Социальная справедливость, как понимать?
На модерации
Отложенный
"Социальная справедливость"
Утверждения (тезисы) и определения:
1. Справедливость - социальная форма меры соотношения реальных явлений принятой норме.
2. Поскольку понятие "справедливость" применимо только к взаимоотношениям людей (т.е. социальным отношениям), эта категория всегда социальная.
3. Исходя из сказанного, можно определить понятие справедливость следующим образом: "Справедливость - это мера соответствия реальных отношений внутри общества общепринятым нормам".
4. Вводя термин "Социальная справедливость" следует дать следующее ограничение: Социальная справедливость (СоСп) - это мера соответствия реальных отношений:
- между обществом и отдельными социальными группами (СГ);
- между обществом и индивидуумом;
- внутри СГ.
Т.е. из социальных отношений (СО) исключаются личные взаимоотношения (на уровне личностей, семей и бытовых сообществ). По сути, СоСп - это мера общественных отношений (ОО).
5. Поскольку СоСп применима ко всем сферам ОО - категория морально-нравственная и социально-экономическая.
6. В качестве оценки СоСп можно предложить следующее: Социальная справедливость (СоСп) - это степень соответствия роли СГ и Индивидуума в обществе потребляемой ими доле "общественного пирога" (и материального, и духовного, и т.п.).
7. Исходя из сказанного, для анализа СоСп главными являются следующие понятия:
7.1. Социальная структура общества.
7.2. Принятая в обществе Норма ОО (НОО) - правил общежития (ОО СГ и индивидуумов).
7.3. Роль СГ в обществе:
- реальная (вклад в изменение "общественного пирога");
- "Нормируемая" (декларируемый этой группой "вклад").
7.4. Доля потребления СГ.
8. Отсюда понятно, что в связи с изменением в ходе развития общества правил ОО, соответственно меняется понятие СоСп: СоСп эпохи феодализма не соответствует СоСп эпохи капитализма и, тем более, эпохи социализма. Можно сказать, что СоСп отражает интересы господствующей в обществе СГ (поскольку именно она декларирует эту норму). В терминах марксизма СоСп - понятие классовое!
9. Смена Нормы Общественных Отношений (НОО) - и есть Социальная Революция!
10. Развитие НОО в ходе смены общественных формаций:
10.1. Во всех досоциалистических общественных формациях принятая НОО напрямую сводилась к декларируемым понятиям:
а) в первобытно-общинном обществе "общественный пирог" делился в соответствии с иерархией в племени (той же стае): пропорционально реальной роли. Для получения большей доли надо было проявить себя как более полезного для племени за счет своих личных качеств.
б) в рабовладельческом обществе - в соответствии с количеством рабов. Сами рабы были на уровне рабочей скотины. Для получения большей доли нужно было иметь больше рабов, вне зависимости от того, как ты их получил.
в) в феодальном обществе - в соответствии с местом, занимаемом в иерархии: от работника до короля. Для получения большей доли надо было занять более высокое "место", вне зависимости от способа его получения.
г) в капиталистическом обществе - в соответствии с имеющимся "капиталом". Для получения большей доли надо иметь больший капитал, вне зависимости от способа его получения.
10.2. В социалистической формации впервые объективно возникает реальный разрыв между НОО и реальными ОО, в первую очередь вследствие неочевидности принятых норм:
а) за основу ОО принято понятие "трудового вклада" - труда. Однако, в связи со сложным характером труда, роль СГ и индивидуумов невозможно определить с такой же простотой, как в первобытно-общинном обществе (ПООб).
б) достаточно очевидным остается понятие только "количества труда": здесь имеются объективные показатели - затраченное время, полученный в результате "продукт" и т.п..
в) а вот понятие "качества" (т.е. степени "полезности" для общества или СГ самого содержания труда) является не столь очевидным. В ПООб достаточно было оценить "полезность" небольшого числа СГ: вожди - воины - охотники - собиратели - матери - иждивенцы. Сейчас оценку СГ провести намного сложнее. Да и сами СГ по сути стали "сложными системами".
г) неизбежность наличия верхнего уровня управления обществом, влияющим на основные параметры его функционирования, приводит составляющую этот уровень СГ к соблазну декларировать свой труд, не только как наиболее "качественный", но и "уникальный". Следствия: несменяемость, спецнормирование (социальное обеспечение), подстройка общества "под себя", как итог - "квази-феодальное" общество (доля "общественного пирога" зависит от места, занимаемого в иерархии).
11. Для оценки «потребления» (распределения «общественного пирога»), доля которой для каждого гражданина и СГ зависит от НОО, следует определить:
а) источники наполнения «общественного пирога» (богатства, общественных ресурсов и т.п.).
Что бы не говорили апологеты капитализма и нынешней российской ворократии, источников всего два:
- природа – по определению принадлежит всему Обществу в целом;
- труд – человеческий вклад в развитие «общественного пирога» .
Придуманный социальным жульем третий «источник» богатства – капитал (в т.ч. «деньги» и любая «собственность», как источник дохода) есть величайшая ложь в истории человечества! Без человеческого труда «капитал» (а уж такая условная «пустота», как «деньги» тем более) ничего не стоит! Даже куча золота, а тем более куча бумаги под названием «деньги» сами по себе никакого нового «богатства» никогда не создадут, сколько бы нулей не приписывал некий «финансист» на виртуальных «счетах».
б) имеющиеся в обществе формы распределения «общественного пирога». Можно выделить следующие:
- оплата труда – пропорционально вложенному общественно-полезному труду;
- процент с капитала – пропорционально «вложенному капиталу (обобществленному труду)»;
- социальное пособие – пропорционально принятому в Обществе порядку;
- присвоение (воровство) – криминальное, антиобщественное присвоение.
Поскольку источником богатства является труд
в) доля каждой формы в распределении «общественного пирога»:
- чем меньшая доля оплаты по труду, тем более паразитическим является Общество;
- чем больше доля социального пособия, тем Общество более социально развито;
г) допустимое в данной общественной формации соотношение макс/мин доходов;
12. Оплата труда – одна из форм распределения «общественного пирога», доля которой также зависит от НОО. Для оценки СоСп этой доли следует определить:
а) понятие «качество труда». По влиянию на развитие «общественного пирога» можно разделить труд на уровни:
- повседневный (результаты нужны сегодня): для поддержания текущей жизнедеятельности. Наиболее важный, но наименее сложный;
- тактический (результаты нужны завтра): для обеспечения жизнедеятельности в ближайшей перспективе. Жизненно важный, более сложный, но близок к повседневному;
- стратегический (результаты нужны в обозримой перспективе): для эволюционного развития общества в перспективе. Напрямую не влияет на текущую жизнь, служит прогрессу в потреблении. Сложный труд.
- прорывный (результаты будут нужны в далекой перспективе): для революционного развития общества в перспективе. Еще менее влияет на текущую жизнь, служит резкому прогрессу в уровне (качестве) потребления. Наиболее сложный труд.
б) отнесение имеющихся видов труда (профессий) по уровням качества;
в) отнесение имеющихся видов труда (профессий) внутри каждого уровня;
г) допустимое в данной общественной формации соотношение макс/мин доходов между уровнями и в каждом уровне;
Выводы и следствия:
1. Поскольку понятие "справедливость" применимо только к взаимоотношениям людей (т.е. социальным отношениям), эта категория всегда социальная.
2. Можно определить понятие справедливость следующим образом: "Справедливость - это мера соответствия реальных отношений внутри общества общепринятым нормам" (Нормы общественных отношений).
3. Можно сказать, что норма общественных отношений (НОО) в досоциалистические эпохи бала категорией чисто социально-экономической: мораль и нравственность подчинялись выстроенной социальной структуре общества; потребление общественных ресурсов так же напрямую соответствовало этой структуре.
4. При социализме морально-нравственные характеристики НОО начинают играть существенную роль.
5. Коммунизм можно рассматривать как общественную формацию, НОО которой основываются только на морально-нравственных критериях.
6. Следовательно, содержанием социализма, как переходной формы, состоит в постепенном переходе от социально-экономических к морально-нравстенным критериям НОО.
7. Близкой к категории СоСп является понятие "Социального равенства" (СР).
8. В общем виде, социально-экономическое ("досоциалистическое") Социальное равенство - это соответствие потребления реальному (декларируемому, принятому в обществе) вкладу в развитие общества (изменению "общественного пирога).
9. Отсюда так же, как и для СоСп понятно, что с развитием общества меняется понятие СР, которое также отражает интересы господствующей в обществе СГ. С точки зрения любой власти - в управляемом ею обществе "царствует социальное равенство". В терминах марксизма СО - так же понятие классовое!
9.1. С учетом общественных интересов, социальное равенство, кроме соответствия доли потребления вкладу, включает доступность «социально значимых ресурсов» (СЗР): образования, здравоохранения, безопасности, трудоустройства и социального обеспечения в случае неработоспособности (инвалидность, учеба, воспитание детей и т.п.).
9.2. Прогрессивная смена общественных формаций всегда сопровождалась расширением доступности СЗР для граждан, особенно социального обеспечения неработоспособных. Резкое сокращение именно доступности СЗР для граждан в ходе «реформ» - ЯРКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО-РЕГРЕССИВНОГО (а, значит, и антиобщественного) характера реформ. Следует ли после этого удивляться деградации нашего Общества в целом!
апрель 2005 года
Комментарии