Отказавшись от антисталинизма, придётся, глядишь, и приватизацию пересмотреть. И даже – подумать страшно! – прямо взглянуть на наше полуколониальное положение.
Что думает лично Мария Захарова про Сталина и вообще советскую историю? Вполне возможно – ничего. Просто делает, что положено, да и дело с концом. Я нередко встречала чиновников, которые твёрдо выражали какие-то взгляды, которые лично для них ничего не значили: они думали о соответствующих предметах не более, чем я по вопросам, например, шоу бизнеса. Это не худо и не хорошо, просто факт такой. Я вовсе не утверждаю, что Мария Захарова такая – я с нею не знакома. Но что таких много – это точно. Моя дочка, изучающая сейчас «Войну и мир», выудила интересную цитату. Это говорит князь Андрей Болконский: «…мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела». Сегодня этот второй тип – довольно ходовой, возможно, преобладающий.
Впрочем мне кажется, что Мария Захарова вполне искренне и убеждённо разделяет общеинтеллигентское отвращение к Сталину, а заодно и к советской цивилизации в целом. К тому же «наша Маша» – женщина, а дамы обычно при упоминании репрессий страдальчески прижимают пальцы к вискам и просят прекратить говорить ужасы. На это обратил внимание сто лет назад Николай Бердяев в статье «О частном и историческом взгляде на жизнь»:
«У женщин очень слабо развито чувство истории, их очень трудно довести до сознания исторической задачи и исторической ценности, их взгляд на жизнь – безнадежно и безвыходно "частный". Женское частное сострадание может привести к увеличению страданий, ибо оно не видит общей перспективы человеческой жизни, целиком захвачено временно-частным… Но в отношении к жизни русской интеллигенции, да и вообще русских людей есть как бы преобладание женственного, господства чувства женственного сострадания, женственных "частных" оценок, женственного отвращения к истории, к жестокости и суровости всего исторического, к холоду и огню восходящего ввысь духа».
«Женский взгляд» может быть свойствен всем без различия пола, но женщинам он, конечно, свойствен чаще. Скорее всего, и «нашей Маше» тоже. К несчастью, мы ещё увидим печальные последствия политической сентиментальности и стремления уйти от «ужас-ужас-ужаса» любой ценой и во что бы то ни стало.
«По личному своему опыту каждый человек знает, что боязливая и размягчающая отсрочка некоторых страданий и жертв ведет лишь к тому, что в будущем эти страдания и жертвы делаются еще большими», – писал Бердяев в той же статье.
Так что не надо удивляться антисталинизму нашей в полном смысле Маши. Удивительно было бы обратное.
Татьяна Воеводина
Комментарии