Борис Тенин. Лучший комиссар Мегрэ

На модерации Отложенный

Советский и российский актер кино и театра, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Борис Михайлович Тенин родился 23 марта 1905 года в городе Кузнецке (Саратовская губерния, ныне Пензенская область).  

Борис Тенин в детстве был звездой школьных утренников и блестяще справился с ролью Митрофанушки в спектакле «Недоросль».

В 1917 году отец Бориса Тенина стал членом большевистской партии, и семья перебралась в Москву. Сам актер начал выступать в драматической студии Бутырского Совета рабочих депутатов, хотя вскоре артистов выгнали: столица испытывала недостаток в дровах, тепле и перемириях.

— Какие истоки породили во мне любовь к смеху? Быть может, виноваты в этом балаганы, в которые на Масленицу любил водить меня отец. Но подлинная страсть к театру началась лет с десяти, когда меня стали отпускать на детские утренники. И то, что эти спектакли всегда носили веселый характер, отражалось и на моих представлениях дома.

 Тогда Борис Тенин оказался в Художественно-просветительном союзе рабочих организаций, а в 1920 году стал студентом Государственного института музыкальной драмы (ГИМДР), сегодня известного как ГИТИС.

Борис Тенин выступал на сцене Вольного театра под руководством Всеволода Мейерхольда.

В 1924 году Борис Тенин окончил институт и присоединился к труппе театра «Комедианты». Амплуа актера было столь многогранным, что он был задействован практически во всех постановках.

Еще три года Борис Тенин провел в составе коллектива «Красная гармошка», пародируя агитационные плакаты, демонстрируя злободневные скетчи и миниатюры.

В 1927 году Борис Тенин начал выступать в Московском театре современной буффонады, а спустя два года – на сцене «Театра обозрений» при Доме печати.

Борис Тенин легко расставался с театрами и постановками, и уже в 1932 году он оказался в эстрадном театре Мюзик-холл.

Актрисой этого театра являлась очаровательная женщина Ольга Иванова, жена кинорежиссера Григория Александрова, прославившегося позже такими фильмами, как «Цирк», «Волга-Волга» и др.

Александров и Иванова встретились еще в начале 20-х, в 1925-м у них родился сын Дуглас.

В 1929 году Александров вместе с Эйзенштейном был направлен в Европу и США в целях пропаганды советского кинематографа. В его отсутствие Ольга сблизилась с Борисом Тениным. Когда Александров в 1932 году вернулся из Америки и узнал об этом, то развелся с ней. Ольга вышла замуж за Бориса Тенина.

Дальнейшая судьба Ольги Ивановой сложилась трагически. В 41-м году, рожая второго ребенка, она умерла.

Борис Тенин выступал на сцене Ленинградского театра Комедии с 1937 по 1946 год.

В его послужном списке также значатся Театр-студия киноактера, Московский театр сатиры, Московский драматический театр на Малой Бронной и последний — Академический театр имени Владимира Маяковского, которому Борис Тенин посвятил шестнадцать лет жизни.

В 1935 году Борис Тенин развлекал зрителей Московского цирка клоунадой и преподавал это мастерство в Московском цирковом техникуме в течение двух лет.

— Если бы мне теперь представилась возможность стать клоуном, я бы не повторялся ни в обличье, ни даже в характере! И я совсем бы не стремился быть узнанным зрителем по какой-либо одной постоянной маске. В каждой программе я хотел бы быть разным, неожиданным.

Его кинодебют состоялся в 1928 году в картине «Кружева». Известность ему принесла лента  Сергея Юткевича  «Человек с ружьем», роль солдата Ивана Шадрина.

 На первый взгляд, роль была создана по законам школы Станиславского - точно найденная походка, крестьянский говорок, негнущиеся, грубые пальцы. И всё-таки, проскальзывает городская, лукавая усмешка: 

Хотя это был уже пятый фильм, в котором сыграл Тенин. Солдат Иван Шадрин покорил сердца зрителей.

 После этого Тенин снялся в фильмах о похождениях Швейка: «Швейк готовится к бою» и «Новые похождения Швейка».

Зрители запомнили его комедийным актером, но его талант был многогранен. В Театре Маяковского, в одной из ролей он 40 минут он молча сидел на сцене, проживая жизнь своего героя и завладевая вниманием зала – так оглушительно было это молчание.

Из воспоминаний Бориса Тенина:

«Какие истоки породили во мне любовь к смеху? Быть может, виноваты в этом балаганы, в которые на Масленицу любил водить меня отец. Но подлинная страсть к театру началась лет с 10, когда меня стали отпускать на детские утренники. И то, что эти спектакли всегда носили веселый характер, отражалось и на моих представлениях дома. В гимназии, будучи второклассником, я играл Митрофанушку в «Недоросле», после чего меня окрестили «будущим артистом». Когда меня спрашивали, какие роли я буду играть, я отвечал: «Комические!» 

Тенин в театре и кино позволял себе быть открытым. Он балагурил, дурачился, смеялся, откровенничал с подмигиванием зрителю.

Этапной работой для Тенина стала роль секретаря парткома Василия в фильме «Встречный», снятом в 1932 году. Впервые вместо безупречно-оптимистической «кожаной тужурки» на экране появился живой и обаятельный, несовершенный и переживающий человек.

Тенин на экране выпивал со старым недисциплинированным мастером и дарил ему котёнка, чтобы задобрить старика, ухаживал за чужой женой. Это было внове, но тенинский эстрадный задор придавал образу условность уже другого рода.

 Благодаря Тенину и Юткевичу, «Встречный» стал своеобразным водоразделом: на смену железным большевикам пришли бесшабашные и хулиганистые комиссары, парторги и секретари парткомов.

Вскоре Тенина завалили предложениями сняться в других похожих ролях — одну из них он сыграл в фильме «Вражьи тропы» в 1935 году.

Но интересы Тенина лежали в другой области - он стремился к разнообразию с уклоном в цирковую сторону. «Если бы мне теперь представилась возможность стать клоуном, — писал он позже, — я бы не повторялся ни в обличье, ни даже в характере! И я совсем бы не стремился быть узнанным зрителем по какой-либо одной постоянной маске. В каждой программе я хотел бы быть разным, неожиданным». 

В Тенине была сдержанность интеллигента, облагораживавшая любую буффонаду и притушёвывавшую грубость. Есть что-то родственное во всех комедийных ролях Тенина: английский матрос Фред, обретший своё счастье на стройке Днепрогэса («Изящная жизнь» Бориса Юрцева, 1932),

артистичный и трогательный карманник Горох («Песнь о счастье» Марка Донского и Владимира Легошина, 1934),

золотоискатель Саша Мраморов, мечтающий о шубе английского короля («Тайга золотая» Геннадия Казанского и Максима Руфа, 1937),

или даже сам бравый солдат Швейк в «Новых похождениях Швейка» (1943) Юткевича, поставленных с оглядкой на опыт «Синей блузы».

Врождённая интеллигентность ощущалась в самой знаменитой киноработе Тенина - фильме «Человек с ружьём». На первый взгляд, роль была создана по законам школы Станиславского - точно найденная походка, крестьянский говорок, негнущиеся, грубые пальцы. И всё-таки, проскальзывает городская, лукавая усмешка: Тенин гораздо умней и образованней солдата Ивана Шадрина и никак не мог этого скрыть.

За Тениным закрепилось звание «артиста коллектива Юткевича». Своеобразным антиподом Юткевича был Яков Протазанов — один из самых тонких мастеров работы с актёром. В его фильме«Бесприданница», снятом в 1937 году, Тенину досталась небольшая роль Вожеватова.

Наивность, открытость и, главное, необычайная лёгкость Вожеватова — кажущиеся, истинный характер в пьесе намеренно не раскрыт, но из окружающей ситуации становится ясно, что на деле всё обстоит гораздо сложнее и менее привлекательно.

Нужно было очень деликатно, еле заметно передать эту «сделанность» Вожеватова, и Тенину это удалось в совершенстве.


Среди полутора десятка послевоенных киноработ Бориса Тенина заметных почти не было. Хотя случались и главные (например, Нестерка в одноимённой комедии Алекандра Зархи, 1955 — своеобразный гибрид Швейка и Шадрина).

В зрелом возрасте Тенин задумался о переходе к серьёзному драматическому репертуару. В театре ему это в какой-то мере удалось: он начал играть в пьесах Шоу, Дюрренматта, Арбузова, в конце жизни интересно сыграл Сорина в «Чайке».

В последние годы жизни Тенин с большим успехом снимался на телевидении. Артист сыграл комиссара Мегрэ в серии телеспектаклей по романам Жоржа Сименона.

Последний из этих спектаклей вышел в 1982 году. Любопытно, что сам Жорж Сименон лично прислал как-то Борису Михайловичу восторженное письмо, где охарактеризовал его как лучшего исполнителя комиссара Мегрэ.

Его роль была отточенной, ёмкой, убедительной. Он сыграл Мегрэ в российском телесериале со всей самоотдачей и сделал именно такой образ, о котором мечтал. Ради этой кропотливой работы, как признавался потом актёр, он отказался от ряда заманчивых предложений. 

Одним из средств достижения внутреннего покоя (актёр называл эти средства «громоотводами») для него стала прекрасная домашняя библиотека. Её собрал сам Борис Михайлович. Она состояла из двух частей. Первая была подобрана по профессиональному признаку и включала мемуары, письма, работы по теории актёрского мастерства и другие материалы.

А вторая часть состояла из книг по самым разным областям знания. Эта библиотека у него была третьей по счету. Первую он собрал, когда был ещё молодым актёром. Собирал классику, журналы наподобие «Сатирикона».

Но ещё до войны она была утрачена, потому что актёр переехал в Ленинград. Там он собрал другую библиотеку, с редкими книгами. Но и она погибла, когда началась война, и нужно было срочно эвакуироваться. От неё осталось только одно собрание сочинений О`Генри.

После всего случившегося, как рассказывал Борис Тенин, он дал клятву больше никогда в жизни не собирать книг. Но как только отгремели последние залпы, первая же зарплата полностью ушла на их покупку. Так образовалась третья, последняя библиотека.

Но здесь страсть Тенина-библиофила была уже качественно иной. Классика по-прежнему занимала большое место, но главное внимание было сосредоточено уже не на ней, поскольку содержание её было известно. Внимание Тенина привлекли разного рода специализированные справочные издания, словари, энциклопедии: Брокгауза, Гранат и других авторов.

Потом он увлёкся публицистикой и мемуарами. У него, например, было 90-томное собрание сочинений Льва Толстого – достаточно большая редкость у букинистов. От 45-го тома и до конца там была представлена публицистика великого писателя – дневники, «Круг чтения», письма.

Был в библиотеке и специальный раздел юмористики, которой Тенин очень увлекался, – весь журнал «Сатирикон», а также произведения «сатириконцев»: Аверченко, Тэффи, Бухова. Были и более ранние авторы – Лейкин, Мясницкий. Далее шёл советский период – весь Зощенко, Ильф и Петров, другие издания. Был представлен и раздел карикатуры.

Любовь к книгам вызывала у Бориса Михайловича интерес ко всему, что так или иначе было с ними связано.

У него была одна из лучших в Москве коллекция экслибрисов. Тенин-коллекционер стал интересоваться не самим экслибрисом, а тем, что стояло за ним: человеком, его духовными запросами, его книгами, биографией, судьбой.

Среди экспонатов – тульский экслибрис Николая Семёновича Лескова, экслибрис Антона Павловича Чехова, которым Тенин особенно дорожил. В коллекции находились также экслибрисы Высоцкого, Васильева, Жарова и Плисецкой. Их общего количества, шутил Борис Михайлович, хватило бы на то, чтобы обклеить «всю улицу Горького».

Актёр серьезно интересовался книгами по истории, психологии, религии и криминальным исследованиям. Прежде чем дать кому-нибудь свои книги, Тенин проверял - чистые ли у будущего читателя руки. Даже его жена не была исключением. 

Вторым «громоотводом» от житейских проблем для Бориса Тенина был его дом. Там он жил вместе со своей второй женой, Лидией Павловной Сухаревской.

Их семейные взаимоотношения были выстроены на основе глубокой взаимной любви, которая гасила моментные раздражения, помогала видеть друг в друге самое лучшее, всё переносила и со временем становилась только крепче. В этом смысле эта актёрская семья была по-настоящему счастливой.

И дом их был крепостью – в полном смысле этого слова. Всё там было сделано прочно и с любовью, многое – руками Бориса Тенина или по его эскизам. В их квартире помимо книг хранилась прекрасная коллекция музыкальных инструментов. 

И он сам, и его жена Лидия Сухаревская не боялись менять театры, причем уходили они всегда вместе: «Мы не быдло, мы актеры». «Не Вам выбирать главных режиссеров», - говорила Сухаревская министру культуры Фурцевой.

И Борис Тенин, и Лидия Сухаревская оставались главными режиссерами своей жизни. «Они были странники, конечно, - вспоминал артист Александр Вилькин. - Они что-то внутри знали такое, внутри них был такой стержень, что, по-моему, даже переходы из театра в театр не влияли на них».

Самостоятельность актера проявлялась во всем. Нет ничего удивительного в поразившем коллег заявлении Бориса Тенина: «В театре два профессионала – сапожник и я. Мы всегда делаем все точно, качественно и вовремя».

Смелому заявлению Бориса Михайловича созвучны и слова Григория Козинцева: «У Тенина всегда есть настоящее высокое волнение художника, поэтому у меня всегда возникал отзвук на то, что он делал.

Прелесть его – в яркости игры, в полном диапазоне актерских средств. Нет глубокомысленной игры шепотком и так называемой благородной простоты и естественности – двух самых страшных вещей, которые я знаю в искусстве театра».

Козинцев составил свое мнение об актере после совместной работы над спектаклем «Опасный поворот» в ленинградском Театре Сатиры (ныне Театр комедии имени Акимова).

Специально для этого спектакля – блистательного, стильного, пластичного по отзывам современников – в театр пригласили Козинцева, Тенина и Сухаревскую. «Опасный поворот» стал сенсацией, на него было невозможно попасть. 

НАГРАДЫ:

Два ордена Трудового Красного Знамени (1939 — за исполнение роли Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьём», 1985)

Медаль «За оборону Ленинграда» (1946)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

Медаль «Ветеран труда» (1985) 

Борис Тенин скоропостижно скончался в Москве 8 сентября 1990 года в возрасте 85 лет в 
одну секунду от остановки сердца.

Актёр умер за год до развала Советского Союза,

Лидия Сухаревская пережила мужа на один год.

Она ушла из жизни в октябре 91-го.

Они оба похоронены на Ваганьковском кладбище.

Согласно их последней воле в квартире Тенина-Сухаревской был создан филиал научной библиотеки СТД. Там же остались банджо, пила, балалайка и губные гармошки, на которых играл Тенин. Показывая инструменты гостям, он говорил: «Это мой хлебушек».

На полках можно обнаружить и совсем оригинальный инструмент – гибрид примуса и свистульки, детище Тенина-изобретателя. Доработанный примус действует подобно волынке, а звук издает нежный, похожий на необычные звуки пилы под смычком музыканта.