Дмитрий Андрейкин: «Всегда приятно

 Дмитрий, вы успешно играли во многих детских турнирах. Так, например, в 2001 году выиграли чемпионат России среди юношей. Легко ли было стать чемпионом страны, когда тебе нет и четырнадцати лет, и, казалось бы, еще детство не улетучилось и хочется резвиться, дурачиться?

- В 2001 году мне было 11 лет, и я выиграл чемпионат России до 14. Помню, что турнир проходил в Смоленске. Само по себе достижение не великое, но было очень приятно, так как буквально за пару недель до этого я провалил чемпионат России до 12 лет в Орле. Можно сказать, реабилитировался в более старшем возрасте. Сейчас, конечно, это выглядит как детский сад, но в ту пору казалось важным. Как раз тогда, возможно, я слишком много «дурачился», поэтому долгое время не мог добиться прогресса. Причём, юношеские медали всех видов продолжали поступать в копилку, но сила игры и рейтинг практически не увеличивались. Вообще, у меня так получилось, что я выиграл свой первый чемпионат мира до 10 лет в 1999 году, а спустя 10 лет закончил выступления на юношеских соревнованиях победой на чемпионате мира до 20 лет. Символично, как говорится, закольцевал…

- Есть ли какой-то рубеж, после которого вы перешли во взрослые шахматы? Что-то изменилось в вашей жизни? Может быть, поменяли дебютный репертуар, график турниров и так далее.

- Думаю, что качественный переход во взрослые шахматы случился после моего переезда в Саратов в 2007 году. Поступив в СГСЭУ (Саратовский государственный социально-экономический университет), я начал играть за команду ВУЗа в клубном чемпионате России. У нас были две мужские команды: основная и резерв, но обе играли в Премьер-лиге. Я мог бы играть на последних досках в основной команде, но предпочёл первую доску в более слабом коллективе. Турнир проходил по круговой системе, и благодаря высокой доске мне удалось сыграть с Шировым, Морозевичем, Карповым, Иванчуком, Рублевским и ещё с несколькими сильными гроссмейстерами. Набрал в том составе 50% - был доволен как результатом, так и полученным опытом. Ну а в выборе профессии шахматиста огромную роль сыграла победа на чемпионате мира до 20 лет. Сразу получил приглашения в несколько сильных «круговиков», и жизнь стала веселее. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Алексею Сергеевичу Ветрову - нашему шахматному куратору в те годы. В университете создавались отличные условия для шахматистов, что, безусловно, положительно повлияло на моё шахматное становление. Сейчас, к сожалению, руководство ВУЗа поменялось, и интерес к шахматам сошёл на нет. Не могу сказать, что очень сильно изменил свой стиль или дебютный репертуар за последние годы. Возможно, стал более ответственно относиться к выступлениям на турнирах. 

- Дмитрий, после турнира претендентов в Ханты-Мансийске в 2014 году вы вошли в ТОП-30. Это ваше наивысшее достижение или когда-то удавалось еще выше подниматься в рейтинг-листе? В чем вам нужно прибавить, чтобы стать элитным шахматистом?

- По-моему, сейчас я занимаю 21-ю строчку в рейтинг-листе, но был и чуть повыше. В любом случае, это показатель некоторой силы, мастерства, но не то, чем стоит гордиться и чего я хочу. Конечно, очень впечатляют резкие рывки вверх Дин Лижэня, Максима Вашье-Лаграва, Уэсли Со и многих других молодых игроков, стремящихся к отметке 2800. Первое, что сразу приходит в голову, мне не хватает некой систематичности занятий шахматами, а также самодисциплины. Но говорить об этом очень легко, всё познаётся в делах и результатах…

- Расскажите о том, как вы готовитесь к турнирам?

- В основном я работаю над шахматами самостоятельно - дома c компьютером. Сборы провожу в Рязани, исключительно перед важными соревнованиями. Последний раз собирались с ребятами перед Кубком мира 2015 года. Отлично позанимались, подготовили несколько новых идей. Уже в первой партии я удивил китайского гроссмейстера Чжоу Цзяньчао выходом в сложнейший вариант Найдорфа, который до этого никогда не применял. Благодаря дебютной подготовке удалось обыграть неприятного оппонента, которому до этого уступал в счёте 0-2. В 3-м круге благодаря свежей идее с ходом 6.Фe2 в шотландской партии удалось победить Владимира Крамника. Конечно, после таких сборов чувствуешь себя на турнире гораздо увереннее. Ещё в этом году планируется несколько тренировочных мероприятий для участников сборной России.

- Сложно ли попадать в состав сборной России, и какие критерии являются основными при формировании состава команды?

- Скажем так, на данный момент попадание игроков моего уровня напрямую зависит от желания или нежелания участвовать в том или ином командном соревновании более высокорейтинговых соотечественников. Так что самый верный способ - улучшать свою игру и повышать рейтинг. Прописанной системы формирования команды у нас нет, поэтому окончательный состав определяет тренерский штаб. Если при этом вся ответственность за результат ложится на главного тренера, то думаю, это нормально.

- Дмитрий, а можете назвать шахматистов, которые являются вашими секундантами перед важными соревнованиями?

- Не хотел бы раскрывать карты раньше времени.

- Вспомните наиболее памятные победы над шахматистами топ-уровня. Вы не раз встречались с Анандом, Ароняном, Крамником ….

- Конечно, каждый «скальп» большого шахматиста приятен сам по себе. В спортивном плане самые важные победы над Топаловым и Ароняном были одержаны на турнире претендентов в 2014 году. Я плохо стартовал и, имея 2 очка из 6, встречался с Топаловым. Победа позволила закончить первый круг на мажорной ноте и значительно добавила оптимизма. Победа над Ароняном в предпоследнем туре для меня немного несвойственна. Обычно я просто выхожу и играю по позиции. А тут, прикинув расклад, что ничья мне практически ничего не даёт, а победа может улучшить моё турнирное положение на 3-4 места, я сказал себе: «Выхожу побеждать по-каспаровски».

И как ни странно, мне это удалось. В итоге разделил 3-е место. Этому результату поспособствовал и Виши Ананд. Годом ранее, на «Мемориале Таля-2013», я очень хорошо вёл нашу партию, но в какой-то момент выпустил перевес и получился теоретически ничейный эндшпиль с лишней пешкой у меня. В принципе, его можно было ещё играть достаточно долго, но из-за уважения к сопернику я согласился на ничью, а после партии несколько сожалел об этом. А спустя год - на куда более важном турнире претендентов - Ананд в первом круге не стал искать шансы на выигрыш в приятном окончании, а во второй партии и вовсе предложил ничью в довольно сложной, но выигранной позиции. Можно сказать, экс-чемпион мира ответил мне взаимностью. Безусловно, для меня памятна каждая победа над Владимиром Крамником, жаль только, что единственную партию проиграл ему именно в финале Кубка мира...

- Чемпион мира Магнус Карлсен как-то назвал вас в перспективе самым опасным противником. А какой у вас баланс личных встреч с Карлсеном? Можете назвать сильные и слабые стороны в игре норвежца?

- Трудно комментировать его слова, если это и было сказано, то очень давно. В «классику» у нас равный счёт, правда, в «сознательном» возрасте мы играли всего один раз на вышеупомянутом «Мемориале Таля-2013». Тогда партия закончилась вничью без особых приключений. А в блице борьбы было больше, правда, последнюю партию на чемпионате мира в 2015 году я проиграл в разгромном стиле. Очевидно, что сейчас Магнус - шахматист №1 с большим отрывом. Не буду оригинальным: у человека имеются все нужные качества, чтобы стать идеальным спортсменом-шахматистом. Про слабые стороны могут сказать люди, имеющие больший опыт игры с Карлсеном и лучше его знающие.

- В феврале 2016 года вы победили в турнире по рапиду в Серпухове, а в сентябре 2015 года заняли второе место в финале чемпионата Москвы по блицу. Можно ли сказать, что в последнее время у вас лучше результаты в соревнованиях с укороченным контролем времени?

- Думаю, что показателем силы должны служить турниры рангом выше. Могу вспомнить чемпионат мира по блицу в Казахстане в 2012 году, где играли все сильнейшие, включая Магнуса. Я всерьёз боролся за медали, как раз обыграл Карлсена 1,5-0,5, но несколько обидных поражений на финише отбросили меня на 5-ю строчку. Тогда мой блиц-рейтинг был 2877, даже по нынешним временам - это 3-е место в рейтинг-листе. Сейчас, как мне кажется, играю значительно хуже в укороченные дисциплины, чем 3-4 года назад. Не знаю, с чем это связано, наверное, возраст. В «классике» по собственным ощущениям медленно, но прибавляю.  Если подытожить, то на данный момент с любым контролем играю посредственно.

- Дмитрий, в Москве стартовал турнир претендентов, и многие эксперты затрудняются назвать фаворитов. А кто, на ваш взгляд, станет первым среди равных и добьется права сыграть матч с Карлсеном? Вы будете за кого-то персонально болеть?

- Каждый из претендентов мне в чём-то симпатичен. Действительно, это очень ровный и интересный турнир. В борьбе за первое место, на мой взгляд, есть несколько человек, которые по тем или иным обстоятельствам имеют меньше шансов. То есть, условные +2 в этом турнире набрать по силам каждому, но именно выйти на матч с чемпионом мира, думаю, больше всего шансов у Каруаны, так как у него, возможно, меньше «раздражителей» на этом турнире, чем у остальных, да и шахматной силы хватает. То же самое можно было бы сказать про Накамуру, но всё-таки разгромный счёт личных встреч с Карлсеном может мешать на подсознательном уровне. Конечно, это моё субъективное мнение, время покажет. В любом случае, буду очень внимательно следить за этим турниром и болеть за красивую игру.

- А у вас уже расписан график турниров до конца года? Вы играете за какие-то команды?

- Весна в этом году обещает быть достаточно насыщенной. Пара скандинавских опенов - турниры в Рейкьявике и Стокгольме, этапы Кубка России по быстрым шахматам в Суздале и Чебоксарах. Где-то между ними пройдут учебно-тренировочные сборы в Москве. Может быть, отважусь отправиться в Косово на чемпионат Европы в мае. В целом, турниров хватает, было бы желание играть. Уже несколько лет выступаю за македонский клуб «Алкалоид» - как в национальной лиге, так и на клубном чемпионате Европы.

- Какая цитата, на ваш взгляд, наиболее емко характеризует роль шахмат в современном мире?

- Затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что не думаю, что в современном мире у шахмат есть глобальная роль. Это всего лишь игра, хоть и с большой историей. А из шахматных цитат мне очень нравится высказывание Фишера: «Когда я проигрываю партию, я чувствую себя королем, который подает нищему». Наверное, с таким подходом проще воспринимать поражения… 

- Благодаря шахматам вы побывали во многих странах. Вспомните какие-то любопытные или комические ситуации, связанные с поездками за границу.

- Например, в прошлом году остались с семьёй отдохнуть на Кубе после турнира. В обеденное время традиционно лежим в номере, ибо под палящее солнце выходить не рекомендуется. И вдруг на нашем балконе останавливается люлька, выходит маляр с большой кистью и банкой токсичной краски и как ни в чём не бывало говорит: «Привет! Мы тут делаем ремонт, и сейчас я буду красить ваш балкон». Еле удалось его выгнать, неизвестно сколько бы времени ушло на выветривание запаха этой краски.