Кто и как грабит Россию .

Эту статью меня побудили написать множество аналитических отчетов разных экономистов, пытающихся спрогнозировать сценарии мирового финансового краха. Большинство из них отказывается разобраться даже в базовых понятиях современного рынка международного кредитования, зато ссылаются на сотни индикаторов и статистических показателей. Мне грустно читать то, что они пишут.

Россия колониальная страна.

Для человека, который живет в России, подобное заявление выглядит кощунством. Как получилось, что великая своими историческими подвигами и могущественная страна, стала колонией. Страна, которая объединила в себе сотни народов – колония? Страна, которая многие века носила статус империи – колония? «Да», отвечу я, сейчас Россия – это колония. 

Современная мировая колониальная система значительно отличается от классического периода колонизации. Признаки классической колониальной системы, четко определены исследователями, но сейчас большая часть признаков потеряла свою актуальность. Кроме самого главного:

Признак колониальной страны (экономический).

Главный признак современной колонии это - экономическая эксплуатация природных богатств колонии и труда аборигенов в пользу метрополии, что обязательно приводит к торможению экономического развития и деградации колонии.

Хотим стать колонией.

Точная дата подписания Россией колониального соглашения - 2 Июня 1992 года. Именно в этот день Россия стала 165-м членом Международного валютного фонда (МВФ). В течение следующих 3-х месяцев в соответствие с конвенцией МВФ (один из главных авторов - Джон Мейнард Кейнс) был принят Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации". Состоящий всего из 15 статей. Закон очень жестко ограничивал возможности по самостоятельному управлению экономикой страны.

В соответствие с конвенцией МВФ и принятым законом – Центральный Банк потерял право кредитовать правительство Российский Федерации. Как же после этого в оборот попадают рубли? МВФ ограничил возможности до одного способа – через покупку валюты на бирже. Таким образом, ЦБ мог напечатать рублей ровно столько, сколько долларов и других валют было куплено им на бирже. 

Для меня очень странно, что эта схема не вызывает хотя бы тихого шепота, – «грабят». Ведь действительно грабят. Но грабеж состоит из двух этапов. Попробую рассмотреть их, не углубляясь в сложность мировой финансовой системы.

Грабеж для начинающих. 1 уровень.

Мы уже выяснили, что жесткие ограничения МВФ на денежную эмиссию привели к необходимости огромного потока экспорта товаров. Для того чтобы создать минимальную рублевую денежную массу для развития экономики – страна была вынуждена продавать нефть и газ.

Вместо того, чтобы обязать Центральный банк эмитировать достаточное количество кредитной денежной массы для функционирования экономики (за исключением сеньоража ~0,6%), Россия была вынуждена заплатить порядка 500 млрд. долларов за возможность иметь рублевую денежную массу.

Если рассматривать схему с точки зрения российской компании – то грабежа как бы и нет. Российская компания продает нефть, газ, металлы и прочие ресурсы, за иностранную валюту. После этого компания валюту продает на бирже и наконец-то получает рубли, которые надо заплатить в виде налогов и зарплаты.

А теперь внимание рассмотрим ситуацию с точки зрения иностранного финансового холдинга, имеющего в группе банк развития. Банк развития выдает кредит 10 млрд. долларов российской компании, добывающей нефть. Компания добывает нефть и продает в течение года нефть иностранному холдингу на 5 млрд. долларов. Вследствие существующих ограничений - российская компания вынуждена продать всю полученную валюту Центральному банку, в обмен на рубли. А это 15 млрд. долларов. Центральный банк, вследствие существующих ограничений – вынужден разместить эти 15 млрд. долларов в ценных бумагах этого иностранного холдинга (ААА).

Итог: Иностранный холдинг не потратил ни 1 доллара. Но получил нефти в эквиваленте 5 млрд. долларов.

Кроме того на холдинге появился виртуальный долг в размере 15 млрд. долларов. Особенность этого долга в том, что возвращать его не надо, просто плати смешные проценты (3% - 4%). В активах холдинга висит кредит на 10 мдрд. долларов, который в случае изменения рыночной конъюнктуры на рынке нефти (нарушение ковенант), холдинг может потребовать погасить досрочно (ставка то 10% - 12%). А значит при необходимости крупный финансовый холдинг, может забрать себе российскую нефтяную компанию, так сказать в счет уплаты долга.

Вывод: Размер золотовалютных резервов страны, показывает сумму, на которую эта страна была ограблена.

Поправка. Золото из этой суммы нужно, все таки, вычесть. Но, с учетом того, что его доля составляет у развивающихся стран в среднем всего 2% от ЗВР – объемами золота можно пренебречь.

Если отойти от сложных терминов и попробовать провести аналогию – то описанная выше ситуация более близка к термину набег с грабежом. Следующий уровень разграбления экономики страны я бы назвал – обложение данью. Рассмотрим, как он работает.

Грабеж по-настоящему. Уровень 2.

В основе способа по-прежнему находятся – золотовалютные резервы.

Отношения происходят в системе международного кредитования. 

Рассмотрим 4-х участников финансового рынка в России. (1) Минфин, (2) крупный коммерческий банк, (3) мелкий коммерческий банк, (4) средняя производственная компания. Предположим, что все эти участники хотят выйти на рынок международного кредитования и взять кредит в американском банке.

Ставки по кредитам будут примерно такими (кредит на 2 года) – для Минфина (1) – 6%, (2) – 8%, (3) – 11%, (4) – 15%. Валюта кредита – доллары США. Все участники согласились взять кредит. Международный банк развития дал каждому по 1 млрд. долларов.

Допустим, что каждый из указанных участников рынка тут же продает полученную валюту на бирже. Золотовалютные резервы увеличиваются на 4 млрд. долларов. Центральный банк размещает эти 4 млрд. в казначейских ценных бумагах правительства США, выкупая их у банка-кредитора. Круг замкнулся.

Вроде бы все честно и ровно. Но возникает разница в ставках, а ставки в свою очередь зависят от кредитного рейтинга страны и заемщика. Система отлажена так, что любая развивающаяся страна (по терминологии МВФ) серьезно ограничена кредитными рейтингами. Международный кредитный рейтинг устанавливается 3 агентствами (известно, что при расчете рейтинга используются сложные экспертные методы – но фактически устанавливают его по рекомендациям МВФ). 

Разница в ставках огромна. 4 участника российского рынка получили кредит в среднем по ставке 10%. ЦБ России разместил золотовалютные резервы в казначейских облигациях под плавающую ставку, в основе которой учетная ставка ФРС. Фактически ставка размещения колеблется на уровне 2%-3%.

Итог: Российские компании и банки берут иностранные кредиты по ставке 10%, а размещают полученную валюту под 3%. Разница в 7% - если оперировать масштабами страны – огромна. Возьмем среднюю расчетную цифру ЗВР за 2009 год как 400 млрд. долларов.

Вывод: Российская экономика ежегодно платит 400*7% = 25-28 млрд. долларов в пользу стран, из валют которых состоят ее золотовалютные резервы.

Эта сумма сопоставима с годовой прибылью компании Газпром, и составляет около 3% от ВВП. Для обеспечения оплаты экономической дани в России работают около 2 млн. человек.

Искусство грабежа. Уровень 3.

Метрополии, помимо того, что обладают огромными возможностями по обложению данью стран развивающихся. Так еще и оставляют для себя рычаги для управления размером дани. Один из самых простых рычагов – учетные ставка ФРС и Европейского ЦБ. 

Если в какой-то год в экономике США наблюдается рецессия, ФРС моментально реагирует понижением учетной ставки. Понижение на каждые 0,25% базисной учетной ставки приносят экономике США примерно 25 млрд. долларов в год.

А платят эти деньги Россия, Китай и другие страны, имеющие крупные золотовалютные резервы.

Если же метрополии хотят, чтобы дойные коровы немножко разжирели – они повышают учетные ставки. Это приводит к значительному росту экономической активности и благосостояния зависимых стран.

Наш дефицит бюджета – ваша проблема.

Дальше я расскажу о том, как США компенсирует дефицит бюджета. Дефицит бюджета США в год составляет около 1,5 трлн. долларов. Страна может жить с таким дефицитом бюджета только в том случае, если инфляция в стране составляет примерно 15-16%. Но поскольку США заявляет об инфляции только около 3%. Значит, остальную часть бюджетного дефицита страна компенсирует из других источников. Одним из основных источников покрытия дефицита бюджета служат выплаты колоний. Анализируя общемировую цифру международных резервов разных стран (около 12 трлн. долл.) можно сделать вывод, что бюджетный дефицит минимум на 600-800 млрд. долл. в год компенсируется другими странами.

Консолидированный дефицит бюджета Евросоюза составляет примерно 300 млрд. долларов. Часть золотовалютных резервов большинства стран размещена, в том числе, в евро. Страны Европы всегда славились своими замашками на статус метрополии. На долю Евросоюза приходится примерно 200 млрд. долларов собираемых с колоний налогов.

Возникает вопрос, как же эти деньги, распределенные между субъектами экономики метрополии компенсируют дефицит бюджета? Ответ довольно прост - через непомерный государственный долг.

Вывод: Государственный долг США - величина на которую были ограблены страны-колонии.

В силу экономических обстоятельств, государственный долг не требует возврата, потому что не существует инструментов его вернуть. Иллюзия платности этого долга так же не должна смущать, потому что платят по нему развивающиеся страны.

А теперь обратим внимание на великолепное табло, установленное в центре Нью-Йорка. Оно отображает многозначительную цифру государственного долга, которая кажется бесконечностью любому. Но взгялните на это с другой стороны. В финансовой столице мира установлен памятник величия американской метрополии. Памятник грабежу. Каждый новый миллиард долларов на этом табло - должен вызывать благоговение у любого американца, потому что эти деньги были изъяты у колоний и впрыснуты в экономику США. И пока это число не стало снижаться - каждый американец может быть спокоен, потому что величайшие финансовые умы Америки заботятся о нем.