Ошибки «опытных людей» или «дай мне сделать самому»

На модерации Отложенный

Опыт – это важно, и с этим сложно поспорить. Это касается и каждого отдельного человека, и всего человечества. Именно на основе имеющегося опыта можно развиваться, идти дальше. Представьте, что каждому новому поколению людей снова пришлось бы изобретать речь, разбираться в съедобных и несъедобных продуктах, учиться добывать огонь… Да мы бы так и застряли в пещерах: всё, что создавалось прежде, забывалось бы нашими преемниками, силы бы, по сути, расходовались впустую. Для каждого нового прорыва нужна отправная точка, её-то нам и обеспечивают предыдущие поколения. Исходя из известного, люди двигаются дальше, познают новое, и чем выше располагается эта «стартовая площадка», тем большего они могут достичь в дальнейшем.

Но многие забывают о том, откуда берётся этот опыт – из творчества, из исследования окружающего мира, из мышления человека. Из огромного количества попыток понять окружающую действительность и преобразовать её и из многих ошибок на этом пути, из-за которых он становится необычайно трудным. Это необходимо – лишённый всех этих возможностей человек превращается в теплолюбивое растение, в овощ, если хотите, способный лишь потреблять уже имеющееся и переработанное в удобоваримую форму. И, что интересно, некоторые представители старшего поколения изо всех сил стараются превратить представителей младшего в подобные овощи, просто нарушая меру в передаче опыта и преемственности, и не давая «молодёжи» накапливать свой личный опыт и развивать многие важные личностные качества на этой основе. Они стараются оградить следующие поколения от любой возможности спотыкаться и делать ошибки, стремятся облегчить им (а заодно и себе, как видно будет далее) жизнь, лишая их возможности развиваться и мыслить самостоятельно и, следовательно, двигаться вперёд и достигать нового. При этом они начинают возвеличивать уже имеющийся личный и общественный опыт в ранг единственно верного и непререкаемого, стремясь навязать его тем, кому передают этот мир по наследству. Это является одной из причин печально известного конфликта поколений «отцов» и «детей».

Какие же конкретно ошибки совершают наши более «зрелые» друзья?

Ошибка первая: стремление оградить от самостоятельной работы и мышления

Это даже не стремление помочь или передать все свои, нужные и ненужные, знания дальше. Это уверенность в абсолютной беспомощности «юнцов» и их неприспособленности к работе. Здесь возникает ситуация, когда чрезмерная самостоятельность одного человека ущемляет самостоятельность другого в ущерб развитию последнего.

Вот, например, есть такой тип родителей (и таких немало), которые стремятся всё сделать за своего ребёнка. Поступают они так по разным причинам. Бывают случаи, когда родители сознательно ограждают детей от труда, так как им намного проще самим сразу сделать правильно, чем потом переделывать за ребёнком, который только учится. Есть и другое соображение, которое можно выразить во фразе «наработается ещё». Мол, жалко дитятко, пусть наслаждается детством. Зачем ему работать в столь нежном возрасте? Да, в обоих случаях ребёнок не перенапрягается и не мешает работать, но что мы получим в итоге? В итоге высок риск воспитать лентяя и даже законченного эгоиста, которому и пальцем не захочется пошевелить ни для себя, ни для других. Бывает и что воспитанный подобным образом ребёнок каким-то чудом вырастает во взрослого человека с совестью, и ему стыдно быть лентяем и эгоистом, но ему намного тяжелее трудиться чем тем, кто приучен к этому с детства – сложнее самоорганизоваться, сложнее выполнять какие-то манипуляции. А ещё зачастую формируется неуверенность в собственных силах – человек просто не верит, что может работать хорошо (ведь недаром родители не доверяли ему). Здоровое отношение к труду, желание и умение работать – всё это должно воспитываться в людях с раннего детства, чтобы в более взрослом возрасте не возникло проблем ни в отношениях с другими людьми, ни в трудовой деятельности. Причём, считается, что оптимальным возрастом для начала «трудового воспитания» является возраст уже до трёх лет. Когда ребёнок понимает, что можно использовать разные предметы как инструменты, что он может совершать те же действия, что и окружающие люди (например, мыть пол тряпкой, как мама), он будет стараться подражать взрослым. Не надо его отгонять и отбирать оказавшийся в шустрых ручках предмет (если он, конечно, безопасен для малыша и окружающих) – позвольте ему учиться, уже сейчас, ведь иначе позже и ему, и вам будет сложнее. Известные педагоги (например, Мария Монтессори) предлагают обязательно давать детям какую-либо, пусть простую, но реальную работу по дому, которая имела бы результат. Разумеется, по мере того, как ребёнок развивается, задачи должны усложняться. Этот метод воспитания не только позволяет вырастить настоящего Человека Труда, но и просто подарит малышу много радости, не меньше, чем игра, ведь дети любят работать, помогать, любят, когда им доверяют и «включают» во взрослую жизнь.

Есть люди, которые этим не ограничиваются. Они стремятся ещё и думать за ребёнка в любой ситуации, решают за него все вопросы, начиная с глобальных – веры, семейной жизни, профессии, и заканчивая такими мелочами, как одежда, игры, маршрут до школы и т. п. А если дитя выполняет какое-либо действие, они заранее любят рассказать весь алгоритм, не давая возможности додуматься самостоятельно. Причём речь здесь идёт не о работе со сложными механизмами или создании кулинарного шедевра. Вот, например, в одной из книг Никитиных, я прочла описание такого случая:

«А на другой день послала мама Алёшу отнести кастрюльку с остатками каши на кухню. Алёша остановился перед закрытой дверью и не знает, как быть.

– Никак! – произносит он с сердцем. Мешает кастрюля в руках. Бабушка Дина слышит Алёшино досадливое «никак» и спешит ему на помощь. Но папа уже начеку и опять отрезает ей путь.

– Это задача, каких в жизни бывает много. Пусть попробует решить её сам.

– Но ведь он ещё не знает, как её решать. Ему в первый раз надо показать, рассказать, научить надо. А ты требуешь от него невозможного, – энергично протестует бабушка Дина.

– А кто первый раз объяснял, как надо спутник запускать? Или космические корабли? – не сдается папа. – Додумываются же люди до всего? И никто им даже первый раз не объясняет!

Алёша не ждет конца этого спора, ставит на пол кастрюльку и, ухватившись за ручку двери, открывает её. Это, конечно, не открытие Америки, но это одно из решений задачи.

– Вот вам и невозможное! – радуется папа новой Алёшиной победе. А бабушке приходится молчать. Она только что доказывала, что в первый раз это невозможно.» (Л. А. и Б. П. Никитины «Мы, наши дети и внуки»)

В описанном ваше случае всё могло бы закончиться иначе – бабушка бы подсказала, и Алёша поступил бы по подсказке.

Кастрюльке с кашей всё это безразлично, конечно, но мальчик лишился бы лишней возможности потренировать смекалку. А, ведь, есть множество семей, где такие бабушки, мамы и прочие воспитатели регулярно думают за ребёнка. Часто даже с новой игрушкой не дают самому разобраться и всё разжёвывают. И потом, много позже, когда «дитё», скажем, поступает в ВУЗ, они сами звонят в желаемое заведение (нередко ими же и выбранное), узнают, какие требования при поступлении, какие документы нужны, куда отдать и прочее и сообщают ребёнку, а то и сами идут с ним.

Грешат этим не только родители. Вот, например, в школе, в университете, сколько молодых людей страдало от того, что их понимание той или иной темы (литературного произведения, исторического события, психологического эксперимента и т. д.) не совпадало с описанным в учебниках, принятым в науке или хотя бы самим преподавателем. Предпочтительно отвечать так, как учат, а не так как кажется правильным лично тебе. Ведь ты неопытный и несмышлёный не можешь спорить с маститыми и признанными. А ещё так проще. Ведь иной подход требует известной гибкости в мышлении и действиях педагога. Куда легче просто всем вдолбить одно и то же, а потом это же и спрашивать. Довольно забавный случай был в моей жизни. ЕГЭ начинали вводить как раз тогда, когда я заканчивала школу. Параллельно с ЕГЭ по русскому языку у нас ввели обязательный устный экзамен по литературе. Что сделала наша учительница, чтобы подготовить нас к экзамену? Взяла какой-то тётей написанную книжку о том, как надо отвечать на вопросы билетов, и надиктовала нам её содержание. Зачем читать произведения, зачем искать их смысл самостоятельно (чем мы и должны были заниматься на литературе все годы нашего школьного обучения), если можно вызубрить готовые выводы? К слову, я так и сделала. Получила пятёрку и восторженную реакцию экзаменаторов. Но только какой толк был для меня от таких уроков литературы? Как они помогли становлению моей личности?

Вот здесь и кроется оболванивание людей. Таким способом и родителями, и образовательными учреждениями, воспитывается несамостоятельность мышления, потребность в указке, подсказке, авторитете, на чьё мнение можно ссылаться. А надо бы дать возможность подумать, самостоятельно решить задачу, дать возможность выполнить действие, подключаясь лишь в наиболее сложных ситуациях (желательно тогда, когда ребёнок сам об этом попросит, либо если может случиться что-то страшное и непоправимое).

Ошибка вторая: приложение своего опыта к жизни другого человека

«У меня не получилось, значит и у тебя не получится» — довольно популярная, к сожалению, фраза. Дело всё в том, что люди старшего поколения очень любят всё измерять своим либо историческим опытом. Он кажется им универсальным, годным на все случаи жизни. «Старики» с иронией, усмешкой или тревогой поглядывают на «молодёжь», которая пытается решить задачи, оказавшиеся им либо другим представителям человечества не по силам.

Эта ошибка является вариантом другой, более глобальной – желанием «чесать всех под одну гребёнку». Распознать человека, имеющего слабость к этому занятию можно очень легко по фразам типа «все … делают только так-то», «все … хотят только того-то» «они/мы (не) смогли и (вы) не сможете», «Почему ты не поступишь так же, как и господин N? Вот он так поступил, и у него теперь всё замечательно», «выше головы не прыгнешь». При этом возраст образцов для подражания и референтных групп не всегда имеет значение.

Тем, кто позволяет себе подобным образом заблуждаться, следует понять одну вещь – все люди разные и живут в разных условиях. Если бы они действительно обладали одинаковыми способностями, то не было бы того прогресса, который мы наблюдаем в ходе исторического развития. Он существует во многом за счёт тех, кто совершил, казалось, невозможное – преодолел силу земного притяжения, позволил человеку стать более зорким, чем любая птица, более быстрым, чем гепард и пр. Они как раз и пошли против неудачного опыта предыдущих поколений. Ну, и, разумеется, отталкивались от удачного.

Удивительно, что люди, называющие себя мудрыми и опытными, познавшими жизнь, не познали всего её многообразия, её изменчивости и силы человеческой мысли.

Ошибка третья: навязывание своего опыта

Она является, если можно так выразиться, ошибкой, объединяющей предыдущие две. Люди старшего возраста считают, что без их опыта младшие не справятся. Поэтому в любой ситуации необходимо советовать, даже если не просят. Нужно навязчиво вмешиваться в жизнь других людей, ведь «я лучше знаю, как надо, я же старше, я жизнь прожил». И неважно, что подобное вмешательство может только внести сумятицу и разброд, а если у человека слабо развита воля, расслабляет его, лишает самостоятельности.

Что же делать? Как же обеспечить ту самую преемственность поколений, накапливая полезный опыт и не лишаясь возможности действовать и думать самостоятельно? Этого можно достигнуть, если люди научатся понимать, когда можно давать совет, а когда он окажется лишним, если они перестанут вешать на окружающих «ярлыки», и жить, опираясь на догмы, если они разовьют в себе чувство такта, терпение и сдержанность, и, что важно, доверие к тем, кого считают ещё недостаточно знающими и умеющими. И необходимо, конечно, коренным образом поменять концепцию воспитания детей – они должны учиться самостоятельно брать у предыдущих поколений всё самое необходимое. Опять же, посмотрите на маленьких детей – они, в основном, обучаются наблюдая, подражая, зачастую ошибаясь, но пробуя снова и снова, исправляя ошибки и, таким образом, развиваясь. Общество, семья могут лишь аккуратно направлять развитие ребёнка, воспитывать примером и давать ему новые возможности для познания и всестороннего развития и воспитания в себе самостоятельности мышления и деятельности. Эти советы выглядят слишком абстрактными, но здесь конкретное можно советовать только в конкретной ситуации. А предлагая готовый алгоритм решения задачи, не уподоблюсь ли я тем «опытным советчикам»?

P. S. А знаете, что самое забавное? Что родители, совершающие описанные выше ошибки, нередко упрекают своих детей в… несамостоятельности, безынициативности и несмышлёности. ТА-ДАМ!