27 июля 2002 года во время авиашоу в честь Дня Военно-воздушных сил на аэродроме Скнилов, расположенном недалеко от Львова, во время выполнения фигуры высшего пилотажа потерпел катастрофу истребитель Су-27 украинских ВВС. Самолёт упал в толпу зрителей, пришедших на авиашоу. 77человек, из них 28 детей погибли, триста человек получили ранения различной степени тяжести и были признаны потерпевшими.
Споры о причинах аварии продолжаются до сих пор. Среди них называют и неисправность самолёта, и непродуманность выступления, и отсутствие у пилотов лётной практики.
Командир экипажа Владимир Топонарь
Кстати, ещё за год до львовских событий лётчик-испытатель Владимир Топонарь сетовал на отсутствие необходимых налёт-часов в связи с нехваткой топлива. Как потом стало известно в суде, в 2002 году он провёл в воздухе всего 19 часов. Для сравнения: лётчики французской пилотажной группы "Патруль де Франс" за год налётывают 300–350 часов.
Сегодня показательные авиашоу в Украине уже не проводятся.
Кроме компенсации сразу после катастрофы, никто не получил больше ни копейки помощи.
"Нет никакой социальной опеки, не говоря уже о программе реабилитации. Детям не дают бесплатные оздоровительные путёвки. В некоторых учреждениях даже, бывало, упрекали, мол, зачем туда попёрлись — самолётов никогда не видели? О нас вспоминают только накануне годовщины трагедии. Чувствую себя животным во время гона, которого "хотят" только раз в году", — сказал Председатель общественной организации "Скниловская трагедия" Стефан Козак.
Судебное решение по делу о катастрофе в Скнилове было вынесено в июне 2005 года.
Главными виновными в трагедии, произошедшей, как определил суд, из-за "человеческого фактора", признали экипаж злосчастного Су-27. Приговор был вынесен по статье 416 Уголовного кодекса Украины – "нарушение правил полётов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, приведшее к катастрофе или другим тяжёлым последствиям"
Командир экипажа самолета СУ-27УБ, потерпевшего катастрофу на аэродроме ”Скнилов” 27 июля 2002 года, Владимир Топонарь (слева), Юрий Яцюк (в центре) и Анатолий Третьяков
Командира экипажа Владимира Топонаря Военный суд Центрального региона Львова приговорил к 14 годам лишения свободы, пилота Юрия Егорова – к восьми. Приговоры помягче были вынесены также тем, кто непосредственно отвечал за происходящее на аэродроме в июле 2002 года. 6 лет тюрьмы получил заместитель командующего 14-го авиакорпуса, руководитель полётами Анатолий Третьяков, 5 – его помощник Юрий Яцюк, 4 –начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных.
Организаторы скниловского авиа-шоу, согласно решению суда, считаются невиновными в трагедии.
Начальник украинских ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников был уволен почти сразу же после катастрофы. Но на суде и он, и генералы- Александр Волошенко, Сергей Онищенко и Владимир Алексеев, — также принимавшие участие в организации авиа-шоу, фигурировали лишь в качестве свидетелей.
Сергей Онищенко. Бывший первый заместитель главнокомандующего военно-воздушных сил Сергей Онищенко во время заседания Верховного суда Украины, в Киеве, в среду, 22 октября 2008г.
Виктор Стрельников .Бывший главнокомандующий ВВС генерал-полковник запаса, там же.
Председательствующий судья, полковник юстиции Виталий Загоруйко во время заседания Военного апелляционного суда Центрального региона, в Киеве
05.02.2008 года состоялось судебное заседание в Военном апелляционном суде Центрального региона начался судебный процесс над генералами, обвиняемыми в причастности к авиакатастрофе самолета Су-27 в 2002 году на авиашоу на Скниловском аэродроме.
На заседание суда прибыли представители обвинения (Генпрокуратуры) и обвиняемые: первый заместитель главнокомандующего Военно-Воздушными силами Украины Сергей Онищенко, бывший главнокомандующий ВВС генерал-полковник запаса Виктор Стрельников, бывший заместитель главнокомандующего по боевой подготовке ВВС генерал-лейтенант запаса Александр Волошенко и бывший заместитель начальника по боевой подготовке генерал-майор запаса Владимир Алексеев.
Трое из четверых военных уже не занимают высоких должностей в Вооруженных Силах. Единственный, кто остался работать на высокой должности — Онищенко.
Онищенко назвал обвинение в нарушении инструкций «бредом» и обвинил прокуратуру в том, что она «...тупо игнорирует реальную картину трагедии. Летное задание было нарушено пилотом, а со стороны летчика это самое грубое правонарушение».
При этом он заявил, что никто из генералов не уклоняется от ответственности, разделяет боль утраты родственников погибших, но убежден, что доказательная база у следствия слабая. Трое обвиняемых подали судье ходатайства о возвращении дела на дополнительное следствие.
Судья принял решение начать рассмотрение дела по сути, без дополнительного следствия. Следующее заседание было перенесено на 25 февраля 2008 года. 25 февраля Военный апелляционный суд Центрального региона начал рассмотрение уголовного дела по обвинению четырех генералов ВВС Украины, причастных к организации авиашоу на Скниловском аэродроме.
А уже 11 июня 2008 года, Военный апелляционный суд Центрального региона оправдал четырех бывших руководителей Военно-Воздушных Сил Украины, причастных к организации авиашоу на Скниловском аэродроме.
Суд оправдал первого заместителя главнокомандующего Военно-воздушных сил Сергея Онищенко, бывшего главнокомандующего ВВС генерал-полковника запаса Виктора Стрельникова, бывшего заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке генерал-лейтенанта запаса Александра Волошенко и бывшего заместителя начальника по боевой подготовке генерал-майора запаса Владимира Алексеева.
Как отмечается в приговоре, суд не нашел оснований для привлечения к уголовной ответственности обвиняемых, поэтому считает необходимым оправдать всех четверых в полном объеме.
Также коллегия судей пришла к выводу, что нет состава преступления в их действиях(!). "Каждый признан невиновным", — отмечается в решении суда.
В то же время гражданские иски потерпевших и иск заместителя Генпрокурора о возмещении морального и материального ущерба оставлены без рассмотрения.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами обвинения, что праздник "был надуманным событием" и деньги, которые были выделены на его проведение, потратили не по назначению.
Также в решении отмечается, что во время подготовки к авиа-шоу невозможно было руководителям предусмотреть нарушения(!). В частности, в этом контексте указывается, что судом уже установлены основные причины, повлекшие катастрофу, и виновные в ней (пилоты самолета СУ-27) уже наказаны. А потому суд не видит причинно-следственной связи в организации шоу и его последствиях. "Деятельность должностных лиц была в пределах возложенных на них обязанностей", — отмечается в постановлении.
В свою очередь после судебного заседания в интервью журналистам председатель общественной организации "Скниловская трагедия" Стефан Козак назвал решение суда "беспределом". При этом он подчеркнул, что, по его мнению, суд должен был хотя бы частично признать вину подсудимых.
Фото кликабельно
Запись бортового самописца Су-27
12.43.31. Сигнал бортового сигнализатора (на протяжении 5,5 секунды) о снижении по маршруту на высоту, заданную радиовысотомеру.
12.43.33. Егоров: "У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?"
12.43.37. Егоров: "6 тонн. Понимаешь?"
12.43.43. Топонарь: "Где зрители...?"
12.43.48 Егоров: "Не знаю, где они...".
12.43.49 Топонарь: "А, вон, вижу".
Егоров: "...С правой стороны нет!"
12.43.54. Топонарь (земле): "Пилотаж влево выполняю".
Егоров: "Ну что, пошли?".
12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: "Влево, влево".
12.44.14. Егоров: "Включай".
12.44.34. Егоров: "Пошли".
12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту.
12.44.39. Егоров: "Бочка".
12.44.44. Егоров: "Хватит — угол".
12.44.51. Голосовой информатор: "Борт 42, скорость предельная".
12.44.58. Егоров: "Поворачивай".
Голосовой информатор: "Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка". 12.45.01. (команда с земли) Яцюк: "Поворот".
12.45.02. Егоров: "Выворачивай..."
12.45.05. (команда с земли) Яцюк: "Выводи".
12.45.07. (команда с земли) Третьяков: "Выводи, добавь обороты".
12.45.10. (команда с земли) Яцюк: "Форсаж".
Голосовой информатор: "Предельный угол атаки, предельная перегрузка".
12.45.11. (команда с земли) Третьяков: "Добавь обороты".
12.45.18. Остановка магнитофона.
Комментарии