СТРАХ НИЩЕТЫ

На модерации Отложенный Психологическим центром Рамиля Гарифуллина были проведены исследования среди тех, кто обращался к ним с проблемой безденежья. Клиентам был задан такой философский вопрос: с чем вы ассоциируете “метафизическое НИЧТО”, то есть крайнюю безысходность? Большинство опрошенных так и не поняли, чего от них хотят.

20 процентов респондентов связали безысходность с прострацией, которую они испытали в детстве. К примеру, когда малыш проснулся в полном одиночестве в запертой комнате, остался ночевать в детском саду, заблудился в лесу... Ребенок почувствовал подавленность и ужас от того, что любимые родители его предали, бросили. 8 процентов пациентов ассоциировали крайнюю безысходность с жизнью бомжей, страдающих от холода, голода и одиночества. Респонденты представляли, как бродяги убегают от преследователей, умирают. 4 процента горожан увидели “метафизическое НИЧТО” в существовании бродячих животных, которым нет достойного места на грешной земле, их истребляют, над ними издеваются, они погибают мучительной смертью.

И лишь ничтожно малое количество респондентов связали обостренное чувство беспокойства, безысходности только лишь с единственным - возможной нищетой. Как выяснилось, все они когда-то испытали полное безденежье, поэтому им больно даже вспоминать о том времени, не говоря уже о его повторении. По результатам исследований можно сделать вывод: чаще всего люди боятся не именно безденежья, а каких-либо негативных психологических переживаний из прошлого, некой прострации. А страх нищеты - это выдуманный страх, иллюзии. То есть, даже судя по ответам респондентов, безденежье - еще не безысходность. Поэтому стоит ли его опасаться? Попробуем провести “психоанализ безденежья”, поскольку мнимый или реальный страх перед нищетой в нашем эфемерном обществе терзает и обыкновенного слесаря, и известного банкира...

Для многих людей остаться без средств к существованию, означает попасть в безвыходную ситуацию. По сути дела это столкновение человека с неким НИЧТО, которое может ощущаться по-разному. Во-первых, на метафизическом уровне, то есть безысходность (или НИЧТО) проявляется однозначно: я уничтожен как личность. И здесь велика вероятность суицида, так как у субъекта напрочь отсутствует защитная реакция на подобное восприятие.

Такие люди лишены всякой пластичности, не признают промежуточных тонов и не обладают механизмами самообмана (то есть не умеют манипулировать собой в целях выживания). Во-вторых, НИЧТО может ощущаться на психологическом уровне: конечно, я переживаю, но о самоубийстве не может быть и речи, к тому же, если я крепко возьмусь за дело, то обязательно вылезу “из грязи в князи”. В общем, надежда в таких людях теплится и способности к самоманипуляции у них есть. А отсутствие упаднического настроения - это УЖЕ начальный капитал. В-третьих, НИЧТО - на материальном уровне. Человек не падает духом, не терзает себя психологическими переживаниями, а прямо говорит: сейчас я нищий, но обязательно разбогатею. Страх нищеты делает некоторых людей действительно нищими. Или попрошайками, которых можно разделить на три группы.

Первая группа, хоть и незначительная, но зато ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, или ЭЛИТАРНАЯ, - это бывшие учителя, врачи и прочие работники интеллигентных профессий. Они имеют определенный опыт общения, сохранили кое-какую внутреннюю культуру, но тем не менее стоят с протянутой рукой. “Пусть я размажу свой стыд, как масло по тарелке, и буду краснеть много раз в течение дня, чем единожды останусь голодной”, - призналась одна попрошайка из бывших педагогов.
С метафизического уровня (большого стыда - на грани суицида) попрошайки спускаются на психологический - краснеют, но клянчат. А позже переходят на материальный уровень - становятся профессиональными попрошайками и уже не переживают по поводу нового вида деятельности. Многие из них даже проявляют своего рода творчество, вырабатывая определенную тактику и стратегию.

Например, некий интеллектуальный “предприниматель” попрошайничает лишь раз в месяц: он выясняет, когда и в каком ресторане “заседают” большие чиновники, которые, естественно, время от времени выходят всем скопом покурить. “Нищий” знает, что пьяная тусовка - добрая тусовка, поэтому он появляется и, бросив для затравки какую-нибудь удачно продуманную фразу, устраивает что-то типа аукциона. Среди менов начинается игра - кто кого богаче и щедрее. “Иногда и долларами могут завалить”,- похвастался находчивый товарищ. Вторая группа - ОТКРОВЕННЫЕ, или СПОНТАННЫЕ, попрошайки, то есть люди, которым действительно тяжко живется на белом свете, поэтому они преследуют единственную цель: скорее набрать денег, а затем поесть или напиться. Третья группа - ОРГАНИЗОВАННЫЕ попрошайки. Это прямо-таки “мафиозные кланы” со своими боссами, “крышей” бухгалтерией, налоговой системой, “профсоюзами”... в общем, имеющие соответствующую инфраструктуру.

Нередко бывает, что к психологу приходит женщина (или мужчина) и со слезами на глазах начинает вещать о постигшей ее нищете. Во время психоанализа выясняется, что у нее с дочкой нелады или муж бросил. И вот в этих-то случаях и появляется истинный СТРАХ. А страх безденежья - это поверхностная причина, которую можно попытаться снять с помощью нехитрых психологических упражнений. К примеру, вы представляете себя в роли бродяги: на улице холодно, а вам - голодно, в общем, полная безысходность. Бомж сидит в кресле напротив и беседует с вами - благополучным, респектабельным человеком. Происходит диалог о преимуществах и недостатках жизни бродяги и богача. ! - Да, ты бездомный, нищий, но свободный и ни от кого не зависишь. А я сытый “денежный мешок”, но в любой момент могу получить пулю в затылок или сесть за тюремную решетку...

Перепалка может продолжаться долго, но лучше, чтобы это происходило в кабинете психолога, поскольку специалист поможет не только доказать, что ваша ситуация не безнадежна, и, как говорил Гораций, “с ростом богатства растут и заботы”, но и раскрыть в вас таланты, которые уж точно не дадут пропасть. Самая большая беда гомо сапиенс - за страхом забывать о своих способностях. “Сколько же есть вещей, без которых можно жить!” - восклицал мудрый Сократ. Встречаются люди, которые безбедно могут просуществовать, к примеру, на 10 рэ в месяц (знаю такого казанца), а был случай, когда некий миллиардер умер голодной смертью с пачкой долларов в кармане. У последнего субъекта страх перед нищетой был настолько велик, что он напрочь потерял аппетит. Существует феномен “грешных страстей”, когда индивид, привыкший к излишествам, не может утолить какой-либо “голод”, будь то сексуальный, пищевой, вещевой или прочий. Что ж, лучше уж умерить свой пыл. Конечно, это крайности. Но все-таки еще Кант утверждал, что “склонность к удобствам в человеке хуже любого другого зла в жизни”.