За что я уважаю Никитиных

На модерации Отложенный

Есть такой советский фильм «Дети Дон Кихота». Хороший фильм о серьёзных вещах: о том как драгоценны дети, как они индивидуальны, как важно для них быть достойным родителем. Но есть в нём моменты, которые, с моей точки зрения, запросто могут перечеркнуть его достоинства. Главный герой фильма – заведующий советским роддомом 60-х годов. И реалии здесь соответствующие – дети сразу после рождения оторваны от матери и содержатся отдельно (их лишь приносят на кормление). А когда счастливые мамы с любимыми ребятёнками собираются покидать родильный дом, наш добрый (действительно добрый и любящий детей – здесь без иронии) доктор говорит им: «Кормить строго по часам и как можно меньше держать на руках – намучаетесь!».Подумать только! Человек едва пришёл в этот мир, а его сразу лишают его главной опоры – матери (а ей самой заодно внушают мысль, что от общения с ребёнком она «намучается»). Выходит, что значительную часть времени он обделён её теплом и поддержкой. Мне можно возразить, мол, с ребёнком поговорить можно, да и регулярные кормления, переодевания, купания являются проявлением заботы о нём, должен же он это почувствовать. Но здесь нужно учесть, что все люди в детстве кинестетики – то есть воспринимают мир, в первую очередь, через прикосновение, запах и вкус. С помощью этих средств малыш, в первую очередь, будет оценивать заботу о себе и формировать привязанность. А что он будет преимущественно чувствовать, если его кормить по часам и держать на руках строго по необходимости? Пелёнки? Вкус пустышки? Запах щей? Пустоту? Таким образом в самом начале разрывается связь между матерью и ребёнком, которая потом становятся основой доверительных и крепких отношений между детьми и родителями, а затем и окружающим миром.

И действительно в те времена и годы спустя многие родители воспитывали своих детей именно таким образом, ведь так рекомендовала официальная медицина. В кругу моих знакомых таких много. И, кроме рекомендаций нашего доктора, они следовали и другим «советам». Например, самый известный из них – не реагировать на плач ребёнка, дать ему «проораться». В итоге дети вырастают во взрослых с проблемами. Во-первых, в общении с родителями – постоянное непонимание, конфликты, желание так же отвязаться от родителей, как они отвязались от своих детей в детстве, холод в отношениях. Во-вторых, в общении со внешним миром – кто-то становится агрессивным, неспособным к привязанности, кто-то наоборот болезненно привязчив, кто-то не может много общаться с людьми, работать в коллективе – ему лучше в одиночестве, кто-то же закомплексован и чувствует себя неполноценным по отношению к другим. Список можно продолжать и дальше – кто знает, как аукнется в психике человека оторванность от матери в тот период, когда он был наиболее беспомощен и от неё зависим. Вполне возможно, что были такие талантливые родители, которые могли своими последующими действиями в воспитании ребёнка компенсировать эту травму. Кто-то же просто все «учёные рекомендации» игнорировал и поступал по-своему. Вот о примере подобного подхода я и хочу сегодня напомнить – это семья Никитиных.

Никитины одними из первых заговорили о том, что ребёнка нельзя отрывать от матери в роддоме, что кормить его надо по требованию (во всяком случае, Борис Павлович, говорит, что это необходимо в первые два месяца жизни – а потом устанавливается режим удобный для матери и ребёнка) и долго, а не полгода, что нужно чаще брать его на руки и лучше спать с ним вместе. Да и не только об этом говорили Борис Павлович и Лена Алексеевна: про закалку и другие мероприятия для укрепления физического здоровья, интеллектуальное развитие, взаимоотношения между разными поколениями в семье, трудовое воспитание. Их методика воспитания на тот момент была непривычной для многих, хотя и зиждилась во многом на народных традициях и открытиях советских и зарубежных учёных.

На сайте семьи Никитиных базовые принципы этой «системы» сформулированы так:

«- Минимум медицинского вмешательства в естественный процесс беременности и родов, «возвращение к природе», обязательно — грудное вскармливание с первых минут жизни. Ответственность с врачей переходит прежде всего на родителей – на их вдумчивое, внимательное, сознательное отношение к родительству. Медики должны участвовать лишь как помощники, обладающие специальными знаниями.

— Естественная физическая культура тела: минимум одежды и всего «неестественного» — мазей, притирок, лекарств и проч., максимальный доступ к природе, спорт и физкультура с раннего возраста. В этом отношении дети Никитиных и их последователей действительно выглядели у себя дома похожими на Маугли: босые, в одних трусиках, цепкие, ловкие, сильные, быстрые. Борис Павлович сам был прекрасный разносторонний спортсмен, в свое время преподавал физкультуру в школе, поддерживал отличную форму до преклонного возраста. Культура физического тела входила в жизнь детей естественно, без принуждения: простые и доступные спортивные снаряды дома, общие спортивные игры и занятия с отцом, его заинтересованность и поддержка в этом направлении. Сюда же можно отнести и так называемое «закаливание» — легкая одежда, обливание холодной водой, хождение босиком по снегу и т.д.; скромное и простое питание. Существенно здесь то, что дети, в общем, просто делали то же, что делали и родители. Б.П. и Л.А. легко довольствовались самым скромным и в еде, и в одежде.

— «Раннее начало» (! при формулировке этого тезиса у нас возникли серьезные споры. Данный вариант принят как рабочий и будет уточняться).

Тот самый «запуск» разнообразных способностей, которые, по твердому убеждению Бориса Павловича, в изобилии заложены в каждом ребенке от рождения. Причем в раннем возрасте они настолько связаны между собой, что чем раньше малыш начинает ползать, ходить, плавать и исследовать, тем активнее развивается у него сознание и, соответственно, интеллектуальные способности (см. об этом книги и интервью И.А.Аршавского). Следовательно, считал Никитин, нужно создать очень насыщенную домашнюю среду, и ребенок будет обучаться всему просто, как обучается дышать – в доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека и т.п. Родителям же надо внимательно, без насилия и давления, помогать ребенку развиваться и двигаться вперед.

— Раннее интеллектуальное развитие – ему Б.П. уделял особое внимание. Борис Павлович был убежден, что современные ему детский сад и школа губят творческое начало в человеке, и старался, во-первых, дать максимум ДО школы, а во-вторых, уменьшить период нахождения ребенка в школе до минимума. Б.П. постарался это обосновать в своей гипотезе о «НУВЭРСе» —Необратимом Угасании Возможностей Эффективного Развития Способностей (И.А. Аршавский расшифровывал иначе: «необратимое угасание возможностей естественных резервных систем»)».

Конечно, система Никитиных – это не идеал, которому нужно безоговорочно следовать.

Но можно найти в ней много полезного именно для своей семьи. Вот, мне, например, не нравится идея «перескакивания» из класса в класс раньше срока. Не уверена я в правильности отказа от прививок и рекомендации. Сомневаюсь я, что малышей в возрасте 3-4 месяцев стоит отучать от ночных кормлений, особенно, «давая немножко поплакать» (см. книгу «Детство без болезней», стр. 61).  Да можно найти и много других сторон, которые меня не устраивают. Однако поддерживаю я их идеи закалки, многое в общении с новорожденным. Интересными мне кажутся разработанные в этой необычной семье игры (на некоторые из них я в обозримом будущем собираюсь сделать обзоры). И ещё я полностью согласна с идеей «раннего начала». Только название, по-моему, не подходит, да и в цитате указано, что по поводу формулировки этого тезиса возникли споры. Сами Борис Павлович и Лена Алексеевна говорили о своевременном развитии. То есть ребёнок в своём возрасте осваивает всё, чему сейчас способен научиться, и что ему могут предложить родители / воспитатели. Другой вопрос – как понять, к чему готов ребёнок. И Никитины дают ответ – просто создать для жизни детей такую среду, в которой он может познакомиться с самыми разными видами деятельности: «в доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека и т.п.» И не надо ограничивать мир ребёнка кроваткой или манежем. Пусть передвигается по дому свободно (единственное – родителям следует подготовить пространство таким образом, чтобы действительно опасные ситуации были исключены). Пусть видит, как остальные члены его семьи работают и отдыхают. А ребёнок сам разберётся, чем ему заняться. Родители здесь, разве что, могут выполнять роль инструкторов и тренеров. И Никитины, кстати, не первые, кто об этом говорит. Ту же идею «проповедовала» и Мария Монтессори, на систему которой во многом опирались и сами Никитины-родители.

Впрочем, я тут всё говорю «система Никитиных», да «система Никитиных», а, вот, их старший сын Алексей сказал так:

«Какой-то специальной системы никогда не существовало. Был ряд принципов, взятых из практики и здравого смысла, опиравшихся в огромной степени на традиционные подходы к физическому воспитанию детей у разных народностей, в первую очередь России, и работу педагогов, в том числе и Монтессори. Был совершенно замечательный практический опыт, доказавший жизненность и важность этих принципов».

Напоследок хочу сказать: существует множество методик воспитания и обучения детей, но нет ни одной универсальной. Почему? Правильно! Потому что дети и родители разные. Но это не означает и того, что все эти методики бесполезны. Стоит их изучать и брать из них то, что подходит конкретно Вам и Вашему ребёнку, руководствуясь своей «практикой и здравым смыслом» – найти свою меру.