венгрии, с настоятельными рекомендациями действовать более чем решительно.

Так и действовали. Уже 23 июля Австро-Венгрия, заявив, что Сербия стояла за убийством Франца Фердинанда, объявляет ей ультиматум, в котором требует выполнить заведомо унизительные условия. Среди них – чистка госаппарата и армии от офицеров и чиновников, замеченных в антиавстрийской пропаганде; арест подозреваемых в содействии терроризму; разрешение полиции Австро-Венгрии проводить на сербской территории следствие и наказание виновных в антиавстрийских действиях. На ответ отводилось не более 48 часов.

В тот же день Сербия начинает мобилизацию, однако соглашается выполнить ультиматум, кроме допуска на свою территорию австрийской полиции. Германия настойчиво подталкивает Австро-Венгрию к объявлению войны Сербии. 25 июля Германия начинает скрытую мобилизацию. 26 июля Австро-Венгрия объявляет всеобщую мобилизацию и начинает сосредотачивать войска на границе с Сербией и Россией. 28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования не выполнены, объявляет Сербии войну, и в этот же день начинается бомбардировка Белграда. Первая мировая война началась.

В течение буквально нескольких дней «подтянулись» и остальные. 31 июля Россия объявляет всеобщий призыв в армию. В тот же день Германия ставит России жесткие условия: прекратить наращивание армии, иначе – война. Франция, Австро-Венгрия и Германия проводят мобилизацию. Германия стягивает войска к бельгийской и французской границам…